Религия и ее отношение с разумом и верой

Часто Локка представляют "деистом". Однако в "Письме Его высокопреподобию Эдуарду епископу Вустерскому" в 1697 г. Локк отрицает свою близость к деистам.

В работе "Разумность христианства " (часто неверно интерпретируемой) у Локка вера и разум остаются разными областями. Ученого тревожит проблема понимания откровения и установления его ядра, иначе говоря, необходимость выделить истины, в которые надо верить, чтобы быть христианином. Философ приходит к заключению, что подобные истины сводятся к одной, основной: вере в то, что "Иисус — Мессия", т. е. "Иисус есть Божий сын". Действительно, Локк не считал, что все истины христианства сводятся только к этой истине, но она составляет как бы минимальное ядро истинности, в которое необходимо и достаточно верить, чтобы называться христианином. Остальные истины к ней присоединяются или из нее следуют.

Кроме того, Локк вовсе не отрицал в христианстве ни сверхъестественных составляющих, ни таинств, и радикализм деистов глубоко чужд философу. "Разумность христианства ", так же как "Опыт

==342

о Поашниях Святого Павла ", в действительности являются экзегезами, т. е. толкованиями религиозных текстов, которыми Локк завершает свой духовный путь.

Один из исследователей и переводчиков работ Локка о религии М. Сина резюмирует новейшие точки зрения комментаторов: "Локк не преминул — что было довольно обычным в трактатах теологов того времени — с похвалой отметить сходство предписаний христианской этики с рациональной этикой. Он задался целью понять христианскую религию, а не защищать ее и, тем более, не пересказывать учение об откровении в выражениях совершенного рационального соответствия. Он только пытается понять настоящее неподдельное учение Евангелия, которое позднее покажет во всей его чистоте и в полном соответствии с требованиями разума (имеется в виду работа "Разумность христианства"): "Если потом христианские философы и превзошли (языческих философов], тем не менее можно отметить, что первое познание истины, достигнутое ими, произошло благодаря откровению; хотя ими были найдены и другие пути, соответствующие разуму. Его цель не определение соответствия и согласованности основных догм христианства с этическими теориями разума, а... желание услышать Слово Божие в тех аргументах, где философия встретила самые трудные препятствия ".

Постскриптум к письму Эдуарду Стиллингфлиту, написанный Локком в замке Отс в январе 1697 г., завершается такими словами: "Священное Писание есть и всегда будет моим постоянным поводырем, и я всегда буду к нему прислушиваться, потому что оно содержит безошибочную истину о вещах самой большой важности. Мне бы хотелось сказать, что в нем нет тайн, но я не могу; я должен признать, что для меня они есть и, боюсь, будут всегда. А когда мне недостает очевидности вещей, я нахожу достаточное основание в том, что могу верить: сказал Бог. И как только мне покажут, что мое учение противоречит хоть одному положению Писания, я немедленно откажусь от любой своей теории".

Такая позиция вполне сочетается с гносеологическими посылками "Опыта".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: