Целевая аудитория важна не только в связи с конщ такой поставленной задачи: нельзя продавать ремни б< опасности человеку, у которого нет автомобиля. Целер аудитория важна чисто коммуникативно. Нельзя o6j щаться ко всем. Эффективная коммуникация строится четком знании своей аудитории, на знании ее идеалов, возможных аргументов, ее ценностей. Каждая возрасти или социальная группа обладает подобными набора] своих собственных представлений. Чтобы убедить, на знать того, с кем общаешься. При знании целевой аултории возможно построение успешного ключевого сообщения и известно, какими каналами коммуникации она пользуется. Так что в этой триаде центральным понятием является целевая аудитория, а остальные два определяются ею.
В основе ПР лежит обратная связь. Наше социалистическое общество очень хорошо эксплуатировало прямую связь, поскольку все было связано иерархической связью. Это, по сути, армейская система, и проблема состоит в том, чтобы обеспечить работу каналов связи для передачи приказов сверху вниз. Получивший их обречен на выполнение. Но поставив внизу этой цепочки свободного человека, система перестает работать. Свободный человек не подчиняется приказам. Вся массовая культура построена на хорошей обратной связи, и, кстати, Советский Союз как раз и отставач в развитии массовой культуры.
Типичные задачи, с которыми сталкивается менеджер ПР в СНГ, следующие: запуск нового товара, появление новой фирмы, переориентация магазина, например, с элитного на более демократический, построение корпоративного имиджа (о последнем мы поговорим в другой главе).
Менеджер ПР должен ответить на три основных вопроса в своей работе: КТО? ЧТО? КАК?
КТО? — Кому мы интересны, кто будет, уже есть нашим покупателем!
ЧТО? — Что привлекает целевую аудиторию в нашем объекте (позиционирование)!
КАК? — Как передать в ключевом сообщении нужные нам характеристики!
Типичная ПР-кампания состоит, как минимум, из четырех элементов:
— установление проблемы,
— планирование,
— действия и коммуникации,
«оценка.
Еще раз подчеркнем, что работа идет с потоками комм никадий, внесение изменений в которые должны привес: к изменению ситуации. Это не прямая, а косвенная рол Как пишет Питер Грин: "ПР не создает продаж, оно созда атмосферу, в которой продажи скорее будут сделаны"*.
Дж. Уайт и Л. Мазур подчеркивают важность для Г быть не столько техникой, как подходом, делать акцент i этических мотивах ПР, которая не должна быть средстве для сокрытия неприятных фактов**. Поэтому они рассма ривают ПР в качестве определенного зонтика, под которь расположены такие сферы, как:
— корпоративные коммуникации,
— менеджмент проблем,
— паблисити продукта,
— отношения с инвесторами,
— финансовые коммуникации,
— лоббирование,
— общественные отношения,
— отношения с масс-медиа,
— коммунальные проблемы,
— менеджмент кризисов,
— менеджмент событий,
— спонсорство,
— набор услуг, подпадающий под все это.
Такое общее рассмотрение приводит и к более обще: определению цели ПР, которая звучит как влияние на и ведение групп людей по отношению друг к другу.
Авторы наиболее известного в мире учебника по ПР, t зываемого некоторыми специалистами "библией ПР"**** ci дят воедино из различных определений следующие фун пииПР:
* Green P.S. Winning PR Tactics. — London, 1994. - P. 3.
** White J., Mazur L. Strategic Communications Management. Making Pul Relations Work. - Wokingham etc., 1995. - P. 6.
*** Там же, р. 12.
****CutIip S.M., Center А.И., Broom G.M. Effective Public Relations. — Enj wood Clffls, 1994.1. Ведет планируемую и постоянную работу как часть менеджмента.
2. Имеет дело со взаимоотношениями между организацией и общественностью.
3. Ведет мониторинг уровня сознания, мнений, отношений и поведения как внутри, так и вне организации.
4. Анализирует влияние политики, процедур и действий на общественность.
5. Модифицирует элементы политики, процедуры и действия, когда они входят в конфликт с интересами общественности и жизнью организации.
6. Консультирует введение новых приемов политики, процедур и действий, которые взаимозависимы от организаций и общественности.
7. Устанавливает и поддерживает двусторонние отношения между организацией и общественностью.
8. Производит специальные изменения во мнениях, отношениях и поведении внутри и вне организации.
9. Воздействуют на новые и/или поддерживаемые отношения между организацией и общественностью.
Американское общество ПР определяет такой список организаций, с которыми имеет дело ПР: субъекты бизнеса, профсоюзы, больницы, школы, колледжи, религиозные учреждения. Это именно те организации, которые наиболее зависимы от общественности, их существование возможно лишь в условиях благоприятного отношения к ним общественности, поскольку в ряде случаев они заняты сбором средств для своего нормального функционирования.
Имеет дело с ПР и православная церковь. Отвечая на вопрос, учат ли в православных семинариях и академиях ПР, отец Всеволод, секретарь отдела внешних церковных сношений Московского патриархата говорит: "Специального предмета нет, но, конечно, в таких курсах, как пастырское богословие, практическое руководство для пастырей, гомилетика (искусство проповеди), в определенной степени преподают навыки общения"*.
Менеджер ПР выступает в роли промежуточного звена между своей организацией и миром СМИ. Значит, он должен обладать знаниями и того, и другого мира. По этой
* "Лаборатория", 1998, № 10.
причине в данной роли часто выступают бывшие журналис ты, которым хорошо известна работа СМИ.
Вице-президент американской компании Пи-Би-Э; Михаил Гончаров следующими образом определяет сегол няшнее состояние рынка ПР в России*: "Руководители биз неса сегодня четко понимают, какое значение может имет этот фактор и каких результатов можно достичь. Сейчас на ступает период работы по "гамбургскому счету": если Ti действительно в состоянии принести пользу — докажи Если способен только на то, чтобы присвоить себе красиво звание PR-мен — быстренько слетишь с рынка. С друга стороны, спрос на услуги по связям с общественность! явно не удовлетворен, особенно в регионах и особенно п некоторым "интеллектуально емким" направлениям, таки как отношения с инвесторами, взаимодействие с правитель ственными и административными структурами. Продолжа ют пользоваться устойчивым спросом и профессиональны тренинга для руководителей компаний по взаимодействш с прессой и управлению кризисными ситуациями".
Традиционно бурно растущие на Западе отрасли остаютс таковыми и для стран СНГ. Это правительственные, финак совые и кризисные ПР. В них заказчик не только легче трата деньги. Общим для них является также и то, что здесь pa6oi идет с обобщенным типом потребителя. Он не настолько кок кретен, как в других областях. Это делает именно СМИ шш: дармом для воздействия на данную аудиторию.
Литература
Агешина И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. — М
1997 Арнольд Ник. Тринадцатый нож с спину российской рекламе и pul
lie relations. — М., 1997 Баркеро Кабреро Х.Д. Связи с общественностью в мире фина!
сов. - М., 1996
Белановсшй С.А. Метод фокус-групп. — М., 1996 Блажное Е.А. Паблик рилейшнз. Приглашение в мир цивилизс
ванных рыночных и общественных отношений. -М., 1994 Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? — М., 1990 Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. — Ростов-на-Дону, 1998
* "Советник", 1998, № 11-12. Борисов Б.Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти. — Рига,
1997; М., 1998
Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations. — СПб., 1995 Гапжин В. Т. Паблик рилейшнз. Что это значит? Введение в средо-
ведческую коммуникацию. — М., 1998
Дмитриев Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. — М., 1998 Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. — М., 1996 Зверинцев АБ. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга
менеджера PR. — СПб., 1997
Зяблюк Н.Г. Индустрия управляемой информации ("Паблик рилейшнз" — система пропаганды большого бизнеса США). — М., 1971 Крылов И. Технологии популярности, или паблик рилейшнз. —
Минск, 1999
Лебедева Т.Ю. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски. — М., 1996
Невзлин Л.Б. "Паблик рилейшнз" — кому это нужно?. — М., 1993 Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. — М., 1998
Почепцов Г.Г. Символы в политической рекламе. — Киев, 1997 Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. — М., 1998 PR: международная практика. — М., 1997 Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. —
М., 1998 Соколов И. Технология популярности, или паблик рилейшнз. —
Минск, 1999
Тулъчинскш Г.Л. Public relations. Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство. — СПб., 1994 Честара Дж. Деловой этикет. Паблик рилейшнз. — М., 1997 Шампань П. Делать мнение. Новая политическая игра. — М., 1997 Яковлев И. Паблик рилейшнз в организациях. — СПб., 1995 Aifm F.N. Financial Public Relations. — London, 1994 Aronson M., Spetner D. Public Relations Writer's Handbook. — New
York, 1993
Bern-ays E.L. The Later Years. — Rhinebeck, 1986 Bird P. Sell Yourself. — London, 1994 Black S. The Essentials of Public Relations. — London, 1993 Center A.H., Jackson P. Public Relations Practices. — Englewood Cliffs,
Cutlip S.M. АО. Effective Public Relations. — Englewood Cliffs, 1994 Green P.S. Winning PR Tactics. — London, 1994 Jejkins F. Public Relations. — London, 1992
Wilcax D.L., Nolte L. W. Public Relations. Writing fnd Media Techniques. — New York, 1995
Глава третья Имиджмейкер как профессия
8. Имидж и его особенности
Мы часто возражаем против самого этого понятия. Леве Юрий Шевчук, например, заявляет: "До сих пор все тольк об образе и говорят. Образ есть, образа нет... А ведь само ценное в Экклезиасте — отсутствие образа. К чему эти амб* ции? Глупые переживания по поводу того, как ты выглядиш: Кто и что подумает, когда тебя увидят"*. Ему можно ответа] словами А. Пушкина из "Евгения Онегина":
"Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей..."
Правильно подобранный имидж представляет собой на иболее эффективный способ работы с массовым сознание» Имидж отражает те ключевые позиции, на которые безошк бочно реагирует массовое сознание. Это попытка перевод массового сознания на автоматические реакции.
В телесериале "МЭШ" один из отрицательных герое жалуется, что его не любят сразу после того, как познакс мятся. Положительный герой ему отвечает: "Чтобы сзконс мить время". Имидж действительно призван сэкономга наше время. Он задает апробированные пути идентификЕ ции объекта. Объект в результате становится узнаваемым неопасным. Мы начинаем легко прогнозировать его деист вия. Назовем эту функцию имиджа идентификацией.
Существует еще одна функция имиджа, которую мы обз заны учитывать. Назовем ее идеализацией. В этом случг имидж пытается выдать желаемое за действительное. И том, и другом случае имидж имеет функцию противопос rai ления, поскольку он строится системно, исходя из уже им«
* "Версия", 1999, № 4.ющихся иных имиджей. Злодей виден только на фоне доброго человека. Только так будут видны его качества, только на контрасте. Или такой пример: напиток "Байкал" был разработан, чтобы противостоять "Пепси" в преддверии московской Олимпиады. Суммарно три вышеотмеченные функции имиджа мы изобразим следующим образом:
Не следует также трактовать функцию идеализации как направленную на обман населения. Ведь когда объект перестраивается под мои собственные желания, подобная адаптация может носить только положительный характер. Хотя бы потому, что лидер начинает думать о своем избирателе. Как раз наоборот, на просторах СНГ у нас еще мало примеров такой адаптации, за исключением разве что предвыборных кампаний. Реально период выборов по типажу поведения политика должен быть продлен на все время его избрания, что дало бы ему возможность выдержать желания населения не кратковременный, а долговременный период.
Работа с имиджем делает из политика настоящего актера, поскольку именно актеры наиболее эффективно воздействуют на свою публику. Любая подобная техника эффективности естественно переносится на иной тип деятельности. Хоть В. Шендерович иронически говорит о "МХАТовских паузах" Б. Ельцина*, но именно к подобной риторике следует стремиться политику, чтобы быть эффективным. Сегодня мы проходим уроки, которые давно уже пройдены на Западе. Мы неизбежно придем к необходимости тех же приемов работы с политиком. Это случится, когда у нас будет не только задействована подлинная обратная связь "избиратель — политик", отсутствующая сегодня, но и возникнут еще две состаатяющие: настоящая оппозиция и настоящая пресса. Сегодня властные структуры могут быть более сво-
Программа "Итого", 1998, 26 дек.
бодны в выборе своего поведения, поскольку за ними н< следит недремлющее око оппозиции и прессы. Как толькс оно появится, публичная политика кардинально изменится
Имидж также облегчает жизнь политику, задавая дш него наиболее эффективные типы ролей. Он начинает веста себя в соответствии с ними, а уже об эффективности тех иж иных ролей думают специалисты. Политик должен быть i этом плане четок и ясен для других, в противном случае егс ожидают серьезные "разборки". Например, "Комсомольская правда" (199S, 11 дек.) среди прочего объяснила отставку В. Черномырдина с поста премьера определенной двусмысленностью некоторых его поступков: "Накапливающийся груз взаимных обязательств, нерешенных проблем недопониманий, подозрений, ошибочных и неуклюжих телодвижений, дающих повод усомниться в преданности е искренности... Весь этот узел цари умеют разрубать в одночасье". То есть цепь поступков премьера позволяла интерпретировать их не так, как следует. За что и последовала расплата. Поэтому лидер должен четко выдерживать свой имидж и свои поступки. Говоря о себе как о "хозяйственнике", В. Черномырдин должен был и оставаться в этой роли.
Имидж вообще строится на контрасте. Это вышеотме-ченные противопоставления "хозяйственник — политик". И переходы при смене имиджа не так легки. Например, зафиксированный как "хозяйственник", Ю. Лужков должен предпринимать дополнительные усилия, чтобы перейти е ранг "политика", причем политика не регионального, а национального уровня. Таким же противопоставлением является контраст "молодой — старый". Это важно, поскольку молодой лидер всегда воспринимается как более энергичный. Например, встреча в верхах Горбачев — Рейган была выиграна по этому параметру Рейганом, хотя он был старше. Он встречал Горбачева легко одетым, а Горбачев из-за своей одежды выглядел старше. Сходная проблема возникла во взаимоотношениях Ельцин — Клинтон. Вот как описывает эту ситуацию В. Костиков*: "Помню, какая волна публикаций по поводу здоровья Б.Н. Ельцина прокатилась по европейской прессе в преддверии визита в Москву амери-
* Костиков В. Роман с президентом. — М., 1987. — С. 191.канского президента Клинтона в январе 1994 года. Думаю, что и она была не случайна, а связана с усердно насаждаемым имиджем Клинтона как самого молодого и самого энергичного политика мира. Окружению американского президента, видимо, казалось, выгодным представить своего лидера на фоне "увядающего" Ельцина".
Еще один пример прозвучал в передаче "Герой дня без галстука" (НТВ, 1999, 9 янв.), посвященной А. Лебедю, Там говорилось, что сейчас А. Лебедь старательно отходит от имиджа типичного военного, что его чаще увидишь в гражданском костюме, чем в военном мундире. Такого рода переходы достаточно сложны, поскольку стереотипы в массовом сознании практически не разрушаются. Так, англичане думали, что появление женщин-парламентариев изменит отношение к возможностям женщин в целом в обществе. Однако, как отмечает Э. Керне, даже М. Тэтчер изображалась на карикатурах не как женщина, а скорее как мужчина*. Это означает, что ее характеристики жесткости и агрессивности не соответствуют стереотипным представлениям о женщине в данном обществе. В таких ситуациях массовое сознание поступает следующим образом: оно не меняет стереотип, а создает рядом с ним подтип нетипичного представителя данного объекта. Об этом же, как оказалось, свидетельствует невозможность изменить представления о других нациях, которые делаются в результате дружеских контактов. Просто создается дружественный подтип данных лиц, но при сохранении прошлого отрицательного стереотипа данной нации.
Контрастность всегда была задачей для показа нового лица Советского Союза. Реально это удалось сделать только М. Горбачеву, которого западники признают как хорошего специалиста по созданию имиджа. На фоне многолетних разговоров об империи зла М. Горбачев повернул ситуацию в другую сторону, хотя по сути это была известная модель "социализма с человеческим лицом". Враг — всегда более абстрактен, стоит лишь покинуть позиции врага, и сразу же появляются человеческие черты.
Это изменение "лица" СССР началось еще с Н. Хрущева, с его поездки в Америку. О. Гриневский, в прошлом
* Cairns E. A Welling up of Deep Unconscious Forces. Psychology and the Northern Ireland Conflict. — Ulster, 1994.
спичрайтер генсека, а ныне профессор Стзнфордского ун верситета, отрицательно настроенный к окружению Н. Хр щева, все же констатирует следующее: "Они преуспели пропагандистском оформлении этой поездки — с помодц дешевой политической косметики хотели показать миру зловещее, как при Сталине, а румяное, простое лицо Сове ского Союза, уверенно идущего по пути строительст новой жизни. Это они инициировали задиристый тон и м тинговый характер выступлений Хрущева, непомерно рз дували научно-технические успехи Советского Союза и е экономические возможности"*.
М. Горбачев впервые обыгрывал уход от архаичных п нятий "железный занавес" и "империя зла" во время сво встречи с М. Тэтчер, как это отмечается в книге посла Великобритании Л. Замятина**. Однако это действителы очень сложный процесс, который длится еще и сегодн Более того, определенная агрессивность всегда прису! любым примерам корпоративного имиджа, а имидж страЕ именно таков. Слабая страна не представляет ни для ко интереса. Просто ряд стран показывают свою силу в друп областях, в первую очередь, в области экономики. Но i менее значимы для формирования лица государства спо и культура, поскольку именно в этой области массовое с знание чувствует себя наиболее уверенно. Научные успе: оно измеряет также не самостоятельно, а согласно нек«"шкале": число докторов наук, или число лауреатов Ноб левской премии. Кстати, как раз в области спорта и культ ры Советский Союз чувствовал себя наиболее уверена Именно эта сторона его имиджа имеет шансы сегодня э сштуатироваться всеми странами СНГ.
Имидж позволяет показать лидера с разных сторон: Ел цин, играющий в теннис, это не Ельцин за гшсьменнь столом. Б. Клинтон стая все время показываться со cboi собакой в момент разгара кризиса с М. Л свински. Все э связано с тем, что подобные сообщения достигнут ин< аудитории. Лидер перестает быть застывшей маской, к к торой аудитория уже охладевает. Достигнутая автоматиз
* Гриневский О. Тысяча и один день Никиты Сергеевича. — М., 1998. С. 159.
** Замятин Л.М. Горби и Мэгги. — М., 1995.ция восприятия тут же снимается деавтоматизацией, которая должна считаться одним из существенных инструментов в арсенале имиджмейкера.
Приведем еще примеры подобной деавтоматизации. На дипломатическом капустнике в Азии министры были удивлены выступлениями М. Олбрайт и Е. Примакова:
"Не плачь по мне, президент Клинтон..." Распевая эти слова на манер шлягера "Не плачь по мне, Аргентина" из известного мюзикла и фильма "Эвита", госсекретарь Мад-лен Олбрайт, одетая во все черное, с красной орхидеей в волосах и с ярко-красной помадой на губах, сразила аудиторию наповал"*.
"Зал просто ахнул, когда появился российский министр иностранных дел Евгений Примаков, одетый в матросскую тельняшку, и наши дипломаты затянули всемирно известные "Подмосковные вечера"**.
Этот динамический аспект имиджа хорошо понимал Геббельс, выступивший в роли автора имиджа фюрера. Как пишет Р.Э. Герцштейн: "Имидж Гитлера, создаваемый Геббельсом, не ограничивался одним лишь героическим аспектом его личности. Портрет фюрера его работы представлял собой попурри из всего на свете. Студентам и интеллектуалам он представлял Гитлера в качестве художника и архитектора, оторванного от своей учебы в 1914 году необходимостью служить нации. Для особо сентиментальных у Геббельса имелся Гитлер, который питал любовь к детям. Рабочим он подавал Гитлера-рабочего. Перед ветеранами Гитлер представлялся в образе Неизвестного солдата Первой мировой войны"***.
Имидж настолько многогранен, насколько многогранна его целевая аудитория. С другой стороны, в определенные периоды требуется смена имиджа в поп-культуре. Звезды тоже стареют и должны переходить в иную "весовую категорию". Например, "Московский комсомолец" (1999, 31 янв.) сообщает, что у Олега Газманова скоро появится новый образ, что это будет уже не тот вечно прыгающий паренек.
* "Итоги", 1999, № 4.
** Там же.
*** Герцштейн Р.Э. Война, которую выиграл Гитлер. — Смоленск, 1996. С. 66.
Имидж может строиться на преодолении сложившегося образа. Таким путем идет генерал А Николаев, генеральские черты которого чисто формальны для аудитории. Ср. определения, которыми его описывают: генерал со скрипкой, генерал в штатском, интеллигент, в очках, мать — поэтесса и т.п*.
Как видно, имидж — это достаточно свободное образование, которое в то же время покоится на жестких требованиях, выдвигаемых целевой аудиторией. О нем, как и о сфере ПР, можно сказать словами Э. Бернейса, что это со*-четание науки и искусства. Наука дает жесткие требования, а искусство предоставляет креативные возможности, которые и должны сделать имидж неповторимым.