Технология проведения интегрированных медиаобразовательных занятий

Раздел: Типология медиаобразовательных творческих заданий для аудитории

Тема: Технология проведения "театрализованно-ситуативных" медиаобразовательных занятий

1. Цикл театрализовано-ситуативных творческих занятий для овладения аудиторией креативными умениями на материале медиа с помощью эвристических, игровых форм и технических средств.

2. Цикл театрализовано-ситуативных творческих занятий, направленных на развитие у аудитории полноценного восприятия медиатекстов

3. Цикл театрализовано-ситуативных творческих занятий, направленных на развитие у аудитории умения анализа медиатекстов.

Литература:

Баженова Л.М. Наш друг экран. Пособие для учащихся общеобразовательных школ. (1-4 классов). Вып. 1,2.- М.: Пассим, 1995. - 77 с. + 74 с.

Баранов О.А. Кино во внеклассной работе в школе. - М., 1980. - 48 с.

Баранов О.А. Экран становится другом. - М., 1979. - 96 с.

Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. Учебное пособие для среднего школьного возра­ста по предмету "Основы экранной культуры". - М., 1994.

Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры. — Омск, 2000.- 91 с.

Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. Учебное пособие для среднего и старшего школьного возраста. - М.: ЗУК-Аргус, 1994. - 64 с.

Бондаренко Е.А., Журин, А.А. Состояние медиаобразования в мире//Педагогика. -2002. - № 3. - С. 88-98.

Вайсфельд И.В., Демин В.П., Михалкович В.И., Соболев Р.П. Встречи с X музой: Беседы о киноискусстве. Книга для учащихся старших классов. В 2-х т. - М.: Просвещение, 1981. Т.1. - 223 с. Т.2. - 175 с.

Возчиков В.А. Введение в Медиаобразование. Учебное пособие. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. - 64с.

Возчиков В.А. Медиаобразование в педагогическом вузе. Методические рекомендации. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. - 25 с.

Гура В.В. Проблема разработки педагогических целей при проектировании медиаобразовательной среды//Известия Южного отделения Российской академии образования. Вып. III. - Ростов, 2001. - С. 139-142.

Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика: Материалы российс­ко-французского семинара/Под ред. А.В.Шарикова — М.: ЮНПРЕСС, 1994. — 77 с.

Дидактические основы применения экранно-звуковых средств в школе/Под ред. Л.П.Прессмана. - М.: Педагогика, 1987. - 152 с.

Дистанционное обучение/Под ред. Е.С.Полат. - М., 1998. - 192 с.

Зазнобина Л. С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьны­ми дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1998.- N З.-С. 26-34.

Интернет в гуманитарном образовании/ Под. ред. Е.С.Полат. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 272с.

Компьютерные телекоммуникации — школе/Под ред. Е.С.Полат. — М., 1995. — 168 с.

Короченский А. П. "Пятая власть"? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. - Ростов, 2002. — 272 с.

Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент/Под ред. А.В.Федорова. — М.: Изд-во Гос. ун-та управления, 2002. — 80 с.

Медиаобразование, интегрированное с базовым/Под ред. Л.С.Зазнобиной.- М., 1999. — 173 с.

Медиаобразование/Под ред. Л.С. Зазнобиной.- М., 1996.- 80 с.

Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе. — Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 1999. - 147 с.

Мультимедиа в школе/Ред. Л.П.Прессман. - Москва-Калуга, 1994.

Нечай О.Ф. Основы киноискусства. - М.: Просвещение, 1989. - 288 с.

Новикова А.А. Медиаобразование в англоязычных странах//Педагогика. — 2001. - № 5. - С. 87-91.

Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции // Педагогика. — 2000. - № 3. - С. 68-75.

Новые педагогические технологии и компьютерные телекоммуникации в системе образования/Под ред. Е.С.Полат. - М., 1998.

Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987. - 176 с.

Пензин С.Н. Кинообразование в университете//Вестник Воронежского государственного университета. - 2001. - № 1. - С. 70-73. Пензин С.Н. Уроки кино. - М.: Изд-во ВБПК, 1986. - 66 с.

Прессман Л.П. Основы методики применения экранно-звуковых средств в школе. – М.: Просвещение, 1979.

Прессман Л.П. Школьный радиоузел. — М.: Педагогика, 1972.

Проблемы кинообразования в вузе и в школе/Отв. Ред. С.М.Одинцова. - Курган: Изд-во Курган, гос. ун-та, 1997. - 64 с.

Рабинович Ю.М. Кино как средство воспитания школьников (опыт создания системы)/ /Кино: прокат, реклама, методика, практика. М., 1986.

Спичкин А.В. Что такое Медиаобразование. — Курган, 1999. — 114с.

Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. - М.: ЗУК-Аргус, 1995. - 224 с.

Усов Ю.Н. Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным видам искусства//Искусство в школе. - № б. — 2000. — С.3-6.

Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. - М., 1993. - 90 с.

Усов Ю.Н. Экранные искусства — новый вид мышления// Искусство и образование. — 2000. - № 3. - С 48-69.

Федоров А.В. "За" и "против": Кино и школа. —М.: ВБПК, 1987.—66 с.

Федоров А.В. Видеоспор: Кино - видео - молодежь. - Ростов, 1990.

Федоров А.В. Киноискусство и художественное образование//Педагогика. - 2002.-№ 2. - С. 21-26.

Федоров А.В. Медиаобразование в Бельгии//Педагогика. — 2002. - № 1. — С. 97-99.

I. Цикл литературно-имитационных, театрализовано-ситуативных, изобразительно-имитационных творческих занятий для овладения аудиторией креативными умениями на материале медиа с помощью эвристических, игровых форм и технических средств.

В задачу этого этапа входит подготовка и последующее создание учащимися медиатекстов (короткометражных фильмов, радио/телепередач, интернетных газет и журналов, веб-сайтов, компьютерной анимации и т.д.) по заранее написанным планам и минисценариям. Методика реализации «театрализовано-ситуативных» творческих заданий основывается на ролевой (деловой) игре: между учащимися распределяются роли «режиссеров», «операторов», «дизайнеров», «актеров» минисценариев и сценарных эпизодов, ведущих и участников «телепередач», журналистов и пр. После репетиционного периода «команда» приступает к практическому созданию медиатекста (снимается короткий видеофильм или телепередача, готовится интернетный сайт, газета и т.д.). При этом в целях творческого соревнования один и тот же минисценарий или план-макет интернетной газеты может воплощаться несколькими «авторскими» командами. Их трактовки сравниваются, обсуждаются достоинства и недостатки.

Роль педагога в процессе выполнения аудиторией подобных заданий сводится к вводной демонстрации азов функционирования медиатехники (видеосъемки, видеозаписи и видеопроекции, работы с компьютером), к тактичной коррекции хода выполнения заданий и участию в обсуждении полученных результатов. Иными словами, аудитории предоставляется как можно больший простор для фантазии, воображения, формальных поисков, выражения индивидуальности своего мышления, творчества.

Перед аудиторией ставятся следующие конкретные задачи:

-«журналистские» (ведение «телепередач», «интервью», «репортажей с места события», практическое макетирование интернетной газеты или журнала, включение в сайт подготовленных ранее текстов);

-«режиссерские» (общее руководство процессом съемки согласно режиссерской разработке минисценария: выбор «актеров» («телеведущих»), определение главных «актерских», «операторских», «оформительских», «звуко-музыкальных», «светоцветовых» решений, учет жанрово-стилистических особенностей произведения и т.д.;

-«операторские» (практическая реализация на видеопленке намеченной «режиссером» системы планов, ракурсов, мизансцены, движений камеры, глубины кадра и т.д.);

При видеосъемке и работе с компьютером в аудиторных условиях можно одновременно просматривать изображение на мониторе, осуществлять коррекцию, устранять погрешности и т.п. Это очень помогает во время «актерских» видеопроб. Каждый желающий может сыграть перед видеокамерой небольшую сценку, произнести монолог, а «режиссеры» могут тотчас же сравнить полученные результаты, отобрать необходимые варианты. Кроме того, сняв разные варианты одного и того же сценарного эпизода, можно сразу же после окончания выполнения задания коллективно обсудить полученный результат.

В процессе «дубляжно-тонировочного» периода аудитория на собственном опыте как бы погружается в лабораторию озвучания и «дубляжа» медиатекстов. Конкретные задачи, стоящие перед аудиторией при выполнении «дубляжно-тонировочных» заданий, таковы:

-сравнение на практике различных вариантов переозвучания (тонировки) видеоэпизода: форсирование и микширование шумов, громкости речи, музыки; смена речевых интонаций, тембров и т.д.;

-осуществление разных трактовок «дубляжа» незнакомого аудитории видеофрагмента (лишенного звуковой фонограммы), либо эпизода из иностранного фильма или телепередачи;

-освоение разнообразных звуковых, шумовых спецэффектов (имитация звуков, звуконаложение и пр.).

На основе такого рода занятий учащиеся-лидеры уже самостоятельно, в рамках художественной самодеятельности могут организовывать игровые конкурсы типа «КВН», где команды соревнуются, представляя жюри «телепрограммы новостей», «репортажи» с «места событий» и т.д.

В результате «театрализовано-ситуативные» задания, как и «литературно-имитационные», помогают формировать следующие качества, отвечающие тем или иным показателям художественного развития личности: знания основных этапов процесса создания медиатекстов, функций авторов произведений медиакультуры, азов специфики их работы в плане выражения своих мыслей, идей, ощущений в звукозрительных, пространственно-временных образах, в различных видах и жанрах («понятийный» показатель); эмоциональные, художественные мотивы контакта с медиа («мотивационный» показатель); творческие, художественные способности в сфере создания, пусть простейших, но зато собственных медиатекстов («креативный» показатель). При этом игровая форма проведения учебных занятий не сковывает фантазию, воображение, помогает проявиться индивидуальному творческому мышлению каждого учащегося.

Показателем эффективности выполнения «театрализовано-ситуативных» творческих заданий можно считать способность учащегося в игровой форме на собственном опыте практически освоить азы создания медиатекста.

«Театрализованно-ситуативные» творческие занятия

Методика проведения этих занятий основана на театрализованных этюдах, связанных с теми же понятиями и проблематикой, что и на этапе «литературно-имитационных» занятий. Оба этапа взаимно дополняют друг друга, развивают разные стороны креативных способностей аудитории.

По аналогии с последовательностью «литературно-имитационных» занятий аудитории предлагается:

-разыграть «актерскими» средствами различные варианты установки на восприятие (к примеру, вступительное слово ведущего видео/киноклуба);

-разыграть театрализованные этюды на тему объективных и субъективных условий медиавосприятия и т.д.

Разыгрывая данные этюды, можно имитировать шумное поведение аудитории во время просмотра, стрессовые ситуации, полученные зрителями накануне контакта с медиатекстом (крупный выигрыш в лотерею, отчисление из школы и т.д.), диалоги, споры нескольких представителей разных типов восприятия. Словом, в веселой, полупародийной форме глубже постигать особенности процесса восприятия произведений медиакультуры.

В целом же весь комплекс занятий по развитию медиавосприятия готовит аудиторию к следующему этапу - анализу медиатекстов.

III. Цикл творческих занятий, направленных на развитие у аудитории умения анализа медиатекстов.

«Театрализовано-ситуативные» творческие занятия:

-театрализованный этюд на тему «пресс-конференции» с «авторами» медиатекста («телеведущим», «сценаристом», «режиссером», «актерами», «оператором», «композитором», «художником», «звукооператором», «продюсером», «дизайнером» и др.); «журналисты» по ходу занятия задают заранее подготовленные вопросы, порой каверзные, «авторам», которые в свою очередь предварительно готовились к «защите» своего гипотетического (или действительно созданного в ходе предыдущих упражнений) детища - конкретного медиатекста и пр.;

-театрализованный этюд на тему интервью с «зарубежными деятелями медиакультуры» (с аналогичным распределением функций);

-театрализованный этюд на тему «международной встречи медиакритиков», которые осуждают различные аспекты, связанные с медиа, анализируют отдельные произведения и т.д.;

-«юридический» ролевой этюд, включающий процесс «расследования» преступлений главного отрицательного персонажа медиатекста, «суд» над авторами произведения медиакультуры;

-театрализованный этюд на тему рекламной компании в сфере медиа: конкурс «медиареклама» (вариант – «антиреклама»).

По сути дела, «театрализовано-ситуативные» творческие занятия дополняют и обогащают умения, приобретенные аудиторией во время «литературно-имитационных» игровых практических занятий. Помимо умений устного коллективного обсуждения, они способствуют раскрепощенности, общительности аудитории, делают речь учащихся более свободной, активизируют импровизационные способности.

К недостаткам некоторых «театрализовано-ситуативных» занятий можно, вероятно, отнести достаточно длительный этап предварительной подготовки аудитории, которая требуется, чтобы войти в роль «авторов», «журналистов» и т.д.

Тема: Технология проведения "изобразительно-имитационных" медиаобразовательных занятий (2 часа)

1. Цикл изобразительно-имитационных творческих занятий для овладения аудиторией креативными умениями на материале медиа с помощью эвристических, игровых форм и технических средств.

2. Цикл изобразительно-имитационных творческих занятий, направленных на развитие у аудитории полноценного восприятия медиатекстов

3. Цикл изобразительно-имитационных творческих занятий, направленных на развитие у аудитории умения анализа медиатекстов.

Литература:

Баженова Л.М. Наш друг экран. Пособие для учащихся общеобразовательных школ. (1-4 классов). Вып. 1,2.- М.: Пассим, 1995. - 77 с. + 74 с.

Баранов О.А. Кино во внеклассной работе в школе. - М., 1980. - 48 с.

Баранов О.А. Экран становится другом. - М., 1979. - 96 с.

Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. Учебное пособие для среднего школьного возра­ста по предмету "Основы экранной культуры". - М., 1994.

Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры. — Омск, 2000.- 91 с.

Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. Учебное пособие для среднего и старшего школьного возраста. - М.: ЗУК-Аргус, 1994. - 64 с.

Бондаренко Е.А., Журин, А.А. Состояние медиаобразования в мире//Педагогика. -2002. - № 3. - С. 88-98.

Вайсфельд И.В., Демин В.П., Михалкович В.И., Соболев Р.П. Встречи с X музой: Беседы о киноискусстве. Книга для учащихся старших классов. В 2-х т. - М.: Просвещение, 1981. Т.1. - 223 с. Т.2. - 175 с.

Возчиков В.А. Введение в Медиаобразование. Учебное пособие. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. - 64с.

Возчиков В.А. Медиаобразование в педагогическом вузе. Методические рекомендации. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. - 25 с.

Гура В.В. Проблема разработки педагогических целей при проектировании медиаобразовательной среды//Известия Южного отделения Российской академии образования. Вып. III. - Ростов, 2001. - С. 139-142.

Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика: Материалы российс­ко-французского семинара/Под ред. А.В.Шарикова — М.: ЮНПРЕСС, 1994. — 77 с.

Дидактические основы применения экранно-звуковых средств в школе/Под ред. Л.П.Прессмана. - М.: Педагогика, 1987. - 152 с.

Дистанционное обучение/Под ред. Е.С.Полат. - М., 1998. - 192 с.

Зазнобина Л. С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьны­ми дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1998.- N З.-С. 26-34.

Интернет в гуманитарном образовании/ Под. ред. Е.С.Полат. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 272с.

Компьютерные телекоммуникации — школе/Под ред. Е.С.Полат. — М., 1995. — 168 с.

Короченский А. П. "Пятая власть"? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. - Ростов, 2002. — 272 с.

Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент/Под ред. А.В.Федорова. — М.: Изд-во Гос. ун-та управления, 2002. — 80 с.

Медиаобразование, интегрированное с базовым/Под ред. Л.С.Зазнобиной.- М., 1999. — 173 с.

Медиаобразование/Под ред. Л.С. Зазнобиной.- М., 1996.- 80 с.

Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе. — Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 1999. - 147 с.

Мультимедиа в школе/Ред. Л.П.Прессман. - Москва-Калуга, 1994.

Нечай О.Ф. Основы киноискусства. - М.: Просвещение, 1989. - 288 с.

Новикова А.А. Медиаобразование в англоязычных странах//Педагогика. — 2001. - № 5. - С. 87-91.

Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции // Педагогика. — 2000. - № 3. - С. 68-75.

Новые педагогические технологии и компьютерные телекоммуникации в системе образования/Под ред. Е.С.Полат. - М., 1998.

Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987. - 176 с.

Пензин С.Н. Кинообразование в университете//Вестник Воронежского государственного университета. - 2001. - № 1. - С. 70-73. Пензин С.Н. Уроки кино. - М.: Изд-во ВБПК, 1986. - 66 с.

Прессман Л.П. Основы методики применения экранно-звуковых средств в школе. – М.: Просвещение, 1979.

Прессман Л.П. Школьный радиоузел. — М.: Педагогика, 1972.

Проблемы кинообразования в вузе и в школе/Отв. Ред. С.М.Одинцова. - Курган: Изд-во Курган, гос. ун-та, 1997. - 64 с.

Рабинович Ю.М. Кино как средство воспитания школьников (опыт создания системы)/ /Кино: прокат, реклама, методика, практика. М., 1986.

Спичкин А.В. Что такое Медиаобразование. — Курган, 1999. — 114с.

Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. - М.: ЗУК-Аргус, 1995. - 224 с.

Усов Ю.Н. Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным видам искусства//Искусство в школе. - № б. — 2000. — С.3-6.

Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. - М., 1993. - 90 с.

Усов Ю.Н. Экранные искусства — новый вид мышления// Искусство и образование. — 2000. - № 3. - С 48-69.

Федоров А.В. "За" и "против": Кино и школа. —М.: ВБПК, 1987.—66 с.

Федоров А.В. Видеоспор: Кино - видео - молодежь. - Ростов, 1990.

Федоров А.В. Киноискусство и художественное образование//Педагогика. - 2002.-№ 2. - С. 21-26.

Федоров А.В. Медиаобразование в Бельгии//Педагогика. — 2002. - № 1. — С. 97-99.

I. Цикл изобразительно-имитационных творческих занятий для овладения аудиторией креативными умениями на материале медиа с помощью эвристических, игровых форм и технических средств.

Методика выполнения этих творческих занятий также рассчитана на игровые, ролевые возможности педагогического процесса. В полном соответствии с логикой этапов создания и выпуска в свет реальных произведений медиакультуры (после работы над минисценариями и «монтажно-тонировочного периода») аудитория подходит к фазе, когда готовые медиатексты надо рекламировать, «продавать» на «рынке», «прокатывать» и т.д.

Этим целям и подчиняются конкретные творческие задания, развивающие воображение, фантазию, ассоциативное мышление, невербальное восприятие аудитории:

-создание рекламных афиш собственного медиатекста (вариант: афиши к профессиональным медиатекстам) с помощью фотоколлажа с дорисовками, либо основанных на оригинальных собственных рисунках;

-создание рисунков и коллажей на тему российских и зарубежных произведений медиакультуры;

-создание рисованных «комиксов» по мотивам тех или иных медиатекстов, рассчитанных на определенную возрастную аудиторию.

После выполнения вышеупомянутых творческих заданий проводится конкурс афиш, коллажей, рисунков, комиксов - обсуждаются их достоинства и недостатки, авторы творческих работ имеют возможность публичной защиты своих произведений, отвечают на вопросы педагога и аудитории и т.д.

Основной показатель выполнения задания: умение учащегося в невербальной форме передать свои впечатления от просмотра произведений медиакультуры.

Знания и креативные умения, полученные аудиторией при освоении вводного, практического этапа, подготавливавшего их к занятиям, развивавшим восприятие медиатекстов, созданных профессионалами, способствовали благотворному осуществлению учебного процесса в рамках спецкурса.

Игровые формы проведения занятий логически продолжают предыдущие. Предлагаются следующие варианты игровых заданий:

1) литературно-имитационные, в ходе которых аудитория должна написать:

-аннотации и сценарии рекламных медиатекстов (или «антирекламы», направленной на высмеивание недостатков медиатекста);

-свои варианты «улучшения качества» тех или иных известных медиатекстов: какие изменения можно внести в дизайн и макет интернетного сайта, журнала, газеты, каких актеров/ведущих взяли бы на главные роли в фильме или телепередаче, что изменили бы в сюжете конкретного медиатекста (изъятия, дополнения и пр.).

Выполняя эти задания, аудитория в игровой форме готовится к более серьезному проблемному анализу медиатекстов. Естественно, что все вышеуказанные работы коллективно обсуждаются, сравниваются. Большинство заданий выполняется на «конкурсной» основе, с последующим определением лучшей работы и т.д. Показатели выполнения заданий: умение в игровой форме рассказать о наиболее привлекательных, зрелищных аспектах медиатекстов (реклама), представить логически и художественно убедительный вариант замены отдельных компонентов медиатекста.

III. Цикл изобразительно-имитационных творческих занятий, направленных на развитие у аудитории умения анализа медиатекстов.

Технология выполнения "изобразительно-имитационных" твор­ческих заданий, развивающих воображение, фантазию, ассоциатив­ное мышление, невербальное восприятие, с использованием игро­вых, ролевых возможностей педагогического процесса. Обоснова­ние логики выполнения такого рода заданий (соответствующей ло­гике этапов создания и выпуска в свет реальных произведений ме­диакультуры: после работы над "заявками", "сценариями" и прак­тического воплощения своих медиапроектов аудитория подходит к фазе, когда готовые медиатексты надо рекламировать, "продавать" на "рынке", "прокатывать" и т.д.). Типы творческих "изобрази­тельно-имитационных" заданий: создание рекламных афиш соб­ственного медиатекста (вариант: афиши к профессиональным ме-диатекстам) с помощью фотоколлажа с дорисовками, либо осно­ванных на оригинальных собственных рисунках; создание рисунков и коллажей на тему российских и зарубежных произведений меди­акультуры; создание рисованных "комиксов" по мотивам тех или иных медиатекстов, рассчитанных на определенную возрастную ауди­торию.

Литература:

Баженова Л.М. Наш друг экран. Пособие для учащихся общеобразовательных школ. (1-4 классов). Вып. 1,2.- М.: Пассим, 1995. - 77 с. + 74 с.

Баранов О.А. Кино во внеклассной работе в школе. - М., 1980. - 48 с.

Баранов О.А. Экран становится другом. - М., 1979. - 96 с.

Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. Учебное пособие для среднего школьного возра­ста по предмету "Основы экранной культуры". - М., 1994.

Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры. — Омск, 2000.- 91 с.

Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. Учебное пособие для среднего и старшего школьного возраста. - М.: ЗУК-Аргус, 1994. - 64 с.

Бондаренко Е.А., Журин, А.А. Состояние медиаобразования в мире//Педагогика. -2002. - № 3. - С. 88-98.

Вайсфельд И.В., Демин В.П., Михалкович В.И., Соболев Р.П. Встречи с X музой: Беседы о киноискусстве. Книга для учащихся старших классов. В 2-х т. - М.: Просвещение, 1981. Т.1. - 223 с. Т.2. - 175 с.

Возчиков В.А. Введение в Медиаобразование. Учебное пособие. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. - 64с.

Возчиков В.А. Медиаобразование в педагогическом вузе. Методические рекомендации. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. - 25 с.

Гура В.В. Проблема разработки педагогических целей при проектировании медиаобразовательной среды//Известия Южного отделения Российской академии образования. Вып. III. - Ростов, 2001. - С. 139-142.

Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика: Материалы российс­ко-французского семинара/Под ред. А.В.Шарикова — М.: ЮНПРЕСС, 1994. — 77 с.

Дидактические основы применения экранно-звуковых средств в школе/Под ред. Л.П.Прессмана. - М.: Педагогика, 1987. - 152 с.

Дистанционное обучение/Под ред. Е.С.Полат. - М., 1998. - 192 с.

Зазнобина Л. С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьны­ми дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1998.- N З.-С. 26-34.

Интернет в гуманитарном образовании/ Под. ред. Е.С.Полат. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 272с.

Компьютерные телекоммуникации — школе/Под ред. Е.С.Полат. — М., 1995. — 168 с.

Короченский А. П. "Пятая власть"? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. - Ростов, 2002. — 272 с.

Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент/Под ред. А.В.Федорова. — М.: Изд-во Гос. ун-та управления, 2002. — 80 с.

Медиаобразование, интегрированное с базовым/Под ред. Л.С.Зазнобиной.- М., 1999. — 173 с.

Медиаобразование/Под ред. Л.С. Зазнобиной.- М., 1996.- 80 с.

Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе. — Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 1999. - 147 с.

Мультимедиа в школе/Ред. Л.П.Прессман. - Москва-Калуга, 1994.

Нечай О.Ф. Основы киноискусства. - М.: Просвещение, 1989. - 288 с.

Новикова А.А. Медиаобразование в англоязычных странах//Педагогика. — 2001. - № 5. - С. 87-91.

Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции // Педагогика. — 2000. - № 3. - С. 68-75.

Новые педагогические технологии и компьютерные телекоммуникации в системе образования/Под ред. Е.С.Полат. - М., 1998.

Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987. - 176 с.

Пензин С.Н. Кинообразование в университете//Вестник Воронежского государственного университета. - 2001. - № 1. - С. 70-73. Пензин С.Н. Уроки кино. - М.: Изд-во ВБПК, 1986. - 66 с.

Прессман Л.П. Основы методики применения экранно-звуковых средств в школе. – М.: Просвещение, 1979.

Прессман Л.П. Школьный радиоузел. — М.: Педагогика, 1972.

Проблемы кинообразования в вузе и в школе/Отв. Ред. С.М.Одинцова. - Курган: Изд-во Курган, гос. ун-та, 1997. - 64 с.

Рабинович Ю.М. Кино как средство воспитания школьников (опыт создания системы)/ /Кино: прокат, реклама, методика, практика. М., 1986.

Спичкин А.В. Что такое Медиаобразование. — Курган, 1999. — 114с.

Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. - М.: ЗУК-Аргус, 1995. - 224 с.

Усов Ю.Н. Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным видам искусства//Искусство в школе. - № б. — 2000. — С.3-6.

Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. - М., 1993. - 90 с.

Усов Ю.Н. Экранные искусства — новый вид мышления// Искусство и образование. — 2000. - № 3. - С 48-69.

Федоров А.В. "За" и "против": Кино и школа. —М.: ВБПК, 1987.—66 с.

Федоров А.В. Видеоспор: Кино - видео - молодежь. - Ростов, 1990.

Федоров А.В. Киноискусство и художественное образование//Педагогика. - 2002.-№ 2. - С. 21-26.

Федоров А.В. Медиаобразование в Бельгии//Педагогика. — 2002. - № 1. — С. 97-99.

Технология организации и проведения медиаобразователь­ных занятий, интегрированных в дисциплины обязательного цикла (таких как история, литература, география, биология, экология, музы­ка, мировая художественная культура и т.д.). Цели и задачи такого рода занятий. Возможности использования ролевых игр» эвристи­ческих и проблемных подходов.

В России проблемами интеграции медиаобразования в школьные дисциплины занимается лаборатория Л.С.Зазнобиной, а после ее кончины А.А.Журина. Наряду с положительными моментами данной теории и ее безусловной эффективности, необходимо отметить и недоработки. Так, отсутствие в концептуальной основе культурологической и эстетической теорий является «упущением», так как не отражает методологическую основу, на которой, собственно, и базируется медиаобразование – диалог культур М.М.Бахтина – В.С.Библера. Но даже если не рассматривать методологию медиаобразования, а признать, что оно не автономная единица, а часть общего образования, то ему уже присущи эстетическая, культурологическая направленности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: