I. Комментарий-толкование русским народным устойчивым высказываниям

Галицкая Майя Александровна. Творческие задания.

Эти пословицы знакомы мне с детства – ещё бабушка (учитель-словесник) частенько урезонивала меня – смешную девочку в очках и с трогательными косичками – в минуты излишней словоохотливости некоторыми выражениями из предложенного списка. Сегодня, когда я сама учитель-словесник, уже немного по-другому приобщаю своих непоседливых учеников к богатству и выразительности русского языка. На одном из уроков литературы каждую из этих пословиц мы «привязывали» к образу известного литературного героя.

  1. Мал язык – горами ворочает. Языком что рычагом. В этом высказывании говорится о том, что при помощи маленького языка (как части речевого аппарата человека) можно делать великие дела, потому что произнесённое или написанное слово имеет большую силу. С помощью слова можно и убеждать, и просвещать, и спасать, но и убивать тоже. Языком, как рычагом можно управлять делами и людьми. Данное высказывание очень хорошо подходит к образу Григория Добросклонова – героя поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
  2. Язык болтает, а голова не знает. Эта пословица учит взвешивать каждое слово, прежде чем его высказать.Каждому нужно хорошо подумать над смыслом своего высказывания прежде, чем его обнародовать, потому что сказанное слово вернуть невозможно, и небрежно, необдуманно высказанная речь даже может привести к беде. Излишняя словоохотливость, болтливость вредят человеку. По мнению моих учеников, данный контекст как нельзя лучше характеризует помещика Ноздрёва из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
  3. Не спеши языком, торопись делом. Можно растолковать эту пословицу так: человек сначала должен сделать дело, а только потом рассказывать о самом деле и его результатах, а не говорить о том, чего ещё не сделано. Главный герой романа И.С. Тургенева «Рудин» очень взволнованно и эмоционально рассуждает только на общие темы, но как только речь заходит о нём самом, он уходит от вопросов, ему нечего сказать о самом себе: он пассивен, осторожен до трусости, нерешителен.
  4. Кто языком штурмует, немного навоюет. Смысл этого высказывания в том, что болтливый человек только и знает, что говорить (о своём деле, о работе), а результатов его работы нет. Говорить о чём-либо всегда легко, а на деле оказывается трудно. Поэтому сначала сделай, потом говори. Д.И. Фонвизин в своём бессмертном «Недоросле» создал образ госпожи Простаковой, о которой можно сказать «кто языком штурмует, немного навоюет».
  5. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами. Данное изречение говорит о том, что нельзя говорить ничего лишнего, что может навредить или тебе, или окружающим. Лучше промолчать, чем говорить о том, что потом может привести к неприятностям. Евгений Базаров из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», видимо, не знал этой пословицы, когда вступал в словесные баталии с Павлом Кирсановым, за что и поплатился.
  6. Для красного словца не пожалеет ни мать, ни отца. Это высказывание характеризует людей, которым нравится привлекать к себе внимание своими яркими, необычными, запоминающимися, но нелицеприятными высказываниями. В своих речах такой человек может оскорбить или унизить даже близких людей ради сиюминутного внимания со стороны других. Люди, к поведению которых можно применить данное высказывание, обычно прикрывают цветистыми речами свою мерзкую внутреннюю сущность. Порфирий-Иудушка из «Господ Головлёвых» М.Е. Салтыкова-Щедрина свою жизнь выстроил именно в соответствии с данной пословицей.
  7. Язык ворочается, говорить хочется. Так говорят о человеке, который не может сдержаться, утерпеть, чтобы не заговорить, не рассказать что-нибудь, не поддержать разговор, по сути которого ему и сказать нечего. Или говорит даже тогда, когда и не следует, например, выбалтывает чужие тайны. Но, с другой стороны, эта пословица может нести и абсолютно противоположный смысл и использоваться в значении, что невозможно молчать тогда, когда миром правят глупость, ложь и несправедливость. «Горе от ума», А.С. Грибоедов, Чацкий - его речи, прямые и дерзкие, доставили ему много хлопот, но, проигрывая формально в пьесе, он в наших глазах выигрывает, строя своё взаимодействие с другими персонажами произведения в соответствии с этой пословицей.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: