Мужской костюм

Нижняя одежда [4]

Основа мужского костюма в XV в. – это штаны и рубаха. Как такового нижнего белья еще нет, его заменяют нижние штаны и нижняя рубаха, шелковые или льняные, в зависимости от дохода человека. Доказательство ношения двух рубах находим на гравюре Радзивилловской летописи (XV в.) – рис. 1.

Рис. 1. Миниатюра из Радзивилловской летописи.

Подтверждают ношение двух рубах и письменные источники: так митрополит Киприан жаловался в 1378 г., что княжеские люди ограбили его слуг до сорочки (РИБ VI, с. 175). Новгородец Борис, уехавший ненадолго из дому, писал жене, чтобы она прислала забытую им сменную сорочку (новгородская берестяная грамота № 43, XIV—XV вв.).

Древнейший и наиболее распространенный из известных исследователям покроев мужской рубашки – туникообразный. При таком крое основу рубахи образует вдвое сложенный по утку кусок полотна, а на месте сгиба прорезается круглый ворот. Ширина ткани - 40-50 см, так как такова ширина домотканого полотна в то время. К рубахе изнутри иногда пришивали подкладку (подоплеку) – прямоугольный кусок ткани, оканчивающийся треугольниками на груди и спине.

Чтобы довести рубаху до нужной ширины рукава кроятся длиннее руки, а в бока вшивается по полосе ткани, так называемые бочки, прямые или слегка расклешенные. По покрою рукава рубахи прямые, по низу к ним иногда подшиваются узкие клинья, так, что рукава сужаются к запястью. Для обеспечения свободы движения рук между рукавами и боковыми вставками (бочками) вшиваются квадратные куски ткани (ластовицы) - из ткани другого цвета (чаще всего красного). От пояса в швы вшивают четыре треугольных клина (рис. 2).

Рис. 2 Рубаха северных регионов Руси.

В нашем комплексе нижняя рубаха сшита из отбеленного льна с прямыми проймами, слегка скошенными боковыми вставками и красными хлопчатобумажными ластовицами. По низу рукавов вшиты узкие клинья, расширяющие рукава к пройме. Рубаха сшита с прямым разрезом по середине груди, без воротника ("голошейка"), застегивается рубаха на пуговицу, сплетенную из красного шнура.

Швы рубахи по краю рукавов, вороту и подолу продублированы красными нитками – языческий смысл красного цвета-оберега от нечистой силы сохранялся в христианской Руси. Шита рубаха потайным и запошивочным швом, такие швы, судя по археологическим данным, были известны в изучаемый период.

Нижнюю рубаху, вероятно, носили, заправляя в штаны, как это изображено на новгородской иконе XV в. «Три отрока в пещи огненной» (рис. 6).

Доказательством существования нижних штанов в мужском костюме могут служить изображения христианских мучеников на известных иконах-святцах Софийского собора Новгорода - так называемых "Софийских таблетках" и на фреске 1481 г. «Сорок севастийских мучеников» в Успенском соборе Москвы (рис. 4, 5).

В северных регионах Руси, в том числе в Новгороде, штаны шили короткие, не доходящие до лодыжек. Конструктивно такие штаны состоят из трех полотнищ: два из них - штанины, третье полотнище перегибается по диагонали на два клина, которые пришиваются по прямой нитке к штанинам так, что один клин располагается спереди, другой - сзади. Разрез-застежка - на левой стороне, на кромке основного полотнища и клина. На бедрах штаны удерживает гашник из шнурка или веревки (рис. 3). Изобразительный материал подтверждает, что крой штанов в XV в. не слишком отличался от более поздних вариантов.

Рис. 3. Русские мужские порты северных регионов, схема.

Рис. 4 «Воздвижение креста». Софийская таблетка, Новгород, фрагмент Рис. 5 Икона «Сорок севастийских мучеников», фрагмент

Рис. 6. Икона «Три отрока в печи огненной», Новгород, XVв.

Крой нижней одежды восстановлен на основе новгородских этнографических материалов[5].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: