Маршрут ст. Шапсугская – Шапсугский дольмен – скала Чертов Палец – мастерская дольменов – станица Шапсугская

Протяженность 7 км, ходовое время 2 часа.

Каньон Терка (фото Шабана С.С.)

До ст. Шапсугской можно доехать на автобусе, идущем из Абинска от остановки «ул. Пионерская». До ул. Пионерской следует идти от центра по главной улице Советов в сторону Новороссийска, до пересечения с ул. Пионерской. На этом перекрестке установлен светофор. Этот путь займет 10-15 мин. От ж\д ст. Абинская можно доехать на маршрутке или автобусе

Большой Шапсугский дольмен (фото Павлоградской С.А.)

№№ 1, 2 до поворота в ст. Шапсугскую. Также до Шапсугской можно доехать на попутном транспорте.

Мастерская дольменов (фото Кравченко В.)

От кончной остановки в ст. Шапсугской следует идти по главной улице на юг. Слева находится лесничество. Через 50 м. дорога поворачивает влево и идет вдоль лесничества. За лесничеством дорога уходит вправо, и через 100 м. развилка. Основная дорога уходит влево в восточном направлении, она более наезжена. Идти следует по ней. Через метров 150, у дороги растет алыча, под ней небольшой столик с лавочками. От этого места вправо уходит лесовозная дорога, на которую необходимо свернуть. Дорога, миновав поляну, уходит в лес, начинается небольшой подъем. Через 200 м. дорога выходит на большую поляну и уходит вправо. Это место называется урочище Ромашковая Поляна. Слева от дороги, на границе леса, находится родник Если пересечь поляну и двигаться в ее левый дальний угол, двигаться по тропе от полоски леса, через 150 м. можно выйти к Серебрянному роднику.

Скала Чертов Палец (фото Гориславской Е.)

На дольмен необходимо двигаться по дороге. Дорога, свернув вправо, пересекая поляну, снова уходит в лес. Здесь начинается довольно крутой подъем, дорога местами размыта. Местами вправо будут уходит старые дороги. Свернуть следует на третьем повороте вправо. Это примерно через 1,5 км от поляны. От поворота через 150 м., слева, расположен Шапсугский дольмен.

До грязевого вулкана следует идти дальше по дороге, которая заметно поворачивает вправо и начинается спуск. Через 800 м. спуск заканчивается и дорога выходит к небольшому ручью и прымыкает к дороге. Здесь следует свернуть влево и идти по ручью вверх, по набитой тропе. Через 500 м. тропа выходит к грязевому вулкану. Скала Чертов Палец расположена в 30 м. от вулкана, в глубине леса. Издалека она просматривается в виде огромных камней-валунов. До великой Отечественной войны она имела форму пальца, но во время войны была разрушена, в результате попадания в нее снаряда.

До мастерской дольменов следует идти от Чертова Пальца по тропе.

В ст. Шапсугскую можно возвращаться тем же путем, а можно по тропе вниз до дороги. Далее все время придерживаться направления нижнего течения реки. Через 30-40 мин. дорога выйдет в ст. Шапсугскую.

Краеведческая справка. Шапсугская была основана в 1834 г., как Николаевское укрепление, генералом Вельяминовым. В этой станице проездом были М. Лермонтов и А.. Бестужев-Марлинский. 1 июля 1863 г. Николаевское укрепление было заселено казаками-черноморцами и укрепление было преобразовано в ст. Шапсугскую, по имени горцев, проживающих вокруг. В школе установлен памятник в 1913 г., в честь 50-летия заселения станицы, который сохранился по сей день.

Около 40 лет назад в Шапсугскую привезли неподвижного от недуга парня – на излечение к грязевому источнику. Его ежедневно носили лечиться. Дело было осенью, грязь холодная. Жгли костер, калили камни, затем бросали их в грязевую лужу-ванну. Когда грязь достаточно прогревалась, парня опускали в нее. Так он лечился около 1 месяца. Когда парень уезжал, он, опираясь на две палки, мог передвигаться.

В 30-х годах прошлого века в Шапсугской был Л.И. Брежнев, в то время зам. начальника политотдела Черноморской группы войск.