Источники права

В соответствии с положениями Основного закона Венгрии источники права представляют собой совокупность нормативных правовых актов, изданных компетентным органом государства и направленных на определение обязательных всеобщих правил поведения.

В зависимости от их юридической силы, органа, который их принял, нормативные правовые акты делятся на законы, постановления Премьер-министра, распоряжения министра, председателя Венгерского национального банка, саморегулируемого органа и органов местного самоуправления. Кроме того, нормативным актом является распоряжение Совета обороны в период чрезвычайного положения и распоряжение Президента, изданное во время чрезвычайной ситуации.

Характерные признаки и порядок принятия нормативных правовых актов определен в опубликованных в 2010 г. Законе о правотворчестве и Законе об участии общественности в подготовке нормативных актов. В соответствии с указанными законами все нормативные правовые акты являются общеобязательными и к их содержанию, действию предъявляются особые требования. Так, разрабатываемый нормативный правовой акт должен по форме и содержанию отвечать требованиям, определенным в Основном законе, соответствовать правовой системе страны, правам, предусмотренным международным правом и правом ЕС.

В Законе 2010 г. предусмотрено, что каждый нормативный правовой акт должен действовать на определенной территории и распространять свое действие на определенный круг лиц. Кроме того, в нормативном правовом акте должно быть указано его действие во времени.

Территориальное действие нормативного правового акта распространяется на территорию Венгрии. Издаваемые органами местного самоуправления распоряжения применяются на территории административного управления этого органа.

Территориальное действие нормативных правовых актов предопределяет их действие по лицам: на территории страны положения нормативных правовых актов распространяются на физических и юридических лиц, на организации без права юридического лица; они также действуют в отношении венгерских граждан, находящихся вне территории Венгрии. Распоряжения органов местного самоуправления применяются: к физическим, юридическим лицам; организациям без права юридического лица, находящимся на территории действия акта.

Закон 2010 г. предусматривает необходимость согласования с общественностью проектов законов, постановлений Правительства, распоряжений министров. Исключение установлено для проектов нормативных правовых актов о платежных обязательствах, об оказании государственной помощи, о бюджете, помощи, предоставляемой из средств ЕС, международных организаций, а также об оглашении международных договоров.

Нормативный правовой акт является официальным письменным документом, изданным специально уполномоченным органом государства. Так, принимаемые Государственным собранием законы регулируют наиболее значимые общественные отношения. Являясь нормативным по содержанию, закон включает общие, обобщающие нормы, которые затем развиваются, конкретизируются, дополняются подзаконными нормативными правовыми актами.

Закону характерны особые процедуры принятия, изменения. Так, после принятия закона Государственным собранием его подписывает председатель высшего органа власти и направляет Президенту, который подписывает закон и обеспечивает его опубликование. Если у Президента имеются возражения в связи с законом или его положениями, он возвращает закон для нового обсуждения в Государственном собрании. Если Государственное собрание вновь принимает закон, Президент обязан его подписать и опубликовать в течение пяти дней. Для проверки конституционности закона Президент может направить его после первого получения в Конституционный суд. При установлении неконституционности закона Президент возвращает его Государственному собранию, а в противном случае обязан подписать и опубликовать закон.

Актами, издаваемыми Правительством, являются постановления и решения. Постановления представляют собой нормативные акты. Что касается решений, то они могут быть как актами нормативного характера, так и актами, содержащими распоряжения по отдельным конкретным вопросам. Основная правотворческая деятельность Правительства связана в первую очередь с исполнением законов, с осуществлением полномочий, предоставленных Основным законом, другими нормативными актами высших органов государственной власти.

Министры издают распоряжения в объеме задач, определенных законами, указами, постановлениями правительства. Основное требование, предъявляемое к распоряжениям министра, заключается в том, чтобы эти распоряжения не противоречили нормативным актам вышестоящих органов. Все распоряжения министра должны быть опубликованы в официальном вестнике.

Органы местного самоуправления вправе издавать по предметам их ведения распоряжения, действующие на подведомственных им территориях. Распоряжения принимаются в соответствии с действующими законами и не могут им противоречить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: