Конфуцианство разработано великим китайским мыслителем Кун-цзы, учителем Куном (551–479). Первоначально конфуцианство возникает как этико-философское учение. Его основатель Конфуций начинал творческую деятельность как учитель мудрости. Свои идеи он развивал в ходе бесед и не оставил упорядоченного письменного изложения своего учения. Его высказывания были записаны друзьями и учениками и изданы в книге «Лунъ-юй» («Беседы и суждения»). В Древнем Китае, как мы уже отмечали, значительную роль играл Культ Неба и Культ предков. Конфуций реанимирует эти культы и придает им актуальное для своего времени нравственно-этическое и социальное звучание.
Философско-космологические взгляды Конфуция находятся в русле старой китайской традиции, в которой мир представляется как упорядоченное гармоничное вечное начало, обращающееся по одним и тем же законам. Человек должен найти свое место в этой мировой гармонии. А для этого он должен стремиться к совершенству. И Конфуций формирует свою оригинальную программу совершенствования человека с целью достижения гармонического отношения с Космосом. В основе этой программы лежит создание нравственного идеала, которому могли бы подражать в своей жизнедеятельности и поведении все люди. Этот идеал – «мудрец» – «благородный муж», которому Конфуций противопоставляет низкого человека, простолюдина.
Благородному мужу изначально присущи пять основных качеств: Жэнь, Долг, Знание, Чувство меры и Доверие. Жэнь – сложное понятие, включавшее ряд достоинств – в общем виде приблизительно – благородство, справедливость, доброту, честность, внимание и чуткость к чувствам и нуждам людей, чувство такта и чувство приличия. Простолюдин же изначально лишен этих качеств. Изложение этики конфуцианства строится на противопоставлении этих двух образцов нравственных установок и поведения.
Пять главных противопоставлений конфуцианства следующие:
1. Благородный муж следует долгу и закону, Низкий человек думает, как бы получше устроиться и получить выгоду.
2. Благородный муж требователен, прежде всего, к себе — Низкий человек, прежде всего, к другим людям.
3. О Благородном муже нельзя судить по мелочам, и ему можно доверить большие дела, второму Низкому человеку же нельзя доверить большие дела и о нем можно судить по мелочам.
4. Благородный муж живет в согласии с людьми, но не следует за ними, Низкий человек же следует за другими, но не живет с ними в согласии.
5. Благородному мужу легко услужить, но трудно доставить радость, ибо он радуется больше и прежде всего исполнению Долга; Низкому человеку трудно услужить, но легко доставить радость. Первый идет на смерть ради человеколюбия и Должного, второй ради личной выгоды. «Благородный муж боится трех вещей: он боится веления Неба, деяний великих людей и слов совершенно мудрых, ибо только три эти вещи способны изменить миропорядок Вселенной»
Основной формой конфуцианского культа был культ предков, как живых, так и мертвых. Несколько изменив содержание и формы этого культа, конфуцианство придало ему глубокий смысл символа социального порядка и превратило его в универсальную форму поведения. Одно из основных положений религиозной этики конфуцианства является учение о «сяо» – сыновней почтительности. Согласно этому учению, почтительный сын должен всю жизнь заботиться о родителях, чтить и любить их при любых обстоятельствах.
Важная составная часть культа предков – требование строгого повиновения старшим; любой старший, будь то отец, чиновник, государь – это непререкаемый авторитет для младшего, подчиненного, подданного. Слепое подчинение его воле, желанию – это элементарная норма поведения, как в рамках семьи, так и в целом в государстве. Конфуцианство учит, что семья – это малое государство, а государство – большая семья.
Конфуцианство не сохранилось в первозданном виде. Оно постоянно эволюционировало в соответствии с новыми условиями жизни. Превращение конфуцианства в официальную идеологию явилось поворотным пунктом, как в истории этого учения, так и в истории Китая. Придя на службу, став чиновниками, взяв в свои руки управление страной с ее сложившейся социальной структурой и мощным централизованным бюрократическим аппаратом, конфуцианские ученые стали по-иному относиться к собственной доктрине. В центре их внимания оказались теперь интересы сохранения и упрочения той системы, с которой они себя идентифицировали и которую считали реализацией заветов Конфуция. Если раннее конфуцианство, призывая учиться у древних, предполагало за каждым право самому размышлять, то теперь входила в силу доктрина абсолютной святости и непреложности древних канонов и мудрецов, каждого их слова. В древности, в прошлом, был золотой век – именно он должен всегда служить образцом.
Опираясь на древние представления о Небе и высшей небесной благодати дэ, конфуцианство выработало постулат, согласно которому правитель получал божественный мандат (мин) на право управления страной лишь постольку, поскольку он был добродетельным – в конфуцианском смысле этого слова. Отступая от принятых норм правитель терял дэ и право на мандат. Более того, Мэн-цзы сформулировал даже тезис о праве народа на восстание против недобродетельного правителя и о насильственной смене мандата.