Воспитание нравственно-эстетических отношений юношей и девушек

Важную задачу школы мы видим в воспитании чистоты, бла­городства нравственно-эстетических отношений - дружбы, то­варищества, любви.

Грубость, пошлость, цинизм отдельных молодых людей имеют своими корнями невоспитанность чувств, равнодушие, бессердечное отношение человека к человеку прежде всего в семье, потом в школе, в пионерской и комсомольской органи­зациях. Циники, пошляки, донжуаны вырастают в семье, где любовь осквернена то ли изменой долгу, то ли циничным про­явлением животных инстинктов, то ли расчетливыми поиска­ми материального благополучия. Одна из причин преступле­ний среди молодежи заключается в том, что многие молодые люди вступают в жизнь опустошенными равнодушием и бес­сердечностью родителей. Наш педагогический коллектив знает судьбу двоих «случайных» детей - Оли и Александра Д., вы­росших без отца, не знавших ласки и любви матери и только и слышавших от 'нее каждый день, что они - ее наказание. С тех пор как они научились вообще что-нибудь понимать, они только и думали о том, что где-то на свете живут два челове­ка, которые дали им жизнь, но не дали счастья, что они подле­цы, но такими же подлецами являются многие; никакой любви нет, есть лишь хитрость, умение обмануть. Такая «жизненная мудрость» созревала в сознании Оли и Александра с раннего детства. Подозрительность, настороженность, неверие в человека - с такими чертами этих детей встретились мы, когда началась их школьная жизнь.

Предотвращать эти порочные явления надо задолго до того, как человек может создать новую жизнь. Одну из самых тон­ких воспитательных задач мы видим в том, чтобы молодежь строго и целомудренно относилась к созданию новой человече­ской жизни, чтобы рождения нового человека ждали как сча­стливого праздника, чтобы первой мыслью в голове каждого ребенка была мысль: я приношу радость своим родителям, они не могут жить без меня, в этой радости мое собственное счастье; за то, что его дали мне отец и мать, я должен быть бесконечно благодарен им. Любовь - это, образно говоря, цве­ток, венчающий благородство всего человеческого, и о красоте этого цветка надо думать задолго до того, как к человеку само собой придет половое влечение, надо облагораживать его чувства.

Нравственная подготовка школьников к тому, чтобы каж­дый из них со временем стал хорошим мужем, женой, отцом, матерью, заключается не в растолковывании им вопросов взаимоотношения полов, посвящении их в то, что им пока еще не следует знать. Надо, чтобы вся жизнь ребенка, все, что он видит, делает, чувствует,- все это внушало ему убеждение, что самое дopoгoe в жизни - это человек; что высшее достоинство, честь, моральная доблесть - давать счастье другому чело­веку, создавать для него красоту и вместе с тем самому быть добрым, красивым. Источник несчастий, иногда настоящих трагедий, связанных с нравственно-эстетическими отношениями как раз и кроется в том, что отдельные молодые люди ви­дят любви лишь то, что можно брать, а не обязанность давать человеку счастье и радость. Подлинная любовь, особенно лю­бовь, мужчины к женщине, юноши к девушке,- это огромная затрата духовных сил, творчество, создающее счастье.

Задолго до того, как у молодого человека возникает влечение к лицу противоположного пола, надо научить его больше отдавать, чем брать, отдавать другому все тепло своей души и уже от одного этого получать удовлетворение. Давать радость другому человеку - несравненно сложнее, чем принести в класс вазон с цветами или сделать клетку для кроликов. Высо­конравственный поступок, затрагивающий сердце,- очень тонкая вещь. В нем опредмечиваются подлинные движения души - стремления. Хуже всего, когда добро делается только в расчете на похвалу. Если ребенок с малых лет привык «от­пускать порции» доброты лишь потому, что его за это похва­лят, он вырастет холодным, расчетливым, бессердечным себя­любцем. Мы помним 12-летнего мальчика, которого вожатый часто хвалил за помощь одинокой старушке. Как выяснилось несколько позже, отрапортовав вожатому о том, что он принес старушке воды, мальчик шел домой, бросал на пол измазан­ные грязью обувь и пальто, и его больная бабушка целый ве­чер отмывала и отскребала с них грязь... Нам пришлось не­мало потрудиться над тем, чтобы разъяснить этому мальчику всю неблаговидность его поведения. Помогло то, что ему было только 12 лет, а также единодушие, сплоченность коллектива.

Нравственная подготовка к чистой, красивой любви начинается с закрепления в душе ребенка добрых чувств - сердечно­сти, отзывчивости, чуткости к дорогому для него человеку. Чем меньше ребенок, тем легче пробудить у него добрые чувства и воодушевить на добрые дела. Маленькие дети стремятся раскрыть свою душу в поступках, их чувства живут в поступка выражающих отношение к другим людям.

Каждому поколению малышей, поступающих к нам 1 класс, мы вот уже в течение двадцати лет рассказываем о трогательном, потрясающем примере верности одного человек другому. Поженились двое молодых людей. Через три месяц жена тяжело заболела: у нее были парализованы ноги. Двадцать три года муж ухаживал на больной женой, возил ее к врачам. Он верил, что жена выздоровеет. И она поднялась на ноги. У них родился сын.

Рассказываем и о нашем друге - старом враче Петре Афанасьевиче, который каждую неделю носил цветы на могилу жены в соседнее село. Эти рассказы затрагивают чувствитель­ные уголки детских сердец. Дети чувствуют, что самое доро­гое - это человек. Повторяю, главное здесь - чувства; ребе­нок еще не все может глубоко осмыслить, важно, чтобы он чув­ствовал красоту человечности. Если нам удалось ярким, эмоционально насыщенным рассказом достигнуть того, что у мальчика выступили слезы на глазах, когда он узнал, что его со­седка по парте заболела и не может прийти в школу, этот мальчик, став юношей, зрелым человеком, будет любящим, за­ботливым отцом и мужем; голос совести никогда не позволит ему при чинить зло девушке, жене, матери. Добрые чувства ­первый страж совести.

Рассказывая о человечности, мы пробуждаем чуткость к чужому горю и предотвращаем жалость к себе - одному из источников эгоизма. Добрые чувства побуждают к добрым до­лам; ребенок разделяет горе, беду, невзгоду товарища или даже совсем незнакомого человека. У него рождается желание доставлять радость людям. И ребенок охотно отдает тепло сво­ей души тому, кто, по его мнению, нуждается в моральной поддержке (для нас, взрослых, эта поддержка часто незаметна).

Коля и Галя, 7 -летние дети, были увлечены подготовкой к новогодней елке: разучивали песни, готовили костюмы. Мам сшила Гале красивый головной убор, накрахмалила его. Девоч­ка принесла этот убор на новогодний утренник, бережно уложив его в картонную коробку. Перед самым началом танца кто-то сел на коробку и все измял. Для нас, взрослых, это был бы ма­ленький, не стоящий внимания эпизод, но для ребенка это бы­ло большое горе. Коля заметил, что Галя стоит в стороне с по­никшей головой, а рядом - смятая коробка, и не успели мы вмешаться, как он подошел к Гале, не сказав ни слова - он не умел выражать сочувствие словами, но на глазах у него высту­пили слезы,- взял Галю за руку и стал в позицию. Через се­кунду пара танцевала, словно ничего не произошло.

Никаких слов не надо, когда есть живое, трепетное чувство.

Кстати, нельзя упражнять детей в излияниях тех чувств, которые еще не могут выразить словами. Не надо давать им заучивать высокопарные приветствия для разных торжественных собраний взрослых, не надо выводить шеренгой под бара­банный бой. Не надо и нам, взрослым, умиляться их звонкими голосами, выражающими «заданные» чувства, - так мы воспи­тываем словоохотливых болтунов, бойких ораторов, готовых выступать на любую тему, так мы только калечим детскую душу. Вслучае, о котором я только что рассказывал, для девочки сочувствие мальчика стало светлым лучом, озарившим ее ду­шу: значит, есть на свете человек, для которого мое горе - его горе. Ивот уже вместо слез в глазах у Гали - искорки радости, девочка играет, танцует, и никто не замечает, что у нее на го­лове нет красивого головного убора.

Столько в детской жизни таких вот событий, когда искреннее чувство оказывается той сказочной живой водой, которая прогоняет грусть, облегчает горе, возвращает радость. Дать человеку тепло своего чувства, проникнуться его тревогами, впи­тать в свое сердце его заботы - это и есть первый источник

того благородного чувства любви, которое делает юношу муж­чиной и верным мужем, а девушку - ласковой, преданной и в то же время твердой, строгой, недоступной. Как важно, чтобы в жизни наших детей, подростков, юношей и девушек не было неразделенного горя, боли, обиды, страдания. Как необходимо для нравственного совершенствования человеческой природы, чтобы мальчики, подростки и юноши побольше тепла своей ду­ши отдавали девочкам и девушкам. Чистые, благородные чувства - это, образно говоря, духовная энергия нравственности. Все, что мы создаем, создается во имя человека и для человека. И никакие материальные и духовные блага не принесут счастья, если человек человеку не будет приносить счастье.

В обществе, ликвидировавшем все корни экономического и политического угнетения, человечность, уважение к человеку начинаются с уважения к женщине. Мы внушаем детям мысль, что в девочке, девушке, женщине ярче всего воплощена чело­веческая красота, потому что она творец новой жизни. Тепло души, которое отдает будущий мужчина будущей женщине, оттачивает его духовную красоту. И опять же главное здесь - чувства и еще раз чувства. Важно, чтобы мальчики и юноши переживали радость от того, что они приносят радость девоч­кам и девушкам.

В первое воскресенье первой половины января наши учени­ки празднуют День девочек. Жизнь наполнена в эти дни волнующими чувствами: каждый мальчик готовит подарок своей се­стре или подруге. Подарок делается только своими руками, создается работой. Мальчики выпиливают лобзиком, клеят, шьют... Чаще всего их подарки - вырезанные из фанеры фигурки персонажей детских сказок, животных, птиц, а также куклы, шкатулки, рисунки. Многие мальчики выращивают к этому дню цветы или цветущие веточки дерева. Вырастить зимой цветы подснежника, ландыша, добиться, чтобы в январе зацвела веточка сирени, труднее, чем выпилить самую затейливую фигурку. Мальчики работают, заботливо хранят в теплице корневища хризантем, ландышей, подснежника, рассчитывают время, когда надо приступить к выгонке, чтобы цветы расцвели к сроку. И все это во имя того, чтобы принести радость девочкам.

В воспитании мальчиков и юношей большое значение мы придаем благородству, чистоте нравственно-эмоциональных отношений в семье. В частности, мы добиваемся, чтобы сын относился к матери как к самому дорогому человеку. Забота о яблоне матери - одна из самых больших забот каждого нашего мальчика, каждого юноши. У многих мальчиков и юношей есть виноградник матери. С волнением несут сыновья, выращенные ими яблоки и виноград своим матерям. В День матери сын несет маме цветок ландыша. Кроме того, матерям дарят рисунки, вышивки. Старшие в этот день преподносят матерям сочинения, стихотворения, написанные в тетрадке, украшенной рисунками (не надо роскошных альбомов).

В воспитании юношей очень важно направить духовные силы будущих мужчин и будущих мужей на то, чтобы они стремились видеть девушек духовно красивыми, чтобы в наслаждении этой красотой - красотой, в создание которой вложили крупицу своего творчества и они, юноши,- рождалась духовная общность, потребность в человеке, являющаяся настоящей любовью. Очень важно, чтобы юношей и девушек объединяли и общие интересы, и общие чувства. Во всех видах деятельности, которая увлекает, волнует, воодушевляет, рядом с мальчиком - девочка, рядом с юношей - девушка. Прежде чем полюбить в девушке женщину, мальчик переживает чувство благоговения перед красотой девушки как человека.

Жизнь подростков, юношей и девушек в нашей школе проникнута соревнованием творческих способностей, духовной красоты, силы воли, настойчивости. (Конечно, это соревнование не обставляется никакими мероприятиями, оно происходит скрыто, как бы втайне.) Поприщем для этого соревнования может быть и труд, и общественная деятельность, и художественное творчество. В этом соревновании утверждается чувство гордости девушки за свое место в обществе, за свой труд. Девушки, как и юноши, приобретают в технических кружках сложные умения и навыки, стремятся опередить юношей в творческом труде.

В хоровых, музыкальных, драматических кружках юноши и девушек объединяют не только общие наклонности, но и общие чувства. В этом творчестве тон задают девушки и девочки, но юноши и мальчики стремятся не отставать от них. Такое стремление еще больше побуждает девочек и девушек идти вперед, облагораживает взаимное влечение, окружает романтическим ореолом годы юности.

Соревнование в творческом труде, в художественной самодеятельности, в развитии умственных запросов обогащает девушек интеллектуально, создает духовное богатство, без кото­рого нет красоты. Девушка должна быть умной, всесторонне развитой, должна не только ни в чем не уступать юноше, но и идти впереди него - это основа девичьей гордости. Чистота любви двух сердец сохраняется много лет лишь тогда, когда в годы юности создано богатство духовной красоты, которое в жизни они отдают друг другу. Каждому ученику мы стремим­ся дать в годы юности многогранное духовное богатство, щед­рой отдачи которого хватило бы на всю жизнь. Каждый чем-то гордится, в чем-то проявляет свою индивидуальность. Прежде чем создавать нового человека, любовь должна научить создавать то, что возвышает весь род человеческий,- мудрость, красоту, творчесиво, мастерство.

До пробуждения чувства взаимного полового влечения каждый находит счастье жизни в любимом труде и не пытается заполнить любовью пустоту своей души. В расцвете способно­стей и талантов, дарований, в том, что каждый чувствует себя поэтому в каком-нибудь деле, мы видим подготовку к нравственно чистой семейной жизни. Когда в человеке загорается огонек творчества, свет этого огонька как бы изнутри озаряет лицо, глаза, движения, и красота внешних черт одухотворяется, облагораживается внутренней красотой - разумом, мудростью. В этом эта красота, там и гордость. Как важно создать такую красоту в девушке! В этой красоте - источник собственного до­стоинства, той недоступности, целомудренности, гордой и стро­гой женственности, которая облагораживает нравственно-эстетические отношение женщины и мужчины.

Идейное благородство в большом, общенародном невозмож­но без благородства в личном. Человек должен быть другом, товарищем и братом другому человеку не только в борьбе за счастье народа, за величие и могущество Родины, но и в созда­нии личного счастья, в воспитании детей, в наслаждении радо­стями жизни. Каждый мальчик, каждая девочка, которые сейчас сидят перед нами за партой и старательно выводят палочки и буквы, - это не только будущие творцы материальных и духовных благ, но и завтрашние отцы и матери. Все лучшее, до­стигнутое человечеством, должно наполнять их сердца.

Глава5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: