Великое искусство для журналиста – научиться «писать фактами». Образ всегда оставляет возможность неоднозначного прочтения

Второй ряд ЭВС – образный ряд (культурологический).

Чтобы раскрыть смысл сегодняшних фактов, приблизить их к читателю, помочь ему понять их и оценить, журналистика прибегает к использованию материала культуры, включая его в тексты как специфические смысловые единицы. Они образуют культурологический ряд ЭВС журналистики.
Их два вида: образы и нормативы.
Образ
– это воспроизведение осознанного автором явления с помощью тех или иных материальных средств и знаков, с помощью речи и т. п.

Художественные образы – всегда являются созданием творческой мысли и воображения автора. Художественные образы наиболее близки к образам публицистически - иллюстративным. Автор при помощи таких образов творчески типизирует жизнь. Художественные образы отличаются эмоциональной выразительностью деталей.

Эпизоды из истории общества, фрагменты социального опыта отражены в образах, зафиксированных историей, культурой, лексикой. Многие из них восходят к архетипам. Журналист ставит факты текущей действительности в контекст определённых образов – и в тексте возникает слой оценочной информации.

Говорить, что этот ряд ЭВС сводится к образам прошлого, будет неверно. Опыт человечества отражается не только в историческом материале.

Образный ряд ЭВС в журналистике («образы») складывается из прецедентов истории и деяний исторических лиц, из фрагментов художественных произведений и характеров их героев, из фольклорных сюжетов и притч, образных откровений науки, из перлов языковой сокровищницы. Существует много вариантов их применения образов в тексте. Но любой из них требует, чтобы журналист, формируя в произведении образный ряд, заботился о контакте с аудиторией: с одной стороны, образы должны быть близки и понятны ей, а с другой – достаточно свежи, не «заезжены» до банальности. Образный ряд довольно уязвим. Дело в том, что разные представители аудитории могут по-разному воспринимать один и тот же образ в зависимости от собственного жизненного контекста.

Образы как ЭВС журналистики есть такие смысловые единицы, в которых отражаются элементы культуры, несущие в себе прошлый социальный опыт, с сохранением их конкретно-чувственной, представляемой формы (Лазутина Г.В.)

Нормативы.

Чтобы авторская позиция могла быть воспринята, возможно, точнее, в журналистском тексте оказался востребован еще один ряд элементарных выразительных средств – нормативы. В сущности, это тоже смысловые единицы, в которых запечатлен социальный опыт. Однако они иного свойства: в отличие от образов, вызывающих у адресата информации конкретно-чувственные представления нормативы обращают нас к установлениям общества, которые в культуре существуют в виде неких директив – законов, правил, норм (нормы здорового образа жизни, правила техники безопасности, нормы этикета).

Нормативная информация. Нормы представляют собой требования, адресованные обществом социальным группам, отдельным личностям. Значимость норм для человека заключается не просто в том, что они ограничивают, «дозируют» его деятельность, выполняя регулирующую функцию, но и в том, что, выполняя нормативные требования, он вправе ожидать того же и от других людей.

Подчеркнем связь, которая существует между ЭВС журналистики и теми информационными слоями в тексте, которые принято обозначать как описательную, оценочную и нормативную информацию. Именно ЭВС передают характер того или иного слоя, а синтез ЭВС обеспечивает выражение журналистской информации как таковой (по сути своей, как мы помним, она является информацией предстательной и воспринимается адресатом текста как идея произведения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: