Татарские князья и их княжества /под ред. М. Ишеева/ — Татарские князья и их княжества в Мещерском крае

Татарские князья и их княжества
в Мещерском крае

Мулланур Ишеев, Максум Акчурин

В данном обзоре мы попытаемся охватить татарских князей и их княжества в Мещерском крае, проанализировать то, как возникали княжеские фамилии. В обзор не вошло Касимовское ханство, мы ограничились лишь территорией Темниковского, Кадомского и Шацкого уездов.

«Князи мордовские»

Мещерский край в XV в. являлся осколком распадающейся Золотой Орды и в основном принадлежал татарским властителям. Там находились Касимовское ханство, созданное ханом Улуг-Мухаммедом, на реке Оке, а также владения удельных татарских князей с подвластным мордовским населением, и поэтому называющимися мордовскими князьями. Их владения располагались в бассейне рек Цна и Мокша. В XV в. мордовские князья упоминаются только один раз, в связи с битвой под Лысковым в 1410 г. между войсками московского великого князя и войсками великого князя нижегородского с татарскими союзниками «з Болгарьскыми князми, и съ Жукотинскыми и Мордовскыми»[1]. На рубеже XV–XVI вв. край вошел в состав Московского государства, как это следует из духовной грамоты великого князя Ивана III (1504 г.)[2]: «… Да ему ж даю город Муром… да Мещера с волостьми, и с селы, и со всем, что к ней потягло, и с Кошковым, да князи мордовские все, и с своими отчинами, сыну же моему Василью…».

В тексте грамоты под «отчинами» мордовских князей, скорее всего, надо понимать «княжества», как в другом примере из той же грамоты: «сына же своего Василья благословляю своею отчиною, великим княжеством Тферским». Духовная грамота Ивана IV Грозного (1572 г.) практически повторяет грамоту его деда с добавлением новых городов[3]: «… Да ему жь даю город Мещеру с волостми, и с селы, и со всем тем, что к ней изстари потягло, и с Кошковым, и Кадом, и Темников, и Шацкой город, со всем, и князи мордовские со всеми же их вотчинами сыну моему Ивану. Да ему жь даю город Курмыш, да город Алатор на Алаторе, с волостми и со всеми пошлинами, и князи мордовския с их вотчинами… Да город Арзамас с мордвами и с черемисою, со всем, по тому, как было при мне…».

Но здесь мордовские князья упоминаются уже с «вотчинами». Это, по нашему мнению, свидетельствует о понижении их статуса, они из удельных князей превращаются в вотчинников-землевладельцев.

Татарским «мордовским» князьям «княжение» над мордовскими беляками жаловалось великокняжескими грамотами с правом «судить и ведати их по старине».

Интересно, что такое же положение занимали в Вятской земле и арские князья – выходцы из Мангытского Юрта, название которых образовано по тому же принципу: по имени подвластного им населения – аров (удмуртов)[4]. А в русских источниках подданное население каринских арских князей называют «вотяки и чюваша»[5]. Аналогично, этим князьям давалось право «ведать и судить беляков, вотяков и чуваш и пошлину с них имать»[6]. Если под «беляками» понимать не какую-то часть вятского населения («беляки» больше нигде не упоминаются), а владения татарских властителей, то мы получим удивительное сходство с нашими мордовскими князьями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: