Идея бытия

Познавая, мы не просто нечто воспринимаем. Принимая то, что предлагают ощущения, мы сначала допускаем, что вещи существуют И само признание бытия — т. е любого содержания, предложенного чувствами, — не есть ощущение. Скорее это интеллектуальная перцепция. Нельзя знать чего-то, чему мы не приписываем бытие Именно идея бытия воплощается в чувственных данных, она дает возможность судить о чем-то как о существующем Следовательно, любой познавательный акт обосновывает идея бытия

«Мыслить бытие вообще значит не что иное, как мыслить качество, общее всем вещам, не замечая специфического Разум характерен для человека, чувствовать дано всем животным, но бытие дано

Розмини: идея бытия
Стр. == 179

всему сущему, я полагаю бытие не зависимым от всего прочего». Значит, идея бытия — это идея неопределенного существования, в которой все качества приглушены, за исключением одного — бытия. Все наши идеи завоеваны, кроме идеи бытия — формального основания разума она априорна Только она исходит от разума, остальной — из чувств.

Уточнив, что идея бытия есть постоянная форма познания, Розмини выясняет, каков ее источник. Методом исключения он выявляет, что она не может не быть врожденной. Как необходимо всеобщая, эта идея не может проистекать из: 1) ощущений, которые имеют дело только с частным; 2) идеи Я, которая также идея частного бытия, 3) абстракций, или рефлексий, призванных анализировать и различать частные аспекты уже существующих идей, 4) конечного духа по причине, что конечный субъект не может породить бесконечный универсальный дух, 5) восприятия Бога, что превратило бы Творца в слугу человека.

Получается, что идея бытия (идеальное бытие) есть форма ума и «свет разума» Всякое познание есть синтез двух элементов — формы (безусловной формы) и материи (чувственного опыта, условного Вслед за Августином и Бонавентурой Розмини утверждает, что благодаря вечному предопределению идея бытия как основание знания врождена всем. Свет разума как способность уловить бытие соприродна человеку. Своими усилиями он умеет в процессе исследования применить опытный материал к пониманию сути бытия.

Как источник света не есть сам свет, как учитель не есть теория, которую он преподает, так и Бог не есть идеальное бытие. Бог — преимущественным образом реальное бытие, его человеческая форма — ментально идеальное бытие. И оно также Божественно, ибо необходимо и всеобще, ведь источник все тот же.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: