Особо охраняемые природные территории

В государственную собственность входят ОПТ федерального и регионального значения.

В муниципальную-ОПТ местного значения.

Муниципальной собственностью управляют органы МСУ. Они вправе передать объекты физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду и совершать иные сделки, не противоречащие закону.

7. Право природопользования: понятие, виды, принципы, субъекты, содержание.

Право природопользования -это система норм, регулирующих отношения по использованию природных ресурсов и природных объектов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов.

По природным объектам право природопользования делится на право землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования, право пользования животным миром, атмосферным воздухом.

По целевому назначению:

1. в праве землепользования земля делится в соответствии с ЗК на земли сельскохозяйственного назначения, населённых пунктов, иные категории земель.

2. право недропользования делится по видам недропользования в соответствии с законом О недрах на право пользования недрами для геологического изучения, добычи полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, не связанных с их добычей, иные виды.

3. право водопользования делится согласно целям в соответствии с ВК, на право пользования водными объектами для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных и дренажных вод, производства электроэнергии и другие.

4. право лесопользования делится по видам лесопользования в соответствии с ЛК на право пользования лесами для заготовки древесины, недревесных и пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и так далее.

5. право пользования животным миром делится согласно его видам соответственно ФЗ О животном мире, о Рыболовстве на право пользования объектами животного мира для охоты, рыболовства, добычу объектов животного мира, не отнесённых к объектам охоты, рыболовства и другие.

Ключевой и наиболее важной является классификация по основанию возникновения на общее и специальное природопользование.

Общее природопользование. Субъекты-граждане.

Цели осуществления: удовлетворение личных и социальных потребностей населения. Общее природопользование происходит от конституционных прав каждого на благоприятную окружающую среду, свободу передвижения, как правило, осуществляется безвозмездно без применения специальных техсредств и устройств и связано с незначительным уровнем негативного воздействия на окружающую среду. Как правило, в юридическом оформлении не нуждается и закреплено за каждым гражданином законодательными и иными НПА.

Ограничения обоснованы здравым смыслом и опытом, наличием прав у других субъектов. Дубовик сюда же относит публичный и частный сервитут при лесо- и водопользовании.

Специальное природопользование.

Субъекты-это субъекты предпринимательской деятельности: юридические лица, ИП.

Цели-это извлечение материальной выгоды, как правило, с применением специальных техсредств и устройств. Специальное природопользование сопряжено со значительным уровнем негативного воздействия на окружающую среду. Специальное природопользование нуждается в оформлении разрешительной документации, например, лицензии, разрешения, или правоустанвливающих документов, например, решение о предоставлении природного ресурса в пользование или договор на природопользование. Специальное природопользование осуществляется на безвозмездной основе внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплатой земельного, водного налога, налога на добычу полезных ископаемых, сбором за пользование объектами животного мира, водными биоресурсами и тому подобное.

Согласно юридическому титулу, на котором основано право природопользования, выделяют:

1. непосредственное природопользование, осуществляемое собственниками природных объектов

2. производное, осуществляемое на основе иного вещного или обязательственного права.

В зависимости от срока пользования природными ресурсами различают бессрочное, долгосрочное, кратковременное природопользование.

В зависимости от способа использования ПР различают право природопользования, осуществляемое с изъятием или без изъятия ресурса из природной среды.

Принципы природопользования:

1. принцип обеспечения рациональности природопользования.

2. принцип целевого использования природных ресурсов

3. принцип платности природопользования.

4. принцип производности права пользования ПР от права собственности на них.

5. принцип устойчивости права пользования ПР, заключается в том, что природные объекты предоставляются обычно в бессрочное пользование либо на длительный срок, и право пользования ими может быть прекращено только по основания, указанным в законе.

6. принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования, заключается в установлении правовых требований о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса иным природным объектам и всей окружающей среде в целом. Такие требования закрепляются, как правило, в обязанностях природопользователей, установленных в природоресурсных актах в случае общего природопользования и в разрешительной документации в случае специального.

Классификация Оснований возникновения права природопользования в зависимости от вида пользования:

1. основания возникновения права общего природопользования

2. основания возникновения права специального природопользования.
Общее природопользование возникает непосредственно из закона и не требует государственной регистрации. Характеризуется производностью от конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, на свободу передвижения и тому подобное, тем, что его реализация не связана с необходимостью предварительного осуществления каких бы то ни было юридических действий (получением разрешения, лицензии); бесплатностью. Система ограничений:

1. обоснованные опытом, здравым смыслом (например, право на сбор дикорастущих ягод для личного использования),

2. вызванные наличием специальных прав у других субъектов.
Право специального природопользования появляется на основании распорядительного акта и акта государственной регистрации права. Распорядительными актами могут являться:
1. административный акт о предоставлении природного объекта в пользование;
2.договор на природопользование;
3.лицензия на природопользование;
4.решение суда.
Перечень оснований для возникновения права пользования природными ресурсами определяется отраслевым природоресурсным законодательством. Например, основанием возникновения права недропользования является лицензия на осуществление недропользования и административный акт о предоставлении в пользование конкретного участка недр.
Общими основаниями прекращения права природопользования являются:
1. смерть гражданина, ликвидация юридического лица, являвшихся природопользователями;
2. прекращение оснований права пользования, а именно, расторжение договора о природопользовании, истечение срока лицензии и другие основания;
3. отказ от права природопользования;
4. применение санкции в виде прекращения права природопользования в случае нарушения природопользователем экологического законодательства;
5. изъятие природного объекта для государственных либо муниципальных нужд.
6. нахождение в изъятых из оборота или ограниченных в обороте природных ресурсах.

10. Управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды: понятие, виды. Государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Экологическое управление -это деятельность уполномоченных субъектов, а именно органов госвласти, МСУ, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических лиц, по реализации своих полномочий, в области охраны ОС, природопользования и обеспечения экобезопасности.

Формы экоуправления, такие как акты управления, административные соглашения,материально-технические действия, реализуются в трёх основных направлениях-социально-экономическом, административно-политическом и социально-культурном.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: