Рассмотрим же их характерные особенности и разновидности

Мы же будем придерживаться вышеопределенного термина – новые религиозные движения (НРД). Они формиру-

ются чаще всего изначально как секты или разновидность харизматических культов, иногда – сразу как деструктивные религиозные организации. Гораздо реже – как ассоциации или свободные общественные движения. Обобщенную характеристику основных особенностей массовой послевоенной волны новых религиозных вероисповеданий дает Л.Н. Митрохин в своей работе «Религиозные культы в США». Подробно разбирает эту проблему А. Дворкин, эксперт и руководитель центра им. священномученика Иеринея Лионского РПЦ, занимающегося проблематикой НРД, в своей работе «Введение в сектоведение».

На основании исследований можно выделить следующие основные черты большинства НРД:

1. Во главе чаще всего стоит харизматический лидер, уверяющий, что он обладает новым уникальным «откровением» относительно Высших Сил (Бога) и реальности.

2. Лидер создает особую «семью» или коммуну, в которой его называют «гуру» или «отцом» – принцип «гуруизма».

3. Лидер устанавливает обязательные для всех абсолютные правила поведения, но он и его ближайшие помощники вовсе не обязательно следуют им сами (ибо они уже духовно очистились, запретное для рядовых верующих им якобы не повредит и в грех не введет).

4. Группа придерживается катастрофическо-апокалиптиче ского взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от всего имущества, меняют место жительства. Их часто убеждают, что раз скоро конец света, то имущество им не понадобится, его надо передать лидеру или продать и передать лидеру деньги, это поможет лидеру спасать души их и других людей от грехов и гибели в грядущем апокалипсисе.

5. Используется определенная техника контроля за поведением обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира. Человека убеждают жить в общине и работать на благо организации, при этом практикуется тяжелый однообразный физический труд 15–20 часов в день, малое количество сна (молитвы, ритуалы) и крайне скудное питание, ограниченное якобы религиозными запретами для духовного роста и спасения.

В результате такой обработки без всякого гипноза или специальных психотехник у человека эффективно подавляется независимое критическое мышление, он превращается в существо, думающее только о еде и сне и механически повторяющее ритуалы – происходит стирание прежней личности… Потом постепенно, провозглашая принципы и идеи секты и постепенно облегчая работу человека и улучшая его питание как бы согласно этим принципам (как бы в награду за духовный рост), человеку создают новое мировоззрение, новую систему ценностей, новую личность, полностью лояльную секте…

6. Культ в этих новых организациях предпочтительно коллективный, используется «техника» психологического манипулирования, психотерапия, особое внимание уделяется новообращенным, их адаптированию к группе (специальные техники – «лав бомбинг») и другие.

7. И наконец, новые религиозные движения действительно активнее всех применяют специальные новейшие тех-

нологии обработки сознания, как психологические (НЛП, гипноз, эриксоновский гипноз, традиционные медитативные техники и т.д.) и гуманитарные (семантическое внушение, кодировка текста на нерефлексируемое читающим воздействие на психику и т.п.), так и иные – химические (кодировка запахами и цветами установок, воспринимаемых напрямую подсознанием; применение в пищу, воду, благовония для взятия психики человека под контроль без его ведома наркосодержащих веществ, в том числе полученных из аконита, беладонны, опи-

атов), физико-технические (воздействие через музыкальные кодировки, инфразвук и т.д.), биоэнергетические (так, в лабораториях деструктивной организации Сёко Асахары в Японии пытались изготовить молельные коврики, в которые между двух слоев ткани были встроены генерирующие контуры с ритмом колебаний и частотой излучения, позволяющими влиять на альфа- и бета-ритмы мозга человека с заданными эффектами).

Не все новые религиозные движения являются деструктивными организациями, но к таким можно отнести их значительную часть, практикующую, по мнению ряда экспертов, обманную вербовку с сокрытием всей или части важной идеологии организаций и методы контроля сознания адептов (эксперты, в том числе А. Дворкин, А.И. Хвыля-Олинтер, Н. Кривельская и ряд других экспертов относят к деструктивным такие организации, как Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормоны), Церковь Сайентологии-Дианетику Л.Р. Хаб-барда, Церковь объединения Сан Мен Муна, Общество Сознания Кришны, т.н. «Философскую школу Новый Акрополь», из созданных в нашем отечестве – Ашрам Шамбала (центр Беловодье), учение Виссариона, Звенящие кедры России (движение Анастасия), движение «воины Радуги» и др.

К деструктивным также часто относят т. н. «пограничные» секты, в вероучении признающие полностью только Священное Писание своей религии, но в методах работы широко практикующие обманную вербовку и контроль и изменение сознания адептов без их ведома. К таким можно отнести Свидетелей Иеговы, ряд сект пятидесятников-харизматов (тех, кто считает своих харизматических лидеров новыми апостолами, на которых сошел Святой Дух подобно чуду, в честь которого двунадесятый праздник Троицы (Пятидесятницы – нисхождения Святого Духа на апостолов на 50-й день) – например, политизированная антироссийская протестантская церковь «Слово Божье» Сандея Аделаджи и такие исламские фундаменталистские течения, как салафиты.

Исследователи новых религиозных движений выделяют следующие их разновидности:

1. Неохристианские объединения – «Церковь объединения», «Дети Бога», «Церковь тела Христа» и др. Для этих вероисповеданий характерно стремление построить свое вероучение на базе редактирования или дополнения (!) Священного Писания христиан, Библии (ни одна традиционная секта или течение христиан никогда не будет редактировать Библию или ставить что-то с ней наравне), эти организации хотят объединить христианское вероучение с элементами восточных религий, у них наукообразная фразеология в изложении вероучения, ярко

выраженные мотивы скорого конца света и мессианизм, наделение руководителя статусом посланника Бога, «живого Бога», сообщающего людям новое откровение и высшие нравственные предписания.

2. Саентологические (от англ. science – наука) или наукообразные направления. Одни из самых опасных, используют научные термины и маскируют при вербовке себя под научные, общественные, научно-популярные организации. Классический представитель – «Церковь саентологии» Р.Л. Хаб-барда. В этих направлениях получают мистическую трактовку различные неисследованные явления природы и психики человека. Еще один пример – т. н. «философская школа Новый Акрополь», признанная во Франции и Бельгии ультраправой религиозной организацией профашистского толка. Отечественный примеры – т. н. «КОБ» и группа «Внутренний Предиктор СССР».

3. Неоориенталистские культы: «Общество Сознания Кришны», «Тихоокеанский узел – буддийский центр», «Миссия Божественного света», «Маха рай Джи» и др. Общей чертой всех этих неоориенталистских (восточных) культов является использование фрагментов идеологии дальневосточных религий и обрядов, психопрактик буддийско-конфуцианского и индуистского ареала, агрессивная антиинтеллектуалистская направленность, а также способы психофизического воздействия на человека. Они называются неориенталистскими потому, что заимствованы с Востока: это западные переделки отдельных идей индуистских и буддийских учений.

4. Неоязыческие культы – существует огромное количество, в России наибольшее место занимают славянские неоязыческие группы, многие из которых политизированы и придерживаются радикально-националистических, антизападных и часто антихристианских взглядов (Как уже упоминалось, в России существует группа неоязыческих культов, представленных, например, московской неоязыческой славянской общиной, группой Доброслава, орденом-миссией «Джива – храм Инглии», Родная вера, Родная украинская национальная вера и др. Все они обращаются к духовным дохристианским традициям, поэтому исповедуют многобожие – поклоняются Перуну, Мокоши, Велесу, Стрибогу, Даждьбогу и др. С точки зрения последователей неоязычества, христиан-

ство, привнесенное из-за рубежа, сформировало рабскую психологию славян, способствовало их подчинению другим народам. Вот почему право славить бога (Даждьбога) и его вечную энергию бытия принадлежит только неоязычникам. Кроме того, последователи ордена-миссии «Джива – храм Инглии» отмечают праздники, посвященные богам как языческого пантеона (день Сварога), так и мировых религий (день Кришны, щения, постятся. Появление неоязычества в последние годы, по-видимому, связано с обращением наших соотечественни-

ков к историческим корням, с поиском ответов на те вопросы, которые поставила жизнь сегодня. Многие активно ищут ответы на трудные вопросы современной российской жизни, но не находят их ни в официальной идеологии, ни в идеологии традиционных религий).

Более умеренные политические взгляды имеют сторонники скандинавского неоязычества, среди них больше людей умеренных убеждений и историков, гуманитариев, изучающих гораздо лучше сохранившуюся (в отличие от заново реконструированной славянской) скандинавскую мифологию. Есть также адепты неоязыческих культов майя, американских индецев, последователи К. Кастанеды и т.д.

5. Экологические радикальные религиозные движения – «Звенящие кедры России», «воины Радуги», «Бойцы за освобождение животных» и т. д.

6. Синкретические культы – представляют собой как бы синтез элементов различных культур и конфессий (интеркон- фессиональные) – Ашрам Шамбала, Церковь Объединения и др.

7. Целительные культы – здесь можно упомянуть «Радастею» и ряд других.

8. Сатанинские группы – «церковь Сатаны» и другие провозглашают себя сознательными носителями зла (или, в более сложных случаях, адептами абсолютной свободы, природной естетвенности, «прометеевской» борьбы с иерархией) и антиподом христианства.

9. Оккультно-колдовские культы (магия, астрология, алхимия, демонопоклонничество).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: