Александр Баумгартен и обоснование эстетической систематики

Александр Готлиб Баумгартен родился в Берлине в 1714 г. и умер во Франкфурте на Одере в 1762 г. В 1730 г. он приехал в Галле; начал изучать философию Вольфа. К 1735 г. относится публикация его дипломной диссертации, озаглавленной "Meditationes philosophiсае de nonnullis ad роста pertinentibus" ("Философские размышления о некоторых предметах, относящихся к поэме"), где уже угадывается ядро теории, которую Баумгартен изложит в двух томах "Эстетики" (1750—1758). В 1739 г. Баумгартен опубликовал "Метафизику", которая до 1779 г. выдержала семь изданий; в 1766 г. она была переведена с латинского на немецкий язык Георгом Фридрихом Мейером (1718—1777), учеником Баумгартена. Кант отозвался об этой работе как о "наиболее полезном и основательном из всех учебников такого рода". Сам Кант использовал его в своих лекциях. "Метафизика " Баумгартена — "компендиум из тысячи параграфов вольфианской теории, написанный сухим и лаконичным стилем, несомненно, полезный как базовый текст для университетских занятий". "Метафизика, — пишет Баумгартен, — это наука о первых принципах человеческого познания. Составными частями метафизики являются онтология, космология, психология и естественная теология". И если "онтология — наука о наиболее общих предикатах сущего", то "общая космология — наука об основных предикатах мира, она носит эмпирический характер, когда опирается на опыт, и рациональный, — когда опирается на понятие мира". Со своей стороны, "психология — наука об общих предикатах души"; она "носит эмпирический характер, когда извлекает свои постулаты из опыта, и рациональный, — когда выводит их с помощью длинной

К оглавлению

==600

дедуктивной цепочки из понятия души". Наконец, естественная теология — "наука о Боге, в той степени, в какой может быть понята без веры, она включает: 1) понятие Бога; 2) Его действия". Как можно видеть из этого краткого резюме, метафизическая мысль Баумгартена в основном вращается в рамках вольфианской парадигмы. Историческая заслуга Баумгартена "прежде всего в том (как хорошо увидел Вундт), что он построил нечто вроде «моста» между схоластической метафизикой и кантианскими трансценденталиями, между реализмом с онтологической перспективой и логико-гносеологическим срезом структуры бытия" (Б. Бьянко).

"Выдающийся аналитик", по оценке Канта, Баумгартен заложил философские основы эстетики. Эстетика (именно Баумгартен предложил этот термин — (aisthesis — греч. чувство) не может быть сведена к правилам создания произведения искусства или анализу его психологического эффекта; все это для Баумгартена простая эмпирия. Эстетика — "наука о чувственном познании", и потому — "низшая гносеология", поскольку занимается "низшей способностью к познанию". "Подчиненная способность" готовит к "совершенству чувственное познание", следовательно, необходимо тщательно изучить его законы, и, таким образом, эстетика становится "младшей сестрой логики" и заимствует у нее систематический характер. Параллелизм, установленный между эстетикой и логикой, и последовавший за этим системно теоретический интерес к "эстетике" вышел далеко за пределы простого декора. Изменения связаны с новой антропологией. Чисто научного знания теперь недостаточно. Есть чувственное познание, и оно автономно, а не функционально. Уже Лейбниц, как отмечает Кассирер, противопоставил "ясную" идею "отчетливой". "Ясная" идея достаточна для жизни, она делает возможной нашу первую ориентацию в чувственной среде; "отчетливая" идея дает адекватное знание вещей, ответ на "почему", не удовлетворяясь различением предметов по ощущаемым характеристикам. Эстетика, по Баумгартену, — наука о "ясных" и "смешанных" представлениях. Perceptio confusa (смешанное восприятие)"этимологически указывает на восприятие сплетения элементов, когда нельзя вычленить отдельные элементы из целого, следуя за ними изолированно" (Э. Кассирер). Эстетическая интуиция — независимое целостное познание чувственного. Оно означает видеть нечто, чувствовать, знать и понимать без почему. Вот как Кассирер пытается объяснить это: "Если на базе методов точной науки мы объясняем феномен цвета, разворачивая цвет в чистом движении, мы не только уничтожаем его чувственный аспект, но и устраняем эстетическое значение. Цвет как художественный образ, завоевание живописи, исчезает при физико-математической редукции; с чувственным опытом пропадет всякий след эстетической функции цвета". "Эстетика занимается чувственным феноменом, не делая попыток перейти

==601

от него к «причинам», т. е. к чему-то совершенно иному. Обращение к причинам не объяснило бы эстетического содержания феномена, но разрушило бы его" (Э. Кассирер). Итак, мы видим, что Баумгартен — не только "выдающийся аналитик", виртуоз схоластической логики, но и мыслитель, видящий границу этой логики. "Отчетливые" идеи и "принцип достаточного основания" не имеют никакой власти в сфере "чувственного познания". Красота пейзажа — не дело геолога: "Интуиция чистого созерцания пейзажа дана только мастеру, художнику или поэту. <...> Созерцающий образ забывает спросить о его «причине». <...> Отдаться чистому эффекту и остановиться на этом необходимо, если мы хотим, чтобы феномен не выскользнул из рук» (Э. Кассирер). Для Баумгартена кроме логики, исследующей законы мышления, существует также эстетика — наука о законах чувственного познания; этим он восстанавливает философское достоинство чувственного. Баумгартен борется "за чистоту эстетической интуиции перед судом разума. Цель эстетики — узаконить внутренние психические возможности, не подавляя их" (Э. Кассирер).

5. ГЕРМАНН САМЮЭЛЬ РЕЙМАРУС:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: