Жизнь и творчество

Бернардино Телезио родился в 1509 г. в Козенце. В самом начале жизненного пути он получил хорошее гуманитарное образование. Его дядя, Антонио Телезио, который был литератором, стал его первым учителем. Бернандино сопровождал дядю в Милан, а затем в Рим, где в 1527 г. был захвачен в плен солдатами во время знаменитого "римского мешка"' и освобожден лишь благодаря вмешательству одного своего соотечественника, спустя два месяца после пленения.

1 Имеется в виду захват города войсками императора Карла

==9

Бернардичо Телезм (1509—1588) попытался создать новый тип физического исследования, отличный от аристотелевского, предвосхитив некоторые моменты современной физики

К оглавлению

==10

Он отправился в Падую, где еще сохранялась традиция дискуссийпо Аристотелю и где он изучал философию и естественные науки (в особенности медицину), и завершил университетское образование в 1535 г

После получения университетского диплома Телезио живет в разных городах Италии и даже, — кажется, на несколько лет, — дабы иметь возможность размышлять в одиночестве, удаляется в монастырь братьев-бенедиктинцев (есть мнение, что это был монастырь Семинара)

Позже, с 1544 по 1553 г, Телезио пользовался гостеприимством семьи Карафа, герцогов Ночсры.В этот период он заложил основы своей системы, создав первый вариант шедевра "О природе вещей согласно ее собственным принципам "

Н ачиная с 1553 г Телезио поселяется в Козенце, где остается вплоть до 1563 г Отсюда он ездил в Рим и Неаполь, но постоянно возвращался в Козенцу, здесь он и умер в 1588 г

Первые две книги труда "О природе вещей "("De rerum natura") он опубликовал в 1565 г, после многочисленных сомнении и после консультаций в Бреше с крупнейшим представителем аристотелизма той эпохи Винченцо Маджи Положительный исход встречи с Маджи, которого по многим причинам можно было считать идеальным противником, убедил Телезио в своевременности публикации. Но полностью труд — в девяти книгах — вышел только в 1586г из-за финансовых трудностей, испытываемых философом Другие сочинения Телезио носят второстепенный характер и ограничиваются объяснением некоторых природных явлений ("О землетрясениях", "О кометах", "Опаре", "О молнии" т д.)

Телезио получил большую известность, и притом гораздо раньше, нежели были опубликованы его сочинения Академия Козенцы, членом которой он состоял, превратилась в наиболее активный центр по распространению его учения Могущественные и влиятельные друзья защищали его от атак сторонников аристотелизма, хотя в дискуссиях и полемике недостатка не было

Среди последователей дела Телезио был Кампанелла. Лично с ним не знакомый, он вскоре после смерти философа посетил собор Козенцы, где находился гроб с его телом "Великому Телезио" Кампанелла посвятил стихи

Именно Кампанелла стал главным продолжателем дела Телезио

2.2. Новизна физики Телезио

Значение и ценность идеи Телезио зависят от перспективы их рассмотрения. Если рассматривать их с точки зрения параметра научной революции Галилея, выводы не будут отличаться от тех,

==11

которые уже сделал Патрици (хотя он и исходил из других оснований), а именно что учение Телезио "оказывается скорее метафизикой, нежели физикой", вопреки заявленным намерениям.

В глазах же человека того времени идеи Телезио представляли собой одну из наиболее радикальных и прогрессивных попыток создания физики как строго автономной области исследования, без допущения магии Возрождения, связанной с герметико-неоплатонической традицией, и аристотелевской метафизики.

1). Необходимо отметить, что в книге "О природе вещей" отсутствуют магические идеи, более того, Телезио открыто заявляет, что в его труде нет ничего божественного и достойного удивления. Но уТелезио остается и нечто общее с магическими учениями — убеждение, что в природе все полно жизни.

2). Аристотель (заодно с перипатетиками) рассматривал физику как теоретическое знание об особом роде бытия, который подвержен движению. Рамки метафизики (науки о бытии, или о субстанции вообще) и ее принципов для Стагирита составляли необходимые предпосылки физики. Рассуждение о чувственной субстанции неизбежно перерастало в рассуждение о субстанции сверхчувственной, а изучение подвижной субстанции завершилось метафизическим доказательством неподвижной субстанции.

Телезио дает четкие контуры проблемы. Он не отрицает (и мы увидим это несколько ниже) ни трансцендентного Бога, ни неосязаемую душу, но и одно и другое он тематически выносит за пределы физического исследования, таким образом, он утверждает автономию природы и ее основ и, как следствие, автономию исследования этих основ. Это можно назвать "натуралистической редукцией".

Н. Аббаньяно в монографии, посвященной Телезио, обращает внимание на этот момент, уточняя, что такая редукция рождена требованием найти во всех вещах и в каждой из них естественный экспликативный принцип, исключив все прочие. Название труда Телезио выражает это в прекрасной синтетической формуле: "О природе вещей согласно ее собственным началам" (Der verum natura iuxta propria principia), что означает: природа имеет в себе самой принципы своего строения и объяснения. Человеку, чтобы познать их, не нужно делать ничего другого, кроме какзаставить говорить саму природу, доверившись ее самораскрытию перед ним, поскольку он является ее частью. Действительно, человек может познать природу, поскольку сам есть природа. Отсюда возникает предпочтение, отдаваемое чувству, а не другим средствам познания. Человек как природа — это восприимчивость. Способность познавать и понимать он имеет как часть или элемент природы. <.„> Телезио первым энергично заявил об автономности природы и

==12

первым попытался реализовать ее до конца с помощью тщательного исследования".

Заслуживает внимания еще одно обстоятельство.

Телезио, как мы увидим, конструирует качественную физику; однако он предвидит и количественную перспективу, хотя и говорит, что не в состоянии развить ее. Он надеется, что это сможет сделать кто-нибудь другой, дабы — он подчеркивает это — люди могли стать не только "знающими", но и "сильными". Речь идет о двух темах, которые впоследствии станут центральными: первая — у Галилея, а вторая — у Бэкона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: