Вселенная, рассматриваемая как предмет одушевленный, состоит из трех начал: Бога, Человека и Природы, или по выражению герметической философии: Первообраза, Макрокосма и Микрокосма 3. Человек назван микрокосмом или малым миром, вследствие того, что соединяет в себе аналогически все законы, управляющие вселенной 4.
1 "Единственное начало вселенной - это Отец триады, воспринимаемой разумом" (Porphyre, III-й век)
2 См сочинение Дионисия Ареопагита
3 "Есть три мира мир первообразов, мир микрокосма и мир макрокосма, иначе говоря, Бог, Природа и Человек " (R Fludd, XVI век)
4 "В человеке содержится весь мир, называемый Микрокосм, потому что он содержит в миниатюре все части вселенной Так, голова соответствует эмпирею, грудь - эфирному или среднему небу и желудок - царству элементов" (R Fludd, XVI век)
Природа служит точкой опоры и центром главнейших проявлений других начал. Человек, влияющий действием на природу, словом - на других людей и возвышающийся молитвой или созерцанием к Богу, составляет связующее звено творения с Творцом. Бог, обнимающий промыслом своим области, в которых свободно действуют другие начала, господствует над вселенной, приводя все ее элементы к единству управления и действия. Бог проявляется во вселенной провиденциальным действием, озаряющим человека на жизненном пути, но не могущим динамически сопротивляться ни одной из двух первоначальных сил
|
|
("Природа первенствует при нашем рождении дает нам отца, мать, братьев, сестер, родственные связи, положение в обществе Все это не зависит от нас и для толпы - дело случая, но для философа-пифагорейца это последствия порядка сурового и неодолимого, называемого Судьбою или Неизбежностью " 'Пифагор противопоставлял этой принуждающей природе природу свободную, действующую на вынужденное положение, как на необделанную материю, видоизменяя ее и получая по желанию дурные или хорошие результаты Эта вторая природа была названа Могуществом или Волей это она управляет жизнью человека и направляет его поведение по элементам, которые первая ей доставляет." "Неизбежность и Могущество - вот, по Пифагору, два противоположных двигателя в подлунном мире, куда человек сослан Эти два двигателя извлекают свою силу из высшей причины (называвшейся у древних Немезидой) - из главного повелителя, которого мы называем Провидением "(F d'Olivet, "Vers dores", 5 examen)
Человек проявляет себя во вселенной действием воли, которая позволяет ему бороться против рока и делать условия своего рождения помощниками своих планов. В применении своих желаний к внешнему миру, человек свободен призывать на помощь свет Провидения или пренебрегать им. Природа проявляется во вселенной через влияние судьбы, которая увековечивает неизменным образом и точно определенным порядком главные типы, составляющие основу действия. Факты принадлежат к области природы, Законы - к области человека, а Начала - к области Бога. Бог творит только в принципе; природа развивает эти принципы и устанавливает факты, человек же своей волей и способностями устанавливает сношения, объединяющие факты с принципами, преобразует и совершенствует эти факты, создавая законы. Но самый, даже простой, факт есть начало, исходящее от Бога и измененное природой, и человек всегда может восстановить связь видимого факта с невидимым началом, посредством изъяснения закона (основание аналогического метода). Пароход спущен на неизмеримый океан и плывет к цели, пределу пути. Все, что находится на пароходе, несется с ним вперед; и, однако, каждый свободен в своей каюте устроиться по желанию. Каждый может взойти на палубу или спуститься в трюм. Движение вперед совершается день за днем общей массой, но каждая отдельная личность свободна в круге своих действий. На корабле находятся все классы общества, начиная с бедного эмигранта, спящего не раздетым в мешке, и до богача, занимающего прекрасную каюту; но быстрота хода для всех - богатых и бедных, взрослых и детей - равна, и все одновременно достигнут цели путешествия. Бессознательная машина действует согласно точным законам, двигая весь механизм. Слепая сила - пар, вмещающаяся в трубах и металлических органах и приводимая в действие особым двигателем - жаром, оживляет машину. Воля, господствующая над органами машины и над собранием пассажиров и управляющая всем, - это капитан. Равнодушный к поступкам пассажиров, с глазами, устремленными в направлении достигаемой цели, капитан направляет громадное судно, отдавая приказания целой армии своих подчиненных. Вселенную можно сравнить с громадным кораблем, управляемым Богом; природу, совершающую свой путь, согласно неизменным законам - с машиной, а пассажиров - с людьми. Общий прогресс существует всюду, но каждое человеческое существо свободно действовать в круге, обозначенном его судьбой. Таково довольно ясное изображение, представляемое поучениями оккультизма по этому вопросу.
|
|