Соотношение правовых и неправовых (религиозных, этических, иных) механизмов в регулировании общественных отношений

Для Испании характерно в целом достаточно гармоничное сочетание правовых и неправовых механизмов регулирования общественных отношений и отсутствие ярко выраженных противоречий между ними. Этика деловых отношений, корпоративная этика, местные локальные социальные регуляторы, религиозные нормы направлены не на то, чтобы отойти от установок государства, содержащихся в правовых актах, или противопоставляться им, а на сохранение, развитие и саморегулирование в тех областях, где государство не считает нужным вмешиваться и само создает простор для дополнительного регулирования. В случае становящегося все более очевидным различия в регулировании в регулировании с помощью правовых и неправовых механизмов последнее слово остается за государством. Здесь, надо отметить, тоже доминирует взвешенный подход, и решения принимаются в результате детального обсуждения, длительных дискуссий в обществе и в парламенте. Окончательное решение проблемы бывает разным в зависимости от контекста даже в отношении вроде бы аналогичных явлений.

Так, принцип равноправия, уважения человеческого достоинства независимо от его происхождения - явление, относительно недавно появившееся в Испании, - налагается в стране на общественные структуры и регулирование более традиционного характера. Например, на местном уровне традиционным является доминирование во многих случаях коллективных прав жителей (в виде derechos communes) над правами индивида. Согласно положению, содержащемуся в п. 1 ст. 132 Конституции Испании, они защищены наравне с государственной публичной собственностью.

В Испании сохраняется и такая локальная социальная группа со своими групповыми традициями, писаными и неписаными правилами, как аристократия, по-прежнему оказывающая значительное влияние на политическую жизнь страны. Титулы наследуются либо присуждаются за заслуги Королем. В современной Испании титулы не дают дополнительных прав, за ними нередко не стоят ни земельные владения, ни какие-либо доходы, а их носители часто трудятся как и остальные граждане, зарабатывая на жизнь. Однако принадлежность к аристократии расширяет возможности носителя в плане вхождения в высшие слои общества, использования титула для рекламы продукции и т.д. Традиционно в Испании существовала система наследования титулов преимущественно по мужской линии, что, как известно, находится в противоречии с положениями современного гражданского законодательства, базирующегося на равноправии, в связи с чем в испанском обществе периодически возникали дискуссии, имели место обращения аристократок в Конституционный суд Испании и Европейский Суд по правам человека с требованием отмены традиционного порядка наследования титулов (с отрицательным результатом*(318)). Однако в 2006 г. Кортесы приняли Закон от 30 октября 2006 г. 33/2006 о равенстве мужчины и женщины в отношении порядка наследования аристократических титулов*(319). С одной стороны, это свидетельствовало о стремлении законодателя последовательно реализовывать принцип равноправия в стране. С другой стороны, данный акт вызвал неоднозначную реакцию в стране: Конституционный суд счел его бессмысленным, а со стороны левых поступили предложения об упразднении аристократии. В Испании сохраняется специальный орган, оказывающий помощь главе государства в вопросах соблюдения порядка наследования титулов и их восстановления, а также ведущий архивы по этим вопросам - Депутация грандов*(320). Он был создан еще в 1815 г., реформирован в 1915 и 1999 гг. Его существование также порождает юридические проблемы, для решения которых необходима значительная гибкость и нестандатные подходы. Так, в 1999 г. при реформировании Устава этого органа Государственным советом был решен вопрос, который являлся предметом доктринальных дискуссий вокруг юридической природы Депутации грандов как публичной корпорации (на момент ее появления и из-за ее функций). Государственный совет 22 апреля 1999 г. высказался в том смысле, что Депутация грандов как корпорация является не публичной и не частной, а "смешанной корпорацией", и создал тем самым новую категорию.

Идея тщательного соблюдения прав человека уже является достаточно укорененной в Испании, тем не менее в ее контексте периодически возникает вопрос о допустимости сохранения тех или иных традиционных способов регулирования общественных отношений, урегулирования конфликтов и т.д. В частности, периодически ставится вопрос о совместимости с современной защитой прав человека такой испанской традиции взыскания долгов, как использование "сборщика во фраке" ("el cobrador del frac")*(321) или обращение в "Монастырь взимания" ("El Monasterio del Cobro")*(322). Хотя эти организации зарегистрированы как юридические лица и должны соблюдать законы в своей деятельности, что отмечают и они сами (например, организация "сборщиков во фраке" на своем сайте подчеркивает, что осуществляет взыскание долгов "строго с уважением действующего законодательства и фундаментальных прав"*(323)), некоторые из применяемых ими методов вызывает дискуссии с точки зрения совместимости с фундаментальными правами (опубликование списка должников в газетах; раздача визиток соседям, чтобы они знали, что рядом живет должник, и т.д.). Кроме того, наряду с высокопрофессиональными сборщиками встречаются и не вполне добросовестно осуществляющие свои полномочия (например, не выяснившие предварительно природу долгов и достоверность информации о них). В связи с этим в Кортесах был поставлен вопрос о необходимости разработки и принятия закона, регулирующего деятельность предприятий, занимающихся взиманием неоплаченных долгов*(324). Своеобразное внутреннее регулирование нередко существует в различного рода культурных объединениях. Например, в Стране басков распространены чоко - закрытые общества, некоторые из которых возникли еще в XIX в. и сохраняющие традиции басков в области гастрономии. Они имеют целый ряд особенностей как в отборе потенциальных претендентов на членство (во многие не принимают женщин, эта традиция связана в основном с опасностью участия в любого рода объединениях в прошлом; там, где их принимают, женщины не участвуют в приготовлении блюд, так как это изменило бы суть чоко), так и в порядке деятельности. По существу это - форма досуга, но в силу запрета публичного пользования языком в годы правления Франко чоко превратились в оригинальный способ сохранения баскской культуры (не только гастрономической, но и песенной, традиций общения и т.д.). В современной Испании как форма культурного объединения чоко очень популярны и существуют очереди желающих вступить в них.

Вопрос о применении религиозных норм в Испании урегулирован в договорной форме, в соответствии с соглашениями, заключенными государством со Святым престолом и иными религиозными организациями (Федерацией евангелических религиозных организаций Испании, Федерацией сообществ израэлитов Испании и Исламской комиссией Испании). Религиозные нормы применяются при заключении брака*(325), в стране признается как гражданский, так и религиозный брак. Например, мусульманский брак осуществляется по канонам ислама, для его заключения достаточно выразить желание вступить в брак в присутствии двух совершеннолетних свидетелей. Однако заключение брака в религиозной форме по любой конфессии предполагает предварительное получение сертификата о брачной правоспособности супругов в органах ЗАГС*(326) и обязательное последующее уведомление государственных органов о состоявшейся церковной церемонии бракосочетания с внесением сведений об этом в соответствующий реестр органов ЗАГС. При этом стороны при заключении религиозного брака должны соответствовать требованиям ГК Испании*(327).

Сфера действия корпоративных норм в сфере бизнеса несколько сужается по мере более детального его регулирования в законодательстве, подзаконных актах и, главное, правом ЕС, в отношении объема правомочий органов руководства и контроля акционерных обществ, порядка их функционирования и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: