История развития соц-пед.воззрений в зарубежной и отечественной педагогике

Социальная педагогика в системе наук о человеке.

Соц.педагогика тесно связана с другими отраслями педагогического знания. Это дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика проф.образования, педагогика закрытых учреждений разл. типа, педагогика детских и юношеских организаций, клубная педагогика, педагогика среды, педагогика социальной работы и др.Пед-ка изучает общие закономерности воспитания, обучения и управления образованием. Соц.педагогика — это относительно целостная, сложная комплексная система. В систему пед. наук входят методики обучения и воспитания школьников разл. дисциплинам: методики преподавания языка, литературы, истории, физики, математики, химии, биологии и иных учебных предметов. Здесь содержатся специфические частные закономерности развития учащихся. Исследователи методик преподавания обогащают науку не только узкими предметными знаниями конкретной дисциплине, но и расширяют понятийный аппарат соц.пед-ки. Соц.пед-ка тесно связана с соц. работой. Соц.педагогика в соц. работе выступает в роли научного стержня потому, что информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе, отношениях в группе, соц-ции, развитии готовности личности к самопомощи решаются в основном пед.методами и средствами. Решение соц. задач во многом определяется воспитанностью людей, поэтому соц. пед-ке принадлежит ведущая роль в определении способов, путей и средств развития личности, субъектов и объектов социальной работы.

История развития соц-пед.воззрений в зарубежной и отечественной педагогике.

Термин «соц. Пед-ка» был предложен нем. педагогом Фридрихом Дистервегом в середине XIX в., но стал активно употребляться лишь в начале XX в.пед-ка возникла и развивалась как теория и методика воспитания детей в учебно-воспитат.учреждениях.

Ответы, которые дала традиц.педаго­гика на изменившийся соц. заказ, оказались ограничен­ными. Этому есть вполне резонное основание. Каждая отрасль знания достаточно консервативна и объективно сопротивляется изменению или расширению объекта своего исследования.Консерватизм пед-ки оказался столь силен, что даже поя­вившуюся новую отрасль – соц.педагогику - ряд ученых стремились свести к изучению проблематики традиц. «клиен­тов» педагогики - детей, подростков, юношей. Это нашло отра­жение в том, что ряд основоположников соц.пед. (Г. Ноль, Г. Боймер и др.) предметом ее исследования считали со­ц.помощь обездоленным детям и проф-ку правона­рушений несовершеннолетних. Принципиально иначе определял предмет соц. пед. Нем.ученый Пауль Наторп. Он считал, что соц.пед.исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Такое понимание в достаточно полной мере соответствовало соц.заказу новейшего времени и позволяло рассматривать соц. Пед. как отрасль знания о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути.В России соц. Пед., зародившись в конце XIX в., получила определенное развитие в 20-е гг. XX в. в виде разработ­ки и попытки реализации идеи связи школы с жизнью и соц. средой. Интерес к проблематике, характерной для соц.пед., обострился как у нас, так и за рубежом в 70-е гг. XX в., что было связ. с очередным кризисом системы воспитания. У нас этот интерес проявился, в частности, в появлении разл. вариантов работы с детьми по месту жительства и в разработке соответств. методич.рекомендаций. За рубежом теор. разработка проблем соц.пе­д.возобновилась лишь в 50-60-е гг. в Германии. Однако фактически и в Европе, включая Германию, и в США уже начиная с конца XIX в., все более широкое распространение получала практическая деятельность, обозначавшаяся термином соц. работа, организуемая гос. институтами, религ.и общественными структурами. Содержанием ее была по­мощь семье, разл.группам населения, интеграция воспита­тельных усилий школы и других организаций и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: