Социальная педагогика в системе наук о человеке.
Соц.педагогика тесно связана с другими отраслями педагогического знания. Это дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика проф.образования, педагогика закрытых учреждений разл. типа, педагогика детских и юношеских организаций, клубная педагогика, педагогика среды, педагогика социальной работы и др.Пед-ка изучает общие закономерности воспитания, обучения и управления образованием. Соц.педагогика — это относительно целостная, сложная комплексная система. В систему пед. наук входят методики обучения и воспитания школьников разл. дисциплинам: методики преподавания языка, литературы, истории, физики, математики, химии, биологии и иных учебных предметов. Здесь содержатся специфические частные закономерности развития учащихся. Исследователи методик преподавания обогащают науку не только узкими предметными знаниями конкретной дисциплине, но и расширяют понятийный аппарат соц.пед-ки. Соц.пед-ка тесно связана с соц. работой. Соц.педагогика в соц. работе выступает в роли научного стержня потому, что информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе, отношениях в группе, соц-ции, развитии готовности личности к самопомощи решаются в основном пед.методами и средствами. Решение соц. задач во многом определяется воспитанностью людей, поэтому соц. пед-ке принадлежит ведущая роль в определении способов, путей и средств развития личности, субъектов и объектов социальной работы.
История развития соц-пед.воззрений в зарубежной и отечественной педагогике.
Термин «соц. Пед-ка» был предложен нем. педагогом Фридрихом Дистервегом в середине XIX в., но стал активно употребляться лишь в начале XX в.пед-ка возникла и развивалась как теория и методика воспитания детей в учебно-воспитат.учреждениях.
Ответы, которые дала традиц.педагогика на изменившийся соц. заказ, оказались ограниченными. Этому есть вполне резонное основание. Каждая отрасль знания достаточно консервативна и объективно сопротивляется изменению или расширению объекта своего исследования.Консерватизм пед-ки оказался столь силен, что даже появившуюся новую отрасль – соц.педагогику - ряд ученых стремились свести к изучению проблематики традиц. «клиентов» педагогики - детей, подростков, юношей. Это нашло отражение в том, что ряд основоположников соц.пед. (Г. Ноль, Г. Боймер и др.) предметом ее исследования считали соц.помощь обездоленным детям и проф-ку правонарушений несовершеннолетних. Принципиально иначе определял предмет соц. пед. Нем.ученый Пауль Наторп. Он считал, что соц.пед.исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Такое понимание в достаточно полной мере соответствовало соц.заказу новейшего времени и позволяло рассматривать соц. Пед. как отрасль знания о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути.В России соц. Пед., зародившись в конце XIX в., получила определенное развитие в 20-е гг. XX в. в виде разработки и попытки реализации идеи связи школы с жизнью и соц. средой. Интерес к проблематике, характерной для соц.пед., обострился как у нас, так и за рубежом в 70-е гг. XX в., что было связ. с очередным кризисом системы воспитания. У нас этот интерес проявился, в частности, в появлении разл. вариантов работы с детьми по месту жительства и в разработке соответств. методич.рекомендаций. За рубежом теор. разработка проблем соц.пед.возобновилась лишь в 50-60-е гг. в Германии. Однако фактически и в Европе, включая Германию, и в США уже начиная с конца XIX в., все более широкое распространение получала практическая деятельность, обозначавшаяся термином соц. работа, организуемая гос. институтами, религ.и общественными структурами. Содержанием ее была помощь семье, разл.группам населения, интеграция воспитательных усилий школы и других организаций и т. п.