Место экологического права в правовой системе

Экологическое право является комплексной отраслью. Иногда ее называют суперотраслью.

Комплексный характер отрасли экологического права определен тем, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях российского права, включая гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и другие. Процесс отражения экологических требований в этих отраслях права получил название экологизации перечисленных отраслей.

Конституционное право. В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Из этого конституционного положения следует вывод, что в процессе развития и совершенствования каждой отрасли российского законодательства законодательная власть должна предусматривать характерные для каждой из них правовые меры по обеспечению корректного отношения общества к природе с учетом интересов как самой природы, так и человека, исходя из необходимости и возможности обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Экологическое право тесно связано с административным правом. Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются чаще всего исполнительно-распорядительные акты органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Так, например, заключение государственной экологической экспертизы утверждает уполномоченный орган государственной власти РФ либо субъекта РФ. Смежным институтом экологического и административного права является совокупность норм, регулирующих организацию и деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере охраны и использования окружающей среды. Административное право регулирует порядок деятельности этих органов, устанавливает их компетенцию по осуществлению соответствующих функций управления. Экологическое право в отличие от административного определяет содержание деятельности исполнительных органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды. Кроме того, специфика экологических отношений определяет осуществление особых функций управления, например, таких как государственная экологическая экспертиза, мониторинг окружающей среды.

КоАП установлена ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды.

Экологическое право имеет некоторые смежные с гражданским правом предметы регулирования. Так, гражданское законодательство устанавливает основы права собственности и имущественного оборота земли и иных природных ресурсов. В соответствии с ГК и ЗК земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и о других природных ресурсах. Следовательно, приоритет в данной области отдается природоресурсному законодательству.

В ряде случаев природоресурсным законодательством предусмотрено заключение договоров между специально уполномоченным органом государственной власти и природопользователем. К данным правоотношениям применимы нормы подраздела о договорах ГК.

Например, подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и несет ответственность за нарушение данных требований. При причинении в результате экологического правонарушения вреда личности или имуществу гражданина или юридического лица применяются нормы ГК об обязательствах вследствие причинения вреда.

Требования в области охраны окружающей среды содержат также законодательные акты, регулирующие различные сферы хозяйственной деятельности. К ним относятся, например, ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ФЗ «О радиационной безопасности», ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

Правовое регулирование отношений в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Существуют структуры, обеспечивающие цели экоправа: природоохранные прокуратуры, экополиция, Международный экологический трибунал в Мадриде, ведомства. Для контроля и надзора.

2. Источники экологического права: понятие, классификация, система. Характеристика Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Источники экологического права-это нормативные акты, принятые уполномоченными на то госорганами и органами МСУ в установленной форме и с соблюдением определённой процедуры, регулирующие общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экобезопасности.

Центральную позицию в системе национального экологического законодательства занимает Конституция РФ. Нормативные предписания конституционного характера определяют основные направления развития экологического права, устанавливают пределы правового регулирования рассматриваемой отрасли. В Конституции содержатся нормы-принципы, которые создают основы правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере охраны окружающей среды и природопользования, определяют главные направления госэкополитики.

Конституция закрепляет право собственности на землю и природные ресурсы. В Конституции закреплены основные права и обязанности граждан: право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о её состоянии, на возмещение ущерба здоровью и имуществу от экоправонарушения, обязанность каждого сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам.

Конституция закрепляет разграничение ведения РФ и субъектов в экоотношениях. Проведение в РФ единой госполитики в области экологии обеспечивает правительство РФ.

Общественный источник экологического права-это экологическое законодательство, которое условно разделяется на три подсистемы:

1. Нормативные акты комплексного регулирования, создаваемые на основе и в соответствии с Конституцией. Например, ФЗ Об охране окружающей среды. Данный закон является основным комплексным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере охраны природной среды. Предмет правого регулирования данного закона составляют отношения в сфере взаимодействия общества и природы, которые возникают при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду. Нормы закона устанавливают:

А) основные принципы охраны окружающей среды, объекты охраны.

Б) основы управления в области охраны окружающей среды.

В) права и обязанности граждан, общественных некоммерческих объединений.

Г) методы экономического регулирования, основы нормирования.

Д) требования в области охраны окружающей среды при хозяйственной и иной деятельности.

Е) основы организации и проведения различных видов экоконтроля.

2. Нормативные акты, которые регулируют использование природных ресурсов, например, Лесной кодекс 2006.

3. Федеральные законы, регулирующие отдельные вопросы охраны окружающей среды, например, О пожарной безопасности, О радиационной безопасности.

Важная роль в определении ориентиров правового регулирования экологических отношений в субъектах принадлежит региональным законодательным актам. Роль регионального экологического законодательства заключается в адаптации норм федеральных НПА к условиям конкретного региона, в упорядочении экоотношений в отдельном субъекте. Региональными источниками экоправа являются конституции и уставы. В них закрепляются основные направления региональной политики в области охраны окружающей среды и природопользования, гарантии экоправ, полномочия органов госвласти субъектов. Региональные НПА принимаются в развитие федерального экозаконодательства и положений региональных конституций и уставов. Во многих субъектах действуют региональные законы об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях.

Источники экологического права обладают всеми признаками, которые свойственны источникам права, то есть носят официальный характер и признаются государством. Это определяет поддержку содержащихся в них норм, их гособеспеченность.

Другая классификация:

1. законодательные акты (имеют удельный вес).

2. нормативные акты органов управления.

3. правовые обычаи, например, в ФЗ О животном мире есть раздел, признающий и устанавливающий особые права и порядок пользования животным миром для малочисленных народностей, национальностей Крайнего Севера и Дальнего Востока, ведущих традиционный образ жизни.

4. судебная практика, прецедент (многие не отрицают существование такого источника, ссылаясь на решения Конституционного суда, а Постановления Пленумов Верховного суда содержат как минимум нормы-определения).

5. правовая доктрина, например, использование в ходе судебного расследования ссылок на комментарии к УК, ГК.

6. НА общественных и частных организаций. Общественные организации-это прежде всего партии, их программы содержат разделы, формирующие направления, принципы экоправовой политики. В уставах и других документах общественных экообъединений содержатся правила поведения, обязательства, принципы деятельности их членов.

7. договоры.

По юридической силе массив экоактов делится на конституции, законы, подзаконные акты. На уровне федерации: Конституция РФ, конституционные законы, законы, указы Президента, постановления Правительства, ведомственные НПА.

На уровне субъектов: Конституции, законы, акты органов исполнительной власти субъектов.

Нижний уровень-Локальные акты.

По форме: законы, приравненные к ним акты (это кодексы), постановления, распоряжения, приказы, решения, инструкции и так далее.

По субъекту: принятые парламентом, главой исполнительной власти, правительством, руководителем.

Особое место занимают концепции, доктрины, стратегии, принимаемые указом Президента или постановлением Правительства.

Актуален вопрос о включении правовой идеологии, правосознания, эмоций в источники экоправа.

Особенностью правовой базы экологического права является то, что особое место отведено международным правовым актам:

1. Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов.

2. Конвенция о транстграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.

3. Протокол о сокращении выбросов серы или её трансграничных потоков на 30 и более процентов и другие.

Отнесение международныз договоров, ратифицированных РФ, к источникам экоправа вытекает из Конституции. При этом установлено правило, согласно которому в случае, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Это универсальные формальные источники международного права, например, Всеобщая декларация прав человека, так и специальные, регулирующие экоотношения, например, Всемирная хартия природы, рамочная конвенция об изменении климата, киотский протокол.

В международных документах закрепляются основы правового статуса личности вообще и эколого-правового статуса в частности, устанавливаются международные стандарты организации и проведения мероприятий по охране окружающей среды, стандарты экообразования, основы рационального использования природных объектов и другие концептуальные положения, отражающие эффективные способы взаимодействия человечества и окружающей среды.

В экологическом законодательстве объединено примерно 4000 нормативных актов различной юридической силы.

Особенность экологического законодательства в том, что в общем объёме НПА превалируют подзаконные акты, а среди подзаконных ведомственные. Ведомственные акты затрагивают различные аспекты организации и проведения отдельных мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования. Значительная часть ведомственных НПА содержит правила, определяющие внутреннюю организацию работы отраслевых министерств, служб. Это значит, что большинство общественных отношений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности регулируются не актами высшей юридической силы.

1. Подзаконные НПА на уровне субъектов РФ принимаются правительствами, администрациями, высшими должностными лицами. Роль подзаконных НПА состоит в обеспечении единообразного применения федеральных и региональных природоохранных и природоресурсных законов; в оказании правовой, методической и организационно-технической помощи территориальным органам исполнительной власти, осуществляющим госэкоуправление.

Подзаконные НПА:

2. Указы Президента по вопросам организации и проведения мероприятий по охране окружающей среды и природопользования.

3.Постановления Правительства.

4. Ведомственные НПА.

Среди предписаний экологического законодательства имеется множество технических норм. Их роль является одной из основных. Технические нормы включаются в нормативные акты и таким образом приобретают статус технически-юридических норм. В первую очередь это относится к нормативам предельно допустимых сбросов и выбросов загрязняющих веществ, размерам санитарно-защитных зон, правилам сооружения и эксплуатации очистных сооружений и другим.

Этапы становления экоправа:

1. дореволюционный. Характеризуется преобладанием природоресурсного подхода в правовом регулировании, охрана природных ресурсов осуществлялась прежде всего через защиту прав собственности и экономических интересов государства. В Русской правде 11 века и Соборном уложении 17 века содержались предписания по охране отдельных природных ресурсов. Позже появились нормы об охране атмосферного воздуха.

2. советский. Характеризуется пообъектным подходом в регулировании общественных отношений в процессе взаимодействия общества и природы. НПА двадцатых годов, например, Декрет о земле, недрах, Земельный кодекс, Лесной кодекс регулировали в основном природоресурсные отношения.

В 1960 был принят первый природоохранный НПА-закон об охране природы в РСФСР.

В семидесятые-восьмидесятые были приняты новые кодификационные акты: водный, земельный, лесной кодексы, закон о недрах.

В перестройку важную роль сыграло постановление о перестройке охраны природы в стране. Оно предусматривало меры по консолидации госуправления охраной окружающей среды и природопользованием, меры экономического регулирования в этих областях.

3. современный. Принятие новых природоохранных и природоресурсных актов, базирующихся на принципах Конституции 1993. Экологическое законодательство разделилось на два блока: природоохранный и природоресурсный. Природоресурсное законодательство кодифицировано, приняты кодексы, кодифицированные законодательные акты. Природоохранное законодательство интенсивно развивается. В 2002 принят ФЗ Об охране окружающей среды, который является базовым для всех прироохранных и природоресурсных НПА.

Основную часть юридических источников экоправа составляет национальное экологическое законодательство РФ, которое представлено совокупностью НПА, регулирующих экологические отношения.

Центральную позицию занимает Конституция РФ. Именно нормативные предписания конституционного характера определяют основные направления развития экоправа как отрасли права, а также устанавливают пределы правового регулирования рассматриваемой отрасли права. Эти нормы должны рассматриваться как конституционные начала экоправа, как специальные предписания высшей юридической силы.

Функции норм:

1. выделяют особую конституционную функцию охраны окружающей среды

2. устанавливают общеправовой принцип приоритета охраны природы.

3. закрепляют ответственность перед будущим поколением.

4. устанавливают экосуверенитет страны и обязанности его защиты государством.

Принципы:

1. государство обязано приоритетно направлять на охрану ОС бюджетные средства, вовлекать в неё людские ресурсы, создавать условия деятельности общества и граждан в этой сфере.

2. экоинтересы выявляются и принимаются во внимание в первую очередь.

3. воздействие на природу не может ухудшать услдовия существования будущих поколений.

4. государство обязано защищать землю от посягательств, запрещённым законом.

В Конституции содержатся нормы-принципы, которые создают основы правового регулирования общественных отношений в сфере охраны окружающей среды и природопользования, определяют главные направления госэкополитики.

1. Нормы Конституции закрепляют право собственности на землю и другие природные ресурсы. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собствености. Владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В Конституции находят закрепление основные экоправа и обязанности граждан России, а именно: право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экоправонарушением, обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

2. Концептуальными для регулирования экоотношений являются нормативные положения Конституции, где определяются основания разграничения полномочий РФ и субъектов. К предметам исключительного ведения РФ отнесены: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе экологических, федеральная государственная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экоразвития, внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ.

3. К совместному ведению РФ и её субъектов Конституция относит решение вопросов владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрану окружающей среды, обеспечение экобезопасности, особо охраняемые природные территории; земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

4. Для определения основ госэкополитики России большое значение имеют предписания в соответствии с которыми проведение в РФ единой госполитики в области экологии обеспечивает Правительство РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: