Чезаре Беккариа: против пыток и смертной казни

Кроме братьев Верри к миланским просветителям с мировой известностью относится также Чезаре Беккариа (1738—1794). Его сочинение "О преступлениях и наказаниях" (1764) переводилось на разные языки, комментировалось и обсуждалось по всей Европе. Беккариа обратился к жгучей проблеме пыток и смертной казни. "Преступление или определено, или не определено; если определено, для наказания достаточно стабильного закона и пытки не нужны, поскольку нет нужды в признании обвиняемого; если же оно не определено, то нельзя мучить невиновного, потому что, согласно закону, именно таковым является человек, чье преступление не доказано". Но еще более важными были его аргументы против смертной казни. Беккариа исходит из принципа: человек — это личность, а не вещь; люди объединяются в общество на основе договора ради защиты и безопасности; преступления — ущерб обществу, в том смысле, что они уменьшают его безопасность; наказания законны только тогда, когда они препятствуют новым бедам, новому страху и опасности. На основании этих принципов миланский просветитель заключил, что предпочтительнее предупреждать преступления, чем угрожать смертной казнью; а как только предупрежденные меры оказались недостаточными и совершено преступление, соразмерное наказание должно последовать немедленно, без каких бы то ни было проволочек.

Смертная казнь, по мнению Беккариа, неприемлема по трем причинам: а) никто не имеет права лишать жизни и, тем более, отдавать жизнь на произвол судьи; жизнь — высшее благо, и ее насильственное прекращение вне компетенции общественного договора; б) многовековой опыт говорит, что смертная казнь не устрашает никого и никого она еще не удержала от нанесения обществу ущерба; напротив, пример человека, в течение длительного времени лишенного свободы и вынужденного тяжко трудиться, удерживает от совершения преступлений, так как открывает перспективу более мучительную, чем смерть, которая, хотя и насильственна, но мгновенна; в) наконец, смерть в соответствии с законом — противоречие в действии. Законы не могут запрещать убийство и одновременно предусматривать его в виде наказания: "Мне кажется абсурдным, что законы как выражение общественной воли презирают и осуждают убийство, но сами допускают его и для отвращения граждан от убийства назначают убийство публичное". Несмотря на

==617

Чезаре Беккариа (1738—1794), наиболее известный итальянский просветитель, автор знаменитой книги "О преступлениях и наказаниях", где осуждается институт пыток и смертной казни

==618

эти три аргумента, Беккариа признается, что, по крайней мере, в одном случае смертная казнь неизбежна когда обвиняемый обладает такой мощью и связями, что может угрожать обществу, даже находясь в заточении "Смерть некоторых граждан необходима, когда нация теряет свою свободу, или в период анархии, когда беспорядки занимают место законов" Беккариа воспроизводит древнейшее оправдание убийства тирана

2.4. Паоло Фризи: "первый, кто пробудил от сна Ломбардию"

Среди интеллектуалов группы "Кафе" следует упомянуть Паоло Фризи (1728—1784), который в молодости облачился в одежды барнабитов, но затем стал простым аббатом Математик, физик и философ, Фризи много путешествовал, в Париже он посещал лекции энциклопедистов, в Лондоне познакомился с Юмом, в Вене сумел завоевать доверие министра Каунитца. Противник теории врожденных идей, последователь философии Локка, Фризи познакомил Италию с теориями Ньютона За свою работу "Disquisitio in causam physicam figurae et magnitudmis telluris" ("Исследование физической причины формы и величины Земли", 1751) он был избран членомкорреспондентом Парижской академии Получив признание академий Берлина, Лондона и Копенгагена, преподавал философию в Милане и Пизе, а затем математику в палатинских школах Милана

В "Кафе" опубликованы две его работы в первой он выступал против некоторых идей относительно метеорологического влияния луны, вторая — "Очерк о Галилее", в 1775 г вышла отдельным изданием под названием "Похвальное слово Галилею" Среди научных работ Фризи следует упомянуть "De motu diumo terrae" ("О дневном движении земли", 1756), "De gravitate universah"("О всеобщем тяготении", 1768), "Навигационные каналы" (1770), "Основы механики, гидростатики, гидролктрии и статистической и гидравлической архитектуры" (1777) Наиболее известная научная работа Фризи — "Космография" в двух томах (1774—1775) В "Dissertationes vanae" ("Различные рассуждения", 1759) Фризи предложил космологию опытной природы, а не философской, как у схоластов. Среди философских сочинений "Похвальное слово кавалеру Исааку Ньютону" (1778), "Похвальное слово Бонавентуре Кавальери" (1779), "Похвальное слово господину Д'Аламберу", вышедшее после его смерти, в 1786 г, "Философские брошюры" (1781), неизданным осталось "Рассуждение о временной власти правителей и о духовном авторитете церкви ", которое Фризи написал по предложению министра Каунитца В 1787 г. вышли "Воспоминания о жизни и работах господина Дон Паоло Фризи", где говорится, что он первым пробудил от спячки Ломбардию

==619

К поколению, идущему вслед за группой "Кафе", но связанному с ней многими философскими и политическими идеями, принадлежат Франческо Соаве, Мелькиорре Джойя и Джандоменико Романьози. О них речь впереди.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: