I. Цель мониторинга

Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. - М.: Академия: АПКиПРО, 2003. - 82 c.

Оглавление

I. Цель мониторинга

II. Предмет мониторинга

Личность самого воспитанника – главный показатель эффективности процесса воспитания.

Детский коллектив – одно из важнейших условий развития личности ребенка.

Профессиональная позиция педагога – еще одно из важнейших условий развития личности ребенка.

Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания.

Экспертиза

III. Изучение личности школьника как главного показателя эффективности процесса воспитания

1.Диагностика личностного роста школьников

Что же такое этот личностный рост?

В чем же суть диагностики личностного роста?

Опросный лист для учащихся 6 – 8-х классов

Опросный лист для учащихся 9 – 11-х классов

Обработка результатов

Интерпретация результатов

2. Индивидуальное диагностическое собеседование

Ситуация 1.

Ситуация 2.

Ситуация 3.

Ситуация 4.

Ситуация 5.

Ситуация 6.

Ситуация 7.

Ситуация 8.

Ситуация 9.

Ситуация 10.

IV. Изучение детского коллектива как условия развития личности школьника

1.Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив»

Ход выполнения

Образное описание стадий развития коллектива

Обработка полученных данных

2.Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе

Опросный лист

Обработка полученных результатов

Пример социометрической таблицы

Интерпретация полученных результатов

V. Изучение профессиональной позиции педагога как условия развития личности школьника

1. Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя

Как осуществляется диагностика

Опросный лист №1

Опросный лист №2

Обработка результатов.

Интерпретация результатов.

2.Методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания

Опросный лист

Обработка и интерпретация результатов

VI. Анализ некоторых организационных условий процесса воспитания

1.Рекомендации к проведению анализа предметно-эстетической среды образовательного учреждения

2.Рекомендации к проведению анализа деятельности детских объединений и органов ученического самоуправления школы

Детские объединения

Органы ученического самоуправления

3. Рекомендации к проведению анализа концепций, программ, планов воспитания в образовательном учреждении

Школьная концепция воспитания

Школьные программы воспитания

План воспитательной работы классного руководителя

Содержательный анализ концепций, программ, планов воспитания

Литература

В книге представлена разработанная на основе современных научных достижений система мониторинга школьного воспитания; содержатся конкретные методические рекомендации к проведению такого мониторинга; а также приводятся полные описания специально разработанных диагностических процедур, позволяющих выявить эффективность процесса воспитания в школе. Данное методическое пособие написано с позиций гуманистической педагогики, ставящей человека превыше всевозможных концепций, программ, технологий воспитания и строящейся на базовом принципе «не навреди».

Адресована школьным педагогам, администрации образовательных учреждений, методистам ИПК и ИУУ, работникам управлений образованием.

I. Цель мониторинга

Мониторинг – слово, вошедшее в педагогический лексикон относительно недавно. Современный словарь иностранных слов определяет это понятие как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг процесса воспитания в школе. Начнем, пожалуй, с трех простых вопросов: нужно ли это, кому это нужно и зачем это нужно? Иначе говоря – каковы актуальность, профессиональный заказчик и цель мониторинга?

Мониторинг воспитания, конечно же, необходим. Необходим хотя бы потому, что в современном обществе никакая профессиональная деятельность (в том числе и воспитание) не может считаться таковой, если отсутствует простой и четкий механизм отслеживания эффективности этой деятельности.

Мониторинг воспитания необходим самым разным категориям работников сферы образования. Мониторинг необходим органам управления образованием, то есть тем, кто осуществляет контроль и ресурсное обеспечение процесса воспитания в школах. Мониторинг необходим специалистам ИПК и ИУУ, то есть тем, кто осуществляет методическую поддержку процесса воспитания в школах и по долгу службы обязан помогать педагогам повышать эффективность их деятельности. Наконец, и это самое важное, мониторинг необходим самим педагогам, то есть тем, кто непосредственно осуществляет процесс воспитания: школьной администрации, организаторам внеклассной работы, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, школьным психологам и т.д.

Для всех из них цель мониторинга одна – выяснить, насколько организованный в школе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка. Выяснить не для того, чтобы сравнивать, в какой школе процесс воспитания организован лучше, а в какой хуже, и не для того, чтобы делать «оргвыводы» в отношении тех или иных педагогов той или иной школы. Выяснить в первую очередь для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации процесса воспитания, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.

В связи с этим возникает еще один вопрос: что именно необходимо изучать в процессе мониторинга воспитания, каков предмет этого мониторинга?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: