Эмпиризм был существенной составной частью философии у Бэкона и Гоббса, однако у первого он ограничен тематикой научного опыта, а у второго — переплетен с рационализмом и жестко обусловлен материалистической теорией тел. Локк первым сформулировал основы эмпиризма, разработав сенсуалистическую теорию познания.
Джон Локк родился в Рингтоне (близ Бристоля) в 1632 г. (в том же году, что и Спиноза) в семье адвоката. Образование он получил в Вестминстерской школе, а затем в Оксфордском университете, где в 1658 г. получил степень магистра, преподавал греческий язык и риторику, непродолжительное время служил цензором.
Локк был весьма недоволен философским образованием, полученным в Оксфорде, называл его "перипатетизмом, замутненным неясными словами и бесполезными исследованиями". Схоластический перипатетизм заключается в словесной игре и изысканных рассуждениях. Поэтому нетрудно понять, что он стремился удовлетворить свои научные потребности, изучая медицину, анатомию, физиологию и физику (испытывая заметное влияние физика Р. Бойля). За профессиональную компетенцию его называли "доктором Локком".
В 1668 г. он стал членом престижного Лондонского королевского общества, но его там не принимали по причине разногласий, вызываемых его теорией. 1672 год ознаменован важным событием: он становится врачом, домашним воспитателем, а затем секретарем видного политического деятеля, лидера оппозиции лорда Эшли Купера, графа Шефтсбери, лорда канцлера Англии, и активно включается в политические дела
==321
Джон Локк (1632—1704), основоположник эмпиризма и первый философ осуществивший развернутую критику теории познания и разработавший сенсуализм как новую гносеологию
==322
С 1674 по 1689 г Локк из-за своих политических взглядов был вовлечен в череду головокружительных виражей, наложивших неизгладимый отпечаток на его мировоззрение В 1675 г после отставки лорда Эшли Локк отправился во Францию, где изучил картезианство С 1679 по 1682 г он снова рядом с графом Шефтсбери, успешно вернувшим себе утерянное политическое положение Однако в 1682 г лорд Эшли втянут в заговор герцога Монмаута против Карла II и в результате гонений со стороны реакции был вынужден бежать в Голландию, где вскоре умер Через год Локку также пришлось покинуть Англию и просить убежища в Голландии, где он принял активное участие в подготовке экспедиции Вильгельма Оранского На родину философ вернулся лишь после так называемой "славной революции" В 1689 г Вильгельм Оранский вместе с женой Марией Стюарт приглашены парламентом занять английский трон Таким образом, компромисс между английской буржуазией и феодальной аристократией привел к полной победе сторонников режима парламентарной монархии, за которую всегда боролся Локк Поэтому, вернувшись в Лондон, он нашел заслуженные плоды своей деятельности — должности и почести, а слава о нем разошлась по всей Европе Тем не менее он отклонил даже самые заманчивые предложения, чтобы посвятить себя главным образом литературной деятельности
. С 1691 г Локк перебрался в замок Отс (в графстве Эссекс) в качестве гостя сэра Фрэнсиса Мэшема и его супруги Дэмерис Кэдворт (дочери философа Ральфа Кэдворта) Там и умер в 1704 г
Шедевром Локка стал знаменитый "Опыт о человеческом разуме " — его основное философское произведение, результат почти двадцатилетнего труда, опубликованный в 1690 г Затем увидела свет его работа "Письма о веротерпимости", а в год выхода из печати "Опыта" были опубликованы "Два трактата о государственном правлении" В 1693 г были напечатаны "Мысли о воспитании", а в 1695 м — "Разумность христианства" Уже после смерти автора вышли из печати некоторые произведения, среди которых большой интерес представляют две работы "Пересказ и примечания к Посланиям святого Павла, к Галатам, Коринфянам, Римлянам, Ефесянам " и "Опыт для понимания Послании святого Павла "
В зоне интересов Локка были три темы а) гносеология (ставшая предметом "Опытов"), б) этико-политические вопросы, нашедшие свое выражение (помимо практического аспекта) в сочинениях на эту тему, в) сфера религии, на которой философ сконцентрировал внимание главным образом в последние годы жизни К ним можно добавить и четвертый предмет — педагогику, Локк выступил теоретиком новой буржуазной науки о воспитании в нескольких работах важнейшая из которых — "Мысли о воспитании"
==323
2. ЗАДАЧА И ПРОГРАММА "ОПЫТА О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ"
Бэкон писал, что безотлагательной необходимостью является "введение лучшего и более совершенного применения разума". Локк сделал эту задачу программной и реализовал ее. Однако для него важно было не проверить применение человеческого разума в определенных областях познания, а исследовать сам разум, его способности, функции и пределы. Поэтому речь идет об исследовании не объектов, но самого субъекта. Центр интересов современной философии намечается все более отчетливо, и уже довольно ясно вырисовывается путь, который поведет к кантианскому критицизму как конечной цели: задачей становится установление генезиса, природы и значимости человеческого познания, и особенно необходимость определить пределы, в которых человеческий разум может и должен действовать, а также границы, за которые нельзя выходить, т. е. именно области, закрытые для разума в силу его структуры.
Во вводном "Письме к читателю ", предваряющем "Опыт о человеческом разумении ", Локк рассказывает, как зародилась идея этого исследования: "Пять шесть моих друзей, встретившись у меня в доме и рассуждая друг с другом о предметах, весьма далеких от настоящего, скоро должны были остановиться перед затруднениями, вставшими со всех сторон. После того как некоторое время мы пробыли в замешательстве, ни на шаг не приблизившись к разрешению смутивших нас сомнений, пришло мне на ум, что мы пошли по ложному пути и что, прежде чем предаться такого рода исследованиям, необходимо было изучить свои собственные способности и посмотреть, какими предметами наш разум способен заниматься, а какими нет. Это я и предложил своим друзьям, которые охотно согласились со мной; затем было решено, что это и должно стать предметом нашего первого исследования. Несколько торопливых, необработанных мыслей о предмете, которого я раньше никогда не исследовал, изложенных мною перед нашим ближайшим собранием, были первым введением к настоящему рассуждению, которое, начавшись, таким образом, случайно, было по просьбам продолжено; оно писалось несвязными отрывками, снова возобновлялось после долгих промежутков забвения, когда позволяли мое расположение духа или обстоятельства, и, наконец, в уединении, где заботы о моем здоровье дали мне досуг, было приведено в тот порядок, в каком ты его видишь теперь".
Общий замысел и цели "Опыта" и новой философии Локка, критически осмысленные, отражены во "Введении", являющемся
==324
ключом ко всей работе: "Знание своих познавательных способностей предохраняет нас от скептицизма и умственной бездеятельности. Когда мы будем знать свои силы, мы будем лучше знать, что можем предпринять с надеждой на успех. Когда мы хорошенько обследуем свои умственные силы и произведем оценку того, чего можно ждать от них, у нас, с одной стороны, не будет склонности оставаться в бездействии и вообще не давать работы своему мышлению, не имея надежды знать что-нибудь; с другой стороны, мы не будем ставить под сомнение все и отрицать всякое знание на том основании, что некоторые вещи непостижимы. Для моряка весьма полезно знать длину линя своего лота, хотя он не может измерить им всех глубин океана. Довольно с него и того знания, что линь достаточно длинен, чтобы достигнуть дна в таких местах, которые необходимы для определения направления и для предохранения от пагубных мелей. Наша задача здесь — знать не все, а то, что важно для нашего поведения. Если сможем найти мерила, по которым разумное существо в таком положении, в какое поставлен человек в этом мире, может и должно управлять своими мнениями и зависящими от них действиями, нам нет нужды смущаться тем, что некоторые вещи ускользают от нашего познания. Вот какие соображения послужили первым поводом к этому опыту о разумении. Ибо, на мой взгляд, первый шаг к разрешению различных вопросов, с которыми почти наверняка должна была столкнуться человеческая душа, состоит в исследовании нашего собственного разума, изучении своих собственных сил и того, к чему они применимы. На мой взгляд, до тех пор, пока этого не было сделано, мы начинали не с того конца и напрасно искали удовлетворения в спокойном и надежном обладании наиболее важными для нас истинами в то самое время, как пускали свои мысли в обширный океан бытия, как будто бы все это бесконечное пространство является естественным и несомненным владением нашего разума, в котором ничто не избегает его определений, ничто не ускользает от его понимания.
Если, таким образом, люди, направляя свои исследования за пределы своих способностей, пускают свои мысли странствовать по таким глубинам, где они не достают твердой опоры, то не удивительно, что они поднимают вопросы и умножают споры, которые никогда не приводят ни к какому ясному решению, а только поддерживают и увеличивают их сомнения и в конце концов утверждают их в абсолютном скептицизме. А между тем, если бы как следует были изучены способности нашего разума, выявлены пределы нашего познания и найдены границы освещенной и темной части вещей, постигаемой и не постигаемой нами, люди примирились бы с открыто признанным неведением одной части и с большей пользой и удовлетворенностью обратили бы свои мысли и рассуждения на другую".
==325