Венгрия является унитарным государством, правовая система которого формировалась в непосредственной связи с имевшими место революционными процессами.
С XVI в. и до 1918 г. Венгрия находилась под властью австрийских Габсбургов, но при этом правовая система страны развивалась автономно; на доктринальном уровне и через судебную практику осуществлялось заимствование римского, а затем австро-германского права.
С конца XV до конца XIX в. основным источником права страны был "Трипартитум" - свод средневекового обычного права, в котором излагалось шляхетское право: публичное и частное, процессуальное и уголовное.
Результатом совершившейся в 1918 г. буржуазно-демократической революции было свержение монархии и переход власти к Национальному совету, который принял "Народное решение", провозгласившее самостоятельность и независимость Венгрии. "Народным решением" было ликвидировано ранее действовавшее Государственное собрание и возложена верховная государственная власть на народное правительство, которое вскоре приняло ряд законов, так называемых народных законов. Такими законами были, в частности, Закон о выборах в Национальное учредительное собрание, Закон о свободе печати, Закон о свободе союзов и собраний.
|
|
Осложнившееся внешне- и внутреннеполитическое положение в стране, разразившийся правительственный кризис привели к тому, что в начале 1919 г. в результате объединения коммунистической и социал-демократической партий была создана Социалистическая партии Венгрии, которая (как говорилось в решении об объединении), действуя от имени пролетариата, приняла на себя всю полноту власти. Таким образом, в стране произошла победа социалистической революции, характерной особенностью которой было то, что она свершилась в результате добровольной передачи власти вновь созданному коалиционному правительству.
Первым документом власти нового государства было обращение "Всем, всем, всем", в котором объявлялось о национализации крупных земельных владений, шахт, рудников, крупных промышленных предприятий, банков, транспорта; определялись основы политики по отношению к крестьянству. По мнению венгерских авторов, опубликованному в работе "Государственное право ВНР", указанное обращение представляло собой первый источник права нового государства; по своей сущности оно являлось декретом, устанавливающим задачи нового государства, принципы его развития и тем самым определяющим основные положения конституции*(283).
В июне 1919 г. была принята Конституция Венгерской Социалистической Федеративной Советской Республики, в которой были закреплены основные конституционные принципы государства, компетенция его центральных и местных органов власти. Конституция узаконила избирательное и бюджетное право, права национальностей, основой которых провозглашалось полное равноправие.
|
|
Просуществовавшая всего четыре с половиной месяца советская власть в Венгрии сумела, по мнению Д.Л. Златопольского, многое сделать для рабочих, крестьян и других слоев трудящихся*(284). Конец существованию первого венгерского социалистического государства положила отставка Правительства, вызванная растущими внутриэкономическими и политическими трудностями, обострением внешнеполитической обстановки. На смену пришла власть хортистов, режим которых сохранялся более четверти века.
После окончания Второй мировой войны, в период 1945-1946 гг. в Венгрии произошла народно-демократическая революция, характерная особенность которой заключалась в том, что преобразование государственного строя осуществлялось путем последовательного проведения мероприятий переходного характера. Осуществление таких временных мероприятий было возложено на Временное национальное собрание и на избранное им Временное национальное правительство. Именно в этот период преобразований было заключено соглашение о перемирии с союзными державами, принято постановление о ликвидации крупного землевладения и наделении землей тех, кто ее обрабатывает.
После принятия Временным национальным собранием Закона о всеобщем, равном и прямом избирательном праве в стране при тайном голосовании было избрано Национальное собрание. Одним из первых законов, принятых Национальным собранием, был Закон о государственном строе Венгрии, согласно которому Венгрия официально провозглашалась республикой и тем самым окончательно ликвидировался институт королевской власти. Венгерские ученые признают историческое значение этого Закона, но вместе с тем отмечают, что в нем содержались положения, характерные скорее для буржуазных республик*(285).
Вслед за провозглашением республики Национальным собранием было принято значительное количество законов, обеспечивающих дальнейшее демократическое развитие государственного строя, создающих предпосылки для объединения двух рабочих партий в Венгерскую партию трудящихся и провозглашения курса на строительство основ социализма.
Этот период (с 1948 г.) характеризуется полной перестройкой правовой системы в Венгрии. В 1949 г. принимается первая в истории страны Конституция, которая закрепила ведущую роль социалистической собственности и принцип народно-хозяйственного планирования в экономике страны; признала право на землю, на приобретенную трудом собственность, на право наследования. На основе конституционных принципов были разработаны многие важные нормативные акты в области гражданского права. Одним из таких актов был Закон 1952 г. о браке, семье и опеке, который по-новому урегулировал вопросы правоспособности и дееспособности венгерских граждан, а также институты опеки и попечительства.
После восстания 1956 г. наметилась определенная либерализация в политической и экономической жизни. В стране сформировалась многопартийная система, более широкие полномочия получили профсоюзы, большую свободу приобрели владельцы частных предприятий. В 1959 г. принимается первый в истории Венгрии Гражданский кодекс, который с внесенными в него изменениями и дополнениями действует и в настоящее время; в 1961 г. начинает действовать новый Уголовный кодекс, а с 1968 г. - Трудовой кодекс.
С января 1968 г. в Венгрии началась реформа социалистической экономики, которой предшествовала реформа цен, затронувшая также розничные цены, прежде всего на продукцию сельского хозяйства. Общий жизненный уровень низко- и среднеоплачиваемых слоев населения был сбалансирован снижением цен на некоторые промышленные товары. Цены на многие (но не на жизненно важные) товары были объявлены свободными.
|
|
Венгерская модель экономической реформы 1968 г. исключала прямое плановое регулирование. Предприятия не получали обязательных плановых показателей; государственное воздействие на них обеспечивалось путем регулирования рынка и с помощью косвенных экономических инструментов, таких как нормативы отчислений в государственный бюджет от прибыли, платы за фонды, амортизационных отчислений и др.
Реформа 1968 г. имела ограниченный характер, поскольку осуществлялась без определенных политических преобразований. Тем не менее она имела историческое значение, так как продемонстрировала возможность успешного управления хозяйственной деятельностью экономическими методами.
Если в течение первых лет осуществления реформы 1968 г. наблюдался значительный рост экономики, то в начале 1970-х гг. этот рост замедлился в результате повышения цен на ввозимую нефть и изменений в пропорциях внешнеторгового обмена. В этих условиях были разработаны меры по созданию инфраструктуры рыночного хозяйства, углублению хозяйственной реформы и усилению борьбы с инфляцией.
Осуществление мер по созданию инфраструктуры рыночной экономики особенно ускорилось в 80-е годы, уже в начале которых был принят комплекс нормативных актов о формах мелкого предпринимательства, положено начало созданию рынка ценных бумаг, проведена реформа банковской системы. В эти годы в стране проводится налоговая реформа, принимаются законы о хозяйственных товариществах, об иностранных инвестициях, которые рассматриваются как начало преобразования отношений собственности и привлечения иностранного капитала.
В 1990-е гг. прошлого века в Венгрии произошла мирная смена общественного строя, ликвидировался социалистический строй и соответствующая ему политическая система. Страна взяла курс на превращение в правовое государство с многопартийной системой, парламентской демократией и социально ориентированной рыночной экономикой.
|
|
С восстановлением парламентской демократии в стране была развернута активная нормотворческая деятельность по формированию правовой базы рыночного хозяйства. В соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию страны, Венгрия провозглашалась независимым, демократическим, правовым государством с рыночной экономикой. В эти годы в стране активно развивается законодательство о предпринимательской деятельности. Так, принятый в 1988 г. Закон о хозяйственных товариществах был заменен одноименным Законом 1997 г., который действовал до 2006 г. В 1990 г. вступил в силу Закон об индивидуальном предпринимательстве и Закон о запрещении недобросовестного рыночного поведения, отмененный в связи с принятием нового Закона в 1996 г.
Принятый в 1992 г. Кодекс законов о труде был ориентирован на социальную рыночную экономику. В нем признавалась как роль капитала, частной собственности, предпринимательской деятельности, так и роль труда, профсоюзов, трудовых коллективов.
В эти же годы принимается ряд законов о приватизации, которая была преимущественно платной, проводилась при активном участии иностранного капитала, но с сохранением льгот для отечественных участников.
Массовая приватизация была в основном завершена в 1997 г. Полностью были приватизированы фармацевтическая, химическая, табачная отрасли, предприятия по транспортировке нефти и газа, розничная торговля, пищевая промышленность.
Произошедшие изменения в структуре собственности обусловили необходимость принятия новых нормативных актов, отвечающих новым условиям. В конце 90-х г. прошлого столетия принимается ряд законов в банковской сфере, в которых учитываются изменения в хозяйственной деятельности страны. Кроме того, вносятся изменения в действующие правовые нормы, необходимые в связи с подготовкой Венгрии к вступлению в Европейский Союз.
Одновременно с изменениями в политической и социально-экономической системах Венгрия перестраивала свои внешние связи, делая упор на интеграцию в евро-атлантические структуры, развитие отношений с сопредельными странами, защиту прав проживающих в этих странах лиц венгерской национальности. В результате этого Венгрия в 1982 г. была принята в Международный валютный фонд, с 1990 г. она становится полноправным членом Совета Европы, а с 1996 г. - членом Организации экономического сотрудничества и развития.
В 1994 г. Венгрией было подано заявление в Европейский Союз (ЕС) о приеме ее в члены этой организации, и в том же году она стала ассоциированным членом ЕС, а в 2004 г. - полноправным членом ЕС. В течение этого десятилетнего промежутка времени в стране были обновлены многие нормативные акты в целях приведения системы законодательства в соответствие с законодательством ЕС.
Проведенная структурная перестройка хозяйственной деятельности позволила Венгрии вступить в ЕС, но стране не удалось преодолеть постоянно растущий дефицит бюджета, безработицу; намеченные на 2008-2009 гг. реформы системы образования и здравоохранения, предполагавшие участие населения в оплате обучения и медицинских услуг, а также некоторые другие претензии общества к власти привели к тому, что на выборах в Государственное собрание в апреле 2010 г. избиратели отдали предпочтение национально-центристской партии Фидес, которая (в числе прочих) выдвинула такие социальные лозунги, как полная занятость, социальное обеспечение и т.п.
По итогам выборов в Государственное собрание партия Фидес получила конституционное большинство, что позволило ей развернуть активную законотворческую деятельность. Достаточно сказать, что за время работы в 2010 г. новый венгерский парламент принял более 40 новых законов и внес более 100 поправок в действующие нормативные акты. При этом были пересмотрены основополагающие законы страны: о выборах, местном самоуправлении, гражданстве и, наконец, средствах массовой информации.
Именно Закон о СМИ вызвал волну возмущения как в ЕС, так и в стране, поскольку с принятием названного закона все средства массовой информации подпадали под контроль государства.
Получив 2/3 мест в Государственном собрании партия Фидес смогла изменить Конституцию страны. С января 2012 г. в стране, которая называется теперь Венгрия, действует новый Основной закон.
Новый Основной закон подвергся критике как со стороны Европейского Союза, так и со стороны общества. В частности, критиковалась процедура принятия Основного закона, которая проходила без проведения референдума, без широкого участия общественности; указывалось на противоречащее законодательству ЕС ограничение компетенции Конституционного суда и самостоятельности Венгерского национального банка.
В качестве характерной особенности Основного закона следует отметить наличие в нем значительного количества отсылок к фундаментальным законам, которые должны быть приняты для реализации конституционных норм. Многие из таких законов уже приняты в 2010, 2011 гг. и начале 2012 г., среди которых Закон о Конституционном суде, Закон о судоустройстве, Закон о прокуратуре, Закон о правах национальностей, Закон о стабилизации экономики, Закон о Венгерском национальном банке, Закон о Кодексе законов о труде, Закон о правонарушениях и ряд других нормативных актов.