Маршрут станица Шапсугская – урочище Раздеры – перевал Кабардинский – поселок Кабардинка

Протяженность 22 км, ходовое время 1-1,5 дня (в зависимости от подготовленности группы).

От конечной остановки в ст. Шапсугской до мандалы следует идти аналогично вышеописанному маршруту. От мандалы следует идти по основной дороге, идущей вверх по долине реки Адегой. Дорога несколько раз пересекает реку. На всех развилках следует придерживаться маркировки на деревьях и основного русла реки. Через 40-50 мин. дорога заметно уходит влево, справа расположена длинная поляна. У леса установлен памятник двум летчикам. Через 1,5 км еще один памятник, а под огромным дубом стол и скамьи. Через 40-50 мин. ходьбы дорога разветвляется и уходит в три направления. Это ур. Раздеры. Слева имеются хорошие площадки для ночлега, кострища, за площадкой, возле реки родник. Отсюда можно сделать радиальные выходы на г. Иорданова и г. Свинцовую. Описание этих участков приводится ниже.

От Раздер следует двигаться по средней дороге. Дорога снова несколько раз пересекают реку и через 1,5 часа справа будут видны домики садового участка. От этого места через 30-40 мин.дорога выходит на большую поляну, которую пересекает ЛЭП. Вдоль ЛЭП, пересекая реку, влево уходит дорога, ведущая на пер. Кабардинский. Это место называется ур. Комсомольская Поляна. Прямо дорога выходит в пос. Афонка. Перейдя реку вброд, постепенно начинается подъем. Местами подъем довольно крут. Примерно через 1 час дорога выводит на вершину перевала. Отсюда следует двигаться далее вниз по дороге и через 1,5 часа дорога выходит в пос. Кабардинка.

Краеведческая справка. Весной 1972 г. работницы Шапсугского лесничества заметили в Калениковой щели ряды еле заметных заросших холмиков-могилок. Справки, наведенные обществом охраны памятников Шапсугской школы № 7, подсказали, что в щели стоял один из полевых госпиталей 47-й армии. Сюда привозили раненых из Абинской, Крымской, чуть позже с «Голубой линии». Было решено собрать всех в одну братскую могилу. Так как в Каленикой щели памятник виден не будет, было решено солдат похоронить у дуба возле дороги.