Следует выдерживать смысловую, стилистическую, интонационную цельность найденных монтажных приемов, стремясь к эстетической завершенности текста (Лазутина Г.В)

Композиция предполагает:

- ввод в проблему,

- обозначение подтемы,

- предъявление оценок и аргументов

- практическую постановку вопроса.

Они представляют собой детализированный подбор, формирование, группировку и распределение элементов внутренних структур.

Композиция как содержательная форма обуславливается и закономерностями изображаемой действительности, и мировоззрением, художественным методом и конкретными эстетическими, в частности жанровыми задачами, поставленными журналистом в своем произведении.

Внутренняя композиция – это система образов, характеров (сюжет – для художественной литературы, для публицистики – соотношение фактов, логика развертывания текста).

Внешняя композиция – расчленение непрерывного текста на композиционные единицы. С ней связана концептуальная информация: переход от одной подтемы к другой выражает значимость таковой (переход происходит от более важных к менее важным подтемам).

Именно содержание диктует форму.

Содержание – сущность, выражающая себя через движение смыслов, соответствующих подтемам, различаемым в предмете отображения.

А.А. Тертычный выделяет несколько наиболее типичных видов композиции:

1) Антикульминационное построение аргументации.

В этом случае наиболее сильный аргумент располагается в начале текста, а наиболее слабый – в конце. Другие аргументы по мере уменьшения их силы располагаются один за другим от начала текста к его концу.

Антикульминационное построение считается наиболее эффективным в том случае, когда аудитория не очень заинтересована в предмете сообщения. Предъявление ей наиболее сильного аргумента помогает привлечь внимание к тексту.

2) Кульминационное расположение аргументации. При данной схеме в начале текста располагается наиболее слабый аргумент, за ним по мере возрастания силы приводятся другие аргументы. В конце текста дается наиболее сильный аргумент.

Кульминационное построение предпочтительнее в публикациях, адресованных аудитории, заинтересованной в предмете сообщения. Она прочитает материал с нарастающим вниманием. Если же сразу познакомить с сильным аргументом, то по мере чтения интерес к тексту будет снижаться, он может разочаровать читателя.

3) Пирамидальное расположение аргументации. В этом случае наиболее сильный аргумент расположен в середине текста. В начале и в конце его располагаются аргументы меньшей силы. Такое построение уместно в публикациях, небольших по объему, поскольку сильный аргумент достаточно легко замечается в данном случае читателем.

4) Кольцевое расположение аргументации.

Данное построение предусматривает расположение сильного аргумента в начале текста и примерно такого же по силе – в конце. В середине текста – наиболее слабые аргументы.

Архитектоника – соразмерность частей, оправданность сочетания различных формообразующих элементов с целью достижения гармонии.

Архитектоника в современном языке обозначает построение литературного произведения как единого целого, взаимосвязь основных составляющих его частей и элементов. Это понятие отражает уровень искусства построения, соотношения элементов в системе с позиции эстетического значения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: