История формирования правовой системы Нидерландов

История развития правовой системы Нидерландов, ее специфических черт и особенностей, обусловлена политико-правовыми преобразованиями, происходившими на ее территории, которые практически невозможно рассматривать изолированно от истории Европы. Становление и развитие правовой системы Нидерландов осуществлялись в тесной взаимосвязи и взаимодействии с правовыми семьями и отдельными правовыми системами, что происходило как в связи с насильственной экспансией правовых ценностей соответствующих систем, так и по причине их добровольной рецепции и усвоения в голландской правовой культуре.

В античную эпоху Нидерланды являлись провинцией Римской империи, позднее - частью франкского государства Меровингов. В IX в. территория Нидерландов входила в состав Восточнофранкского королевства, после распада которого появились отдельные феодальные владения (наиболее крупные - Голландия, Фландрия, Гелдерн).

В XI-XIV вв. Нидерланды представляли собой мелкие графства, герцогства и сеньории, располагавшихся в дельте рек Рейн, Маас и Шельда на территории нынешних Нидерландов, Бельгии, Люксембурга и северо-восточной Франции. Первоначально территории являлись самоуправляемыми, при этом они испытывали политическое влияние Германской Империи и Франции. В связи с этим в Нидерландах длительное время отсутствовала единая правовая система. При этом важным источником права в этот период были обычаи.

К началу XV в. в результате длительных гражданских войн указанные земли объединились под властью Бургундии. Впервые в 1465 г. создан регулярно действующий орган сословного представительства провинций, именуемый Генеральные штаты. Также в этот период учреждена высшая судебная инстанция - Большой совет.

В 1477 г. 17 провинций Нидерландов стали ленными владениями Габсбургов (при Карле V), представителем которых выступал Генеральный статхаудер ("хранитель государства"). При этом установилась общность территории и экономики; стали складываться единая культура, язык и нация. Институты сословного представительства, органы местного самоуправления, вольности и привилегии провинций и городов были сохранены.

С этого времени в Нидерландах постепенно стала складываться система римско-голландского права, которая основывалось на традиционных институтах римского, канонического и феодального права, а также на международных торговых обычаях. Тем самым этот период характеризуется становлением и развитием собственной правовой системы Нидерландов.

В 1566 г. провинции Нидерландов перешли под власть Испании, что во многом стало причиной возникновения революционного движения, проходившего под лозунгом антифеодальной борьбы, антикатолицизма и направленной против централизации и испанской инквизиции. В результате семь северных провинций (Гелдерн, Голландия, Зеландия, Утрехт, Фрисландия, Оверейсел, Гронинген) в 1579 г. заключили Утрехтскую унию - военный союз. Условием этого союза было то, что партнеры принимали на себя обязательства содействовать друг другу в борьбе с Испанией: при этом была достигнута договоренность, что отделившиеся Генеральные штаты будут централизованно принимать решения по вопросам, касающимися союза, его обороны и религии. В 1580 г. Генеральные штаты объявили Нидерланды независимыми от Испании, что впоследствии было закреплено Вестфальским мирным договором 1648 г.

Вслед за международным признанием независимости провинции учредили первую в мире буржуазную республику в составе семи провинций - Республику Соединенных Провинций (Соединенные Нидерланды). Новое государство стало называться его жителями Nederland (Нидерланды исторические, то есть область на северо-западе Европы). В результате этого указанные провинции, сохраняя большую степень автономии, стали действовать во внешних делах согласованно в качестве единой республики. Договор 1579 г. о создании Утрехтской унии является первым актом конституционного значения в Нидерландах.

Нидерланды образовались как полуфеодальная республика, возглавляемая статхаудером Вильгельмом Оранским-Нассау, ставшего родоначальником нынешней королевской династии. В Нидерландах сложилась новая система государственного управления. Статхаудер как глава государства назначал должностных лиц в провинциях, определял состав городских властей, осуществлял надзор за правосудием и был наделен правом помилования. Во время войны статхаудер назначался на пост главнокомандующего армией и военным флотом Нидерландов. Поначалу статхаудеров, считавшимися "слугами Штатов", выбирали (обычно из потомков Вильгельма Оранского-Нассау), однако со временем по мере приобретения ими большого политического веса соответствующая должность стала признаваться наследуемой.

Генеральные штаты из представительного национального органа преобразованы в конгресс делегатов провинций. Генеральные штаты представляли Соединенные Нидерланды в международных отношениях. Каждая провинция выплачивала Генеральным штатам определенные денежные суммы в зависимости от своих экономических возможностей (провинция Голландия вносила самые большие денежные суммы, в связи с чем приобрела преобладающее значение над другими провинциями - с этого времени часто повторяемое слово "Голландия" становится синонимом слова "Нидерланды"). В Генеральные штаты провинции могли посылать любое количество депутатов, но каждая из них располагала только одним голосом. Для принятия решений требовалось согласие провинций. Депутаты получали от своих провинций императивный мандат (наказ), где определялось, в каких случаях и за что они должны голосовать. При решении вопросов войны и мира, заключении договоров, при обсуждении финансовых вопросов требовалось полное единогласие.

Кроме того, был образован Государственный совет в качестве органа исполнительной власти, состоявший из статхаудера и депутатов от провинций. Решения на совете выносились большинством голосов; при этом депутаты, заседавшие в нем, несли ответственность не перед провинциями, а перед Генеральными штатами.

Народные массы были отстранены от участия в формировании органов государственного управления. Представители дворянства и крупной буржуазии передавали государственные должности по наследству и посылали своих представителей в Провинциальные и Генеральные штаты.

Во времена Республики Соединенных Провинций система римско-голландского права достигла своего расцвета. При этом в развитии этой системы права решающая роль принадлежала не законодательству, а тщательно собиравшимся и постоянно публиковавшимся судебным решениям, которые широко применялось голландскими судами, в том числе в случае отсутствия местных законов и обычаев; мотивировка решений по таким делам основывалась на общем мнении ученых. Нидерландские юристы придерживались общей науки юридического анализа и синтеза и правовой философии в рамках западной правовой традиции, и использовали в качестве общего юридического языка латинский язык.

Заимствование римского права происходило спонтанно и в основном в форме юридической практики на базе знаний, приобретенных в университетах. Большое значение имели труды голландских юристов (Гуго Гроция, Филиппа Лейдена, Симона ван Лувена и др.), в которых подробно излагались общие принципы и отдельные институты римско-голландского права и вместе с тем комментировались Свод законов Юстиниана, другие собрания законов, а также судебная практика местных судов.

В течение двух веков, предшествовавших Великой Французской революции 1789 г., голландские университеты занимали ведущие позиции среди различных правовых школ Европы того времени.

Французская буржуазная революция оказала большое влияние на развитие государственного и правового устройства Нидерландов. В 1795 г. страна в результате войны против революционной Франции была оккупирована французскими войсками и произошла "бархатная" революция (Статхаудер Вильгельм V был вынужден бежать в Англию). Прекратила свое существование Республика Соединенных Провинций, и Нидерланды провозглашены Батавской Республикой. Батавская Республика заключила с Францией мир и попала от нее в зависимость.

Соответствующие буржуазные преобразования привели к отмене феодальных правовых институтов, коренному изменению представлений о самом праве, выраженного в повышении роли позитивного права (превращение закона из второстепенного в основной источник права), а также к утверждению доктрины естественного права.

В результате римско-голландское право в Нидерландах было упразднено. Тем не менее оно долгое время продолжало применяться в бывших голландских колониях в Азии и Африке (ныне республики Зимбабве, Шри-Ланка, Гайана и др.) и по-прежнему служит формальной основой правовой системы Южно-Африканской Республики. Правовая система Нидерландов до сих пор сохранила много элементов римского права.

В этот период в Нидерландах под влиянием французского права стремительно происходят конституционные преобразования, благодаря которым стала формироваться современная правовая система Нидерландов в своих основных чертах.

Генеральные штаты были заменены Законодательным собранием, избранным в 1796 г. на основе практически всеобщего (мужского) избирательного права, что стало новым явлением в истории Нидерландов.

В 1798 г. была принята первая Конституция Нидерландов, которая отражала идеи Французской буржуазной революции. Согласно этой Конституции Батавская Республика является единой и неделимой, при этом все избиратели выступают против статхаудера и не придерживаются федералистских устремлений. Конституция 1798 г. отменила дворянские звания и привилегии, крепостную зависимость крестьян, закрепила ряд реформ в интересах буржуазии; установила отделение церкви от государства. В Конституции Нидерландов воспроизводятся положения Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 г. Национальным собранием Франции. Провозглашались основные гражданские права и свободы: свобода печати; вероисповедания; право собраний и подачи петиций; положения, запрещающие произвольное заключение в тюрьму, публичность судопроизводства и другие.

Согласно Конституции власть была разделена на высшую представительную, исполнительную и судебную власть. Кроме того, ею регулировались полномочия органов управления департаментами (провинциями) и муниципалитетами, в также взаимоотношения между уровнями публичной власти. Так, законодательную власть осуществляет избираемый корпус Представителей, выбирающий из своей среды 30 членов, которые образовывали Вторую палату. Корпус Представителей образовывал Правительство из пяти членов. Судебные органы не могли вмешиваться в дела законодательной деятельности и управления. Местные органы подчинялись Правительству.

Кроме того, положениями Конституции предусматривалось, что гражданский, уголовный и процессуальный кодексы будут разработаны для унитарного государства. Тем самым действовавшие старые городские и "местные" законодательства предполагалось заменить общеправовой кодификацией.

Однако заложенные Конституцией 1798 г. буржуазно-демократические институты не смогли полностью воплотиться в реальных общественных отношениях.

В 1801 г. Конституция перерабатывается; частично восстанавливаются феодальные отношения; государственная система становится более автократичной (управление Республикой осуществляет наблюдательный совет; отменяется присяга против статхаудера); исключены многие демократические свободы (в частности, не упоминается свобода печати и собраний).

В 1805 г. в Конституцию внесены новые изменения, приблизившие государственный строй Нидерландов по форме правления к монархии. Посол Нидерландов во Франции был назначен великим пенсионарием (правителем) Голландии. Законодательное собрание обладало ограниченными полномочиями, при этом власть исполнительных органов была значительна. В соответствии с законами 1805 г. и 1807 г. Нидерланды делились по французскому образцу на семь департаментов, состоявших, в свою очередь, из округов. Центр подчинил себе местную администрацию. Франция внедряла в Нидерландах свои законы. Местные обычаи и традиции игнорировались.

После объединения Наполеоном в 1806 г. севера и части южных Нидерландов Батавская Республика была преобразована в Королевство Нидерландов (Голландия) во главе с Луи Бонапартом - братом Наполеона.

В 1810 г. Французская Империя аннексировала Нидерланды, которые были объявлены ее частью (Амстердам был провозглашен третьим городом Империи). Страна была разделена на девять департаментов, подчиненных Парижу, имела места в Сенате и Законодательном Собрании Франции, управлялась губернаторами. На территории Нидерландов было официально введено французское законодательство.

После краха империи Наполеона Нидерланды становятся независимым Королевством. Конституцией Соединенных Нидерландов 1814 г. установлена умеренная монархия. Носителем суверенитета государства признается "суверенный государь" (им стал сын Статхаудера Вильгельма V).

С этого периода происходит самостоятельное правовое развитие Нидерландов. Гражданский кодекс 1809 г. и другие кодексы, составленные по образцу французских кодексов, с незначительными изменениями были оставлены в силе, но "временно", до издания собственно нидерландских законодательных актов. Такая реформа осуществилась в 1838 г., когда были приняты Гражданский и Торговый кодексы, Закон "Об организации судов" и Гражданский процессуальный кодекс, и завершилась в 1886 г. вступлением в силу нового уголовного законодательства. На базе этих кодексов продолжалось дальнейшее развитие правовой системы Нидерландов. Кроме того, под влиянием французской модели правосудия в 1813 г. создается Верховный суд, уполномоченный решать вопросы права, а не факта; по французскому образцу в 1819 г. создана Служба публичного обвинения.

На основании Парижского трактата 1814 г. Бельгия была присоединена к Нидерландам, что было закреплено новой Конституцией 1815 г. Суверенный государь получил титул Короля. Исполнительная власть перешла к Королю: он мог назначать и увольнять министров по своему усмотрению. Парламенту вернулось название "Генеральные штаты". Генеральные штаты состояли из двух палат: в Первую (Верхнюю) палату члены пожизненно назначались Королем; Вторая (Нижняя) палата избиралась Провинциальными штатами. В тексте Конституции содержались некоторые гражданские права.

Конституция Нидерландов впоследствии неоднократно пересматривалась. Так, в 1830 г. в результате июльской революции во Франции и восстания в Бельгии произошло отделение последней от Нидерландов, что было закреплено Конституцией 1840 г.

Важная конституционная реформа имела место в 1848 г., когда Нидерланды стали государством, "не знающим одной абсолютной воли"; в практике парламентаризма утвердились правила "ответственности министров" и роспуска Парламента в случае конфликта между Правительством и Парламентом. В подобной ситуации в отставку должен уйти либо соответствующий министр, либо все Правительство, но тогда объявляются новые выборы в Парламент. В последнем случае избиратели (в то время это была по-прежнему очень ограниченная группа граждан мужского пола) получают шанс изменить расклад политических сил в Парламенте. За Второй палатой закреплены следующие возможности: право поправки (выражено в возможности вносить изменения в законопроект, предложенный Правительством к рассмотрению); право законодательной инициативы, связанное с самостоятельным выдвижением законопроекта, заняться подготовкой которого само Правительство пока не готово; право инициировать парламентское расследование. В этом же году члены Верхней палаты стали избираться Провинциальными штатами, члены Нижней палаты - непосредственно населением; была введена система ежегодных бюджетов; вводились прямые выборы в Провинциальные штаты и общинные советы.

В дальнейшем продолжалось конституционное укрепление институтов представительной демократии и утверждение идей и принципов либерализма. С 1887 г., когда текст Конституции был пересмотрен, Верхняя палата уполномочена проводить расследования; отменен имущественный ценз для избирателей. В 1917 г. было введено всеобщее голосование для мужчин, установлено публичное субсидирование частных школ. С 1919 г. избирательным правом были наделены женщины.

Таким образом Нидерланды стали одной из первых стран в Европе, совершивших переход от абсолютной монархии к конституционной монархии и парламентской демократии.

После внесения в Конституцию Нидерландов 1887 г. изменений в 1956 г. текст Конституции состоит из 13 глав, содержащих 215 основных и 7 дополнительных статей. Определяя территорию государства, Конституция относит к ней Нидерланды и колонии. Исходя из положений Конституции, значительная часть населения Нидерландов не может пользоваться провозглашенными демократическими правами и свободами: высокий возрастной ценз лишает избирательных прав большую часть молодежи; военнослужащие не могут организовываться в союзы, принимать участие в собраниях прогрессивных организаций, им запрещается читать коммунистические, антимилитаристские и пацифистские газеты и журналы. Ряд статей Конституции неадекватно отражают складывающиеся общественные отношения (в частности, длинная глава о Короле, содержащая права, которыми Король пользуется не в полной мере; отдельная глава, посвященная взаимодействию протестантов и католиков).

В 1983 г. принимается новая Конституция Королевства Нидерландов, которая с различными изменениями действует в настоящее время. Населению гарантировалась защита от дискриминации (на основании религиозных и политических убеждений, а также расовых, половых и других причин). При этом Конституцией провозглашался широкий круг прав: избирательное право; защита личности и имущества; тайна переписки и телефонных разговоров; неприкосновенность жилища; свобода печати, радиовещания, телевещания и кинопроизводства; право на объединения, собрания и шествия; право подавать петиции; право на свободный выбор образования и тайну частной жизни. В качестве обязанности граждан указаны: уплата налогов, воинская обязанность и обязательное среднее образование. Кроме того, в Конституции предусмотрен ряд основных социальных прав: право голоса; право на юридическую помощь, труд, свободный выбор профессии, социальную защиту. Несколько изменений, внесенных в конституционный текст после 1983 г., отменили службу в армии по призыву и разрешили использовать вооруженные силы для миротворческих операций за границей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: