Микрокосм, или человек

На первый взгляд, ничто не кажется так сложно, как человек. Разбирая подробно анатомическое и физиологическое строение, необходимо рассмотреть его и с психологической стороны. Эзотеризм стремится все расследовать синтетически, представляя изучение подробностей наукам аналитическим. Попробуем определить синтетически главные основы человеческого существа. Обыкновенно все органы его находятся в движении, представляясь в тысяче разнообразных видов и затрудняя анализ. Но вот настает вечер, члены сгибаются, глаза закрываются; наружный мир не имеет доступа к мозгу человека, отчего его члены прекращают свои действия - он спит. Воспользуемся этим для "его изучения. Человек спит, но артерии бьются, сердце сжимается и расширяется, кровь обращается в жилах; пищеварительные органы работают, легкие вдыхают и выдыхают живительный воздух. Во время сна человек не способен двигаться, ощущать и думать; он не может во время сна любить или ненавидеть, ни наслаждаться, ни страдать; члены его в бездействии, лицо неподвижно, тогда как организм в полном действии (Явление это напоминает о существовании высшего начала.). Следовательно, в человеке содержится:" I. Часть автоматическая - продолжающая действовать как во время сна, так и бодрствования: это собственно Организм. II. Другая часть - разумная, проявляющаяся только во время бодрствования; то, что мы называем Духом и Сознанием. Область организма, по-видимому, отмежевана так же хорошо, как и область духа. Но что происходит в нем?

Все, что зависит от духа: члены, лицо и его органы, голос, общая восприимчивость, все, как мы знаем, отдыхает; но все это окружает сущность человека. Внутри туловища, в трех отделах, его составляющих: животе, груди и голове, продолжаются явления автоматического движения человеческой машины. Как все машины, организм человека имеет движимые органы, двигательную силу и центр обновления и сбережения этой силы. Если взять для примера предмет грубо материальный - локомотив, то мы в нем найдем стальные органы, движимые паром, выделяемым необходимой для этого теплотой. В человеческом организме находятся также особого устройства органы, движимые нервной силой, передаваемой большим симпатическим нервом. Эта сила, наравне с жизненной силой каждой клеточки, составляющей органы, поддерживается кровеносным течением артерий. Следовательно, органы, центр движения разных сил, нервная двигательная сила и кровеносная жизненная сила - составляют необходимые основания человеческой машины в действии. Но вот человек просыпается, и к прежнему прибавляется еще что-то. Отдыхавшие члены движутся, лицо оживляется, глаза открываются: лежавшее человеческое существо встает и говорит, является новая жизнь, в то время как органическая продолжает механически свое дело. Появляющееся значительно разнится от прежнего. Мы находим в нем три начала: то, которое все поддерживает - тело физическое, то, которое все оживляет и двигает, составляя два полюса одного и того же начала, - душа и, наконец, то, что всем управляет, - дух. Физическое тело, душа или формирующее начало, представляющее два полюса, и способность сознательная - вот три главные составные части человеческого существа. Если принять, что формирующее -начало двойственно, то можно сказать, что человек состоит из трех органических начал: поддерживающего, оживляющего и двигающего, то есть: тела физического, тела астрального и существа психического, составленных и собранных воедино началом сознательным - тем, которое управляет, - духом. Вот пример того, что называется троичностью в единстве, или триединство оккультизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: