Маршрут поселок Новый – долина реки Большой Хабль – перевал Папайский (Арочный) – гора Папай – гора Северный Папай – долина реки Убин – станица Убинская

Протяженность 45 км, степень сложности II, ходовое время 2-4 дня (в зависимости от подготовленности группы), перепад высот + 750 м.

От конечной остановки в пос. Новом следует двигаться по основной дороге на восток, вверх по долине реки Большой Хабль.

От окраины поселка, через 500 м, дорога заметно уходит вверх. Справа, после подъема, расположен довольно высокий обрыв, слева мергелистый склон, изредка поросший скумпией кожевенной. От этого места дорога уходит вниз. Преодолев небольшой спуск, виднеются дома – это отдаленная часть пос. Новый. Через метров 800 развилка. Влево дорога поднимается в пос. Сосновая Роща. Нам следует идти прямо.

Гора Папай (818,68 м). Вид с хр. Коцехур (фото автора)

Далее на всех развилках следует держаться основной дороги, она более наезжена и четко выделяется на фоне остальных дорог. Следует отметить, что дорога труднопроходима даже летом, местами попадаются лужи более 1 м. глубины. Эти лужи следует обходить по обочине, где просматриваются небольшие тропы. Через 8 км дорога в шестой раз пересекает реку, которая далее течет слева, и проходит через ущелье Медвежьи Ворота. Это самое узкое место в долине реки Хабль. Через 1 км справа находится родник и между деревьями установлена небольшая лавочка. Через 1 км от этого места дорога снова пересекает реку через мост. Перед мостом вправо уходит дорога, через 500 м. по которой, расположен охотничий домик. В этом домике можно устроить ночлег, однако, во время охотничьего сезона делать это не рекомендуется.

Практически сразу за мостом, справа от дороги, расположен минеральный источник. Называется он Вонючий Родник, однако содержание сероводорода в воде довольно низкое и вода не имеет неприятного запаха. Далее дорога становится еще хуже. В межсезонье без резиновых сапог не обойтись. Примерно через 1 час дорога заметно поворачивает вправо, впереди виднеется скалистая вершина – это гора Западный Папай. Далее дорога выходит на небольшую поляну, на которой развилка. Влево дорога уходит в щель Папайскую, где через 1,5 км находится охотничий домик. Вправо дорога идет на пер. Папайский. От этого места до вершины перевала идти менее 1 часа, но до самого перевала воды не будет, так что при необходимости, здесь можно устроить ночлег.

На вершине перевала, слева от дороги, на дереве прибита табличка Пшадского охотхозяйства. Вправо и влево уходят дороги, основная дорога идет прямо вниз в урочище Черный Аул. Путь на г. Папай идет по дороге влево.

Преодолев небольшой подъем, дорога заметно поворачивает вправо. Через 2 км влево уходит маркированная тропа, чуть ниже, через 70 м. по дороге, слева находится родник. В этом месте, при необходимости, можно подобрать место для ночлега, однако, здесь наблюдается огромное количество комаров, а в засуху родник пересыхает. От этого места до реки Убин воды не будет.

На Папай следует идти по маркированной тропе. Тропа серпантином преодолевает местами довольно крутые склоны. Через 1,5 км выходим на поляну. Отсюда открывается обзор на весь Папайский хребет. Впереди виднеется скальная вершина с тригапунктом – Главный Папай (818, 68 м.), справа Церковный хребет, чуть левее, хребет Коцехур. Его можно узнать по радиолокационной станции, издалека она смотрится как красно-белый шар. При преодолении г. Папай следует соблюдать предельную осторожность, т.к. местами попадаются крупные скальные обрывы и пропасти, а тропа проходит прямо над ними.

Далее тропа сворачивает влево и уходит на крутой скальный подъем, двигаться по которому надо предельно осторожно. Преодолев крутой подъем,

тропа уходит вниз в восточном направлении, затем небольшой подъем и вершина Западный Папай-2, на которой установлен старый обелиск.

Далее тропа движется вниз, затем влево будет уходить еле заметная тропа, по которой можно выйти к Папайской пещере. Затем тропа уходит в небольшой дубовый лес, преодолев его, снова выходит на поляну. Местами попадаются несложные скальные участки, преодоление которых не требует большого труда и умений, но осторожность соблюдать следует. На всем участке тропа проходит через заросли можжевельника, граба, шиповника и мушмулы. Затем тропа выходит на лесистую вершину. В этом месте влево уходит тропа в долину реки Убин, прямо на Главный Папай. Здесь, на вершине Центральный Папай, можно оставить рюкзаки и идти на главную вершину налегке. Это займет 20-30 мин. От вершины вправо, на юг, уходит тропа, по которой можно выйти к Папайским водопадам и урочище Черный Аул. Спускаться по тропе далее на восток, без специальных навыков и снаряжения, не рекомендуется.

От Центрального Папая тропа идет вниз в северном направлении. После непродолжительного спуска тропа идет вверх на лесистую вершину Северный Папай. От этой вершины тропа практически все время будет идти вниз. Через 2 км тропа переходит в старую лесовозную дорогу. Еще через 3 км развилка: влево дорога уходит в щель Папайскую (долина реки Большой Хабль), наш путь вправо. Далее дорога движется в северо-восточном направлении и через 1,5 км дорога примыкает к основной наезженной дороге в долине реки Убин. Здесь необходимо двигаться по основной дороге влево. Через метров 70 дорога пересекает небольшой ручей. При необходимости здесь и далее можно устроить ночлег. Преодоление горы Папай займет около 4-7 часов (в зависимости от подготовленности группы). Далее, преодолев ручей, дорога примыкает к основной, где необходимо свернуть вправо. От этого места следует придерживаться направления нижнего течения реки. Через 4 км дорога выходит к блочным домикам Убинского охотничьего кордона, справа и слева видны небольшие поляны, иногда на них располагаются пасеки. В этом месте дорога выходит на основную. Наш путь влево. Через 2 км слева расположены цистерны для забора минеральной воды из Запорожских минеральных источников. Отсюда до ст. Убинской 12 км все время по дороге. В ст. Убинской, преодолев реку, выходим на остановку. Отсюда можно уехать до Северской и Краснодара.