Антонио Дженовези: первый итальянский профессор политической экономии

Во второй половине XVIII в. в Неаполе наиболее важные реформы осуществляются под управлением министра Бернардо Тануччи, пока король Фердинанд IV Бурбон был несовершеннолетним, и после изгнания иезуитов в 1767 г. Значительно обновился Неаполитанский университет, с широким разворотом к естественно научным дисциплинам, а также к изучению права и экономики. Именно в Неаполитанском университете начал преподавать аббат Антонио Дженовези, который в этом же университете слушал лекции Джамбаттиста Вико.

Антонио Дженовези родился в Кастильоне, в провинции Салерно, в 1713 г. (умер в Неаполе в 1769 г.). Ученик Вико, в 1748 г. он написал "Начала теологии" о различии между церковной и светской властью. В них утверждается, что непогрешимость церкви ограничена вопросами веры. Несогласный с антицерковным поведением просветителей (бесполезно пытаться "изгнать божественное и религию, если весь человеческий род, вся природа хочет этого, и не по капризу, а по чувству самой природы"), Дженовези твердо убежден, что свобода и независимость разума необходимы для общественного прогресса. Занимаясь метафизическими и этическими проблемами, он понял, что новой наукой, полезной для целей прогресса, станет политическая экономия. Возглавив кафедру политической экономии в Неаполитанском университете, созданную специально для него (первую в Европе!), он стал изучать возможности регулирования экономических отношений с помощью законов разума. 4 ноября 1754 г. Дженовези прочел вступительную лекцию: "Огромная толпа слушателей окружила кафедру. Интерес изо дня в день, из месяца в месяц рос, как и число людей, приобретавших книги по политической экономии. Книгопродавцы не успевали заказывать их из за границы" (Ф. Вентури). Экономическая теория Дженовези затрагивала суть проблемы, заостренной на природе цивилизации и культуры, потребностей производительности труда и потребления. "Было бы хорошо, — пишет Дженовези в «Основах коммерции», —

К оглавлению

==620

чтобы не только люди науки и искусства, но и крестьяне и женщины знали бы кое-что о культуре. Это: 1) сделало бы цивилизацию более универсальной; 2) экономически упорядочило бы большую часть семей; 3) интеллектуально организовало бы многих людей для лучшего употребления талантов, которыми их наградил Господь;4) усовершенствовало бы искусства, сделало бы их более свободными и более распространенными".

Дженовези чувствовал себя воспитателем народа, скорбя, что большинство преподавателей — обманщики и воры и лишь немногие — справедливы и знающи. В качестве модели он приводил англичан, изобретательных и отважных, противопоставляя их испанцам, вялым и тщеславным. Он советовал ученым положить конец словопрениям и обратиться к культуре дел, занявшись, к примеру, механикой или сельским хозяйством. Дженовези настаивает на бесполезности любого исследования того, что выше нас, обращая сарказм против метафизиков и диалектиков, "Дон Кихотов от науки". Ему представляются "пространными и неопределенными" гипотезы Декарта, а Ньютона — "доказанными опытом или разумом". Бэкон, Галилей, Локк и Ньютон для Дженовези — идеал философа. Его интерес обращен не столько к субстанциям и сущностям, сколько "к нашим обычаям и потребностям" ("Люди представляют собой скорее то, что они получили от воспитания, нежели то, что от рождения"). Дженовези — против теории Руссо. Науки и искусства, констатирует Дженовези, — "дети потребностей". "Если наш философ [Руссо] называет потребности пороками и преступлениями, он жесток; если считает, что не нужно думать об их удовлетворении, он несправедлив; если верит, что можно свести науки и искусства только к пользе, удалив из них всю красоту, он груб; если же хочет исправить ложь, просочившуюся в них из-за непреодолимых пороков человеческой натуры, он философ". В "Уроках коммерции" (1765—1767) Дженовези отмечает "слишком большое число адвокатов, врачей, церковных лиц, собственников абсентеистов, слишком много живущих на ренту бездельников. Предположим, число жителей Неаполитанского королевства — четыре миллиона; сколько среди них тех, кого можно считать людьми производительного труда? Около четверти". Дженовези — все в тех же "Уроках коммерции "— предлагает следующую альтернативу: "Нужно просвещать и помогать тем, кто работает, чтобы они увеличивали доход быстрым и усердным трудом"; кроме того, нужно "довести до совершенства механику, удивительную помощницу искусств". В "Уроках "исследуется также феномен денежного обращения, общественного кредита, инфляции, денег, предоставленных взаймы под проценты; при изучении всех этих вопросов Дженовези продемонстрировал яркую способность рационализировать проблемы,

==621

ставите объектом европейских дискуссий. "Уроки" были вскоре переведены на немецкий и испанский языки и на французский язык, как сказал один венецианский просветитель, Дженовези был тогда "самым славным гением Италии". Другие работы Дженовези: "Философские раздумья о религии и морали" {1765), "Логика" (1766), "Метафизические науки" (1766), "Дицеозина, или Наука справедливого и честного" (1776).

3.2. Фердинандо Галиани: автор трактата "О деньгах"

Близок к Дженовези по обсуждаемым проблемам Фердинандо Галиани. Он родился в Кьети в 1728 г. и умер в Неаполе в 1787 г. Его воспитанием занимался дядя, монсиньор Челестино. "Будучи открыт влиянию, просветительские схемы он дополнил живым чувством истории Вико и Бартоломео Интьери". Еще очень молодым, в 1751 г. он опубликовал трактат "О деньгах". Это сочинение в пяти книгах, где, среди прочего, критикуется меркантилистская доктрина, согласно которой богатство нации заключается во владении драгоценными металлами (к изложенным в нем идеям впоследствии неоднократно обращался в "Капитале" Карл Маркс). В первой книге трактата Галиани обсуждает ценность вещей, которая, по его мнению, зависит прежде всего от их пользы и редкостности, а также от количества и качества труда и времени, затраченного на их производство. Ценность, по Галиани, это "соотношение между владением одной вещью и владением другой в представлении человека". Другие книги трактата касаются различных видов денег, их подделки, импорта и экспорта и т. д. "Идеи Галиани о денежном обращении весьма интересны; их движение и рост соотносятся с сельскохозяйственной продукцией, промышленным производством и числом населения" (А. Сантуччи). В 1759 г. Галиани послан Карлом III в Париж в качестве секретаря неаполитанского посольства. В Париже, благодаря своим блестящим манерам и острому уму, он оказался в высшем свете. Его связывала дружба с выдающимися представителями французского Просвещения, среди которых — Дидро. До нас дошла его интереснейшая переписка с французскими просветителями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: