Из-за уменьшения осадки севшего на мель судна уменьшается его
волоизмещающий обьем, следовательно, уменьшается и масса вытесненной воды. т.е. сила поддержания, при неизменной массе судна.
Сила взаимодействия судна на грунт R в обшем равна:
D - водоизмещение судна до посадки на мель, т.;
D'- водоизмещение судна после посадки на мель, т.;
∆ D - потерянное водоизмещение, т.;
Ph - масса поступившей внутрь корпуса забортной воды, т.
Коэффициент полноты отсека
Расположение отсека | Без второго дна | Под вторым дном |
В оконечности судна | 0,5 - 0,6 | 0,7 - 0,8 |
В средней части судна | 0,8 - 0,9 | 1,0 |
Средние значения коэффициента проницаемости отсеков:
Пустые трюмы – 0,97;
Трюмы с грузом - 0,6;
Пустые междудонные танки - 0,97;
Жилые помещения – 0,95;
Машинное отделение – 0,85;
Котельное отделение - 0,80;
Кладовые снабжения - 0,70.
Тяговое усилие (в тс), необходимое для снятия судна с мели, равно:
где f - коэффициент трения корпуса о грунт.
Значение коэффициента f
Глина жидкая, ил Глина мягкая Глина с песком Песок Галька Каменистый грунт | 0,10-0,22 0,23 - 0,30 0,30-0,35 0,35-0,40 0,40 - 0,47 0,35-0,60 |
Для уменьшения коэффициента трения рекомендуется создавать вибрацию корпуса работой главного двигателя на задний ход.
|
|
Тяговое усилие (в тс), создаваемое главным двигателем, приближенно может быть рассчитано по формуле
где - эффективная мощность, л.с.
Если Ne выражено в кВт, то тяговое усилие (в кН) будет равно:
Тяговое усилие винтов на задний ход у дизельных судов приближенно равно 0,7 тягового усилия на передний ход (у турбоходов - 0,5).