На Индию в этом аспекте работал классик паблик ри-лейшнз Э. Бернейс. Информационная кампания под его руководством длилась с октября 1951 г. по май 1952 г. Исходное знание американцев об Индии включало в себя: тигры-людоеды, святые коровы, Маугли, религиозные секты и т.п. Индийцы же хотели, чтобы американцы увидели их в качестве молодого демократического государства.
Как и всегда в создании этой кампании сыграл большую роль личностный фактор. Послом Индии в США в тот период была сестра президента Неру, которая смогла получить от парламента 35 тысяч долларов на саму кампанию, а также 175 тысяч долларов на необходимые неофициальные расходы. Э. Бернейс работал в согласии с госдепартаментом и ЦРУ, опасаясь работать со страной, которая могла бы оказаться врагом США. Однако правительственные структуры одобрили идею кампании, надеясь, что Индия в результате сблизится с США.
Бернейс подготовил для Неру список вопросов, на которые следовало ответить нужным образом, чтобы продвигать благоприятный имидж Индии в США. Среди вопросов были следующие:
|
|
1. Каково подлинное отношение Неру к США?
2. В чем совпадает политика Индии и США?
3. Какова подлинная политика Индии по отношению к Советскому Союзу?
4. Что будет делать Индия, если СССР окажется агрессором по отношению к ней?5. Какова роль Индии в поддержании демократии в Азии?
6. Каково отношение Индии к американским инвестициям?
Как видим, набор вопросов был жестко политическим, принуждающим Индию отвечать на чисто гипотетические ситуации типа агрессии Советского Союза. В результате сам Э. Бернейс создает заявление, передает его послу, посол отправляет заявление в Индию, где оно появляется в газетах. А уже оттуда текст печатается на страницах "Нью Йорк Тайме".
К январю было также отправлено 35 тысяч писем к разнообразным лидерам влияния США, созданные для каждой из отдельных групп интересов. Посол ездил по США, выступая перед разными аудиториями. Для каждого из городов готовились свои собственные материалы для прессы. В феврале 1952 г. президент Неру выступил с речью, учитывающей пожелания Э. Бернейса, которая была положительно оценена американскими масс-медиа. Индия была представлена в специальных телевизионых программах.
Дальнейшая работа Э. Бернейса была прервана появлением нового посла Индии, который уже не прислушивался к его советам.
Анализ индийской кампании
Из этого небольшого объема информации можно увидеть много реалий, совпадающих с Украиной. Тот же объем негативной информации в рамках американских СМИ и та же необходимость поменять отношение общественного мнения США. Позитивом проведенной кампании стало массированное воздействие на американское общественное мнение через межличностную коммуникацию типа выступлений посла и рассылки многочисленных писем. Причем подчеркнем еще раз препарирование информации под нужды конкретной аудитории. Все группы интересов -женские, образовательные, бизнес и прочие — получали именно свою информацию, что в результате вызывало цепочку обратной связи, желание получить новую информацию. То есть информация об Индии входила в уже налаженные информационные каналы данного общества, причем
|
|
входила не на высшем уровне, а именно на среднем, где и формируется это общественное мнение. Президенты, на которых пытаются воздействовать страны СНГ, сами получают эту информацию лишь в готовом виде. Мы же своим давлением сверху пытаемся поменять уже сформированное общественное мнение, когда оно завершено. Более эффективным путем является попытка участвовать в его формировании в качестве одного из участников.
США ————— СССР
На этих страницах мы неоднократно возвращались к проблеме "холодной войны"*, поэтому здесь мы приведем только несколько дополнительных замечаний.
Холодная война также проводилась по достаточно хорошо разработанным методикам. К. Мельник, в свое время представлявший де Голля внутри французских спецслужб, видит успех холодной войны в результатах работы Хельсин-ского совещания. Он говорит: "В чем состояла наша идея? Брежнев хочет признания советских границ? Он получит это признание, но в обмен мы получим свободную циркуляцию идей на советскую территорию. Было очень трудно объяснить это западной публике. Но теперь, когда я читаю книги бывших руководителей КГБ, они пишут, что распад Советского Союза начался с подписания третьей корзины Хельсинских соглашений. И эта перемена в советской и русской истории была организована тремя людьми — Виоле [адвокатом Ватикана — Г.П.}, генералом Гросэном [бывшим начальником французских спецслужб — Г.П.] и мной. Это одно из моих главных достижений. Философия этой акции — это философия французских и американских спецслужб"**. Отсюда мы можем делать вывод об отсутствии случайности в том, что иногда представляется непреднамеренным и спонтанным.
При этом достаточно выверено строился и сам материал воздействия. Американцы в шестидесятые годы проводили следующего рода эксперименты с русскими пленными и
* См. также нашу книгу "Информационные войны. Основы военно-коммуникативных исследований". — Киев, 1998.
** "Версия", 1998, № 14.эмигрантами: "Американцам необходимо было установить, что такое для русских слова "мать", "родина", деньги", "США", потому что если узнать, какие эмоции и ассоциации вызывают эти слова, можно понять, как изменить эти эмоции. Испытуемым произносили ключевое слово, а потом физиологическими датчиками измеряли реакцию их организма. Изучив эти реакции подробно, можно было придумать, каким образом поменять у человека отрицательную реакцию на слово "США" на положительную. Так разрушался социализм"*.
Но этап собственно информационного воздействия все же был вторичен. Первичным процессом было воздействие материального порядка (вещи, кинофильмы и т.п.). Сначала было создано "притяжение вещей", которые объективно отражали более сильную цивилизацию. В это "притяжение вещей" попали определенные группы граждан, которые и выступили в роли прямых и косвенных ускорителей происходящих процессов.
Мы можем построить целую серию подобных направлений:
При этом наиболее важным для воздействия является то, что собственно идеологическое воздействие всегда воспринимается в штыки как населением, так и контрпропагандистами, в то время как любые виды "мягких", непрямых воздействий, имеющих даже большую эффективность, практически не встречают противодействия. Современная машина во французской кинокомедии, например, не может
|
|
* "Комсомольская правда", 1998, 28 авг.
быть объектом контрпропаганды, поскольку там она является фоновой. Но по воздействию она из вторичной коммуникации становилась первичной.
Бывший Советский Союз с этой точки зрения был менее активен на чужой территории, что несомненно компенсировалось активной деятельностью в рамках своих границ. В.В. Серебрянников характеризует данную ситуацию следующим образом: "Руководство СССР исключало, например, ведение психологической войны на территории западных государств, считая это вмешательством в их внутренние дела. Даже управлению спецпропаганды Главного политуправления СА и ВМФ запрещалось вести пропагандистские операции во время оказания помощи Вьетнаму в отражении американской агрессии и войны в Афганистане. Настойчивые предложения некоторых генералов и офицеров действовать наступательно и проводить психологические операции на территории других государств влекли за собой обвинения в "непонимании" политики. По этой причине, в частности, был досрочно уволен в запас один из руководителей Управления спецпропаганды Глав ПУ СА и ВМФ генерал-майор Л.И. Шершнев"*. Некоторые функции при этом выполняли компартии других государств, но понятно, что на них не могли быть переложены определенные виды задач.
"Холодная война" была одним из самых мощных информационных проектов XX века по затратам человеческих и материальных ресурсов. Наверное не скоро мир подойдет по этим затратным параметрам к какому-то равному проекту.
Литература
Герцштейн Р.Э. Война, которую выиграл Гитлер. — Смоленск,
1996. Мелъник Т.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты.
- М., 1996.
Почещов Г.Г. Информационные войны. — Киев, 1999. Почещов Г.Г. Психологические/информационные войны. — Киев,
|
|
1999.
* Серебрянников В.В. Социология войны. — М., 1998. — С. 233. Расторгуев С.П. Информационная война. — М., 1998.
Рощш С.К. Психология и журналистика. — М., 1989.
Military Propaganda. Psychological Warfare and Operations. — New
York, 1982. TaylorP.M. Munitions of The Mind. A History of Propaganda from the
Ancient World to the Present Day. — Manchester etc., 1995. TaylorP.M. War and the Media. Propaganda and Persuasion in the Gulf
War. — Manchester etc., 1992. War in the Information Age: New Challenges for U.S. Security Policy. —
Washington etc., 1997.