Сто великих городов мира 9 страница

романо-византийское происхождение, эта базилика органично вписалась в

парижский пейзаж: ее большой купол, подобный снежной вершине, и четыре

малых видны из многих точек города.

А слева от площади кипит другая жизнь, навечно вобравшая в себя

художнический дух Монмартра. На площади Тертр, некогда тихой и

задумчивой, сейчас целый день шумит красочная людская круговерть. Здесь и

сидящие с мольбертами художники, и многочисленные туристы со всех

концов света. Непередаваемое очарование царит в этом столпотворении

вокруг усердно сосредоточенных живописцев, которые сидят на таких же

складных стульчиках и креслицах, какие были и сто лет назад. Весь Монмартр

до сих пор пронизан духом славного прошлого — духом «свободной земли

свободных художников», где бывали О. Домье, О. Ренуар, К. Моне, М. Утрилло

и многие другие, кто рисовал свою первую любовь — Париж.

После Первой мировой войны свободные художники перекочевали на

Монпарнас. Это квартал аристократической богемы — писателей, поэтов и

художников, которые в свое время группировались в прославленных кафе

«Купол» и «Ротонда». А в «Мулен Руж» («Красной мельнице»), например,

много времени проводил А. де Тулуз-Лотрек. Не жалея себя, он схватывал

кончиком кисти причудливые образы ночной жизни старого доброго кабаре,

легкие движения танцоров, их торжество на сцене и личные драмы в жизни.

Не признанные официальным искусством, артисты кабаре «Мулен Руж»

достигли своего настоящего величия на афишах А. де Тулуз-Лотрека.

В 1977 году на старой улице Бобур был открыт Национальный центр искусства

и культуры имени Жоржа Помпиду. В нем разместились картинная галерея

современного искусства, выставочные залы, богатая библиотека, коллекция

диапозитивов, собрание грамзаписей: каждый посетитель может

соприкоснуться здесь с наукой, искусством и культурой, но по поводу самого

здания развернулись бурные споры. На конкурс был подан 681 проект, но

первое место заняли не французы. Жюри конкурса назвало победителями

итальянца Р. Пьяно и англичанина Р. Роджерса, по проекту которых в

старинный парижский квартал вписалось здание высотой 50, длиной — 150 и

шириной — 50 метров.

Необычный вид Бобура снискал ему много названий: «ангар искусств»,

«супермагазин культурного самообслуживания», «предприятие по

переработке культуры». На первый взгляд Бобур действительно напоминает

то ли стройку, с которой не сняли леса, то ли промышленное предприятие с

выведенными наружу лестницами, эскалаторами, переходами,

вентиляционными трубами и т.д. Через месяц после открытия Бобура

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

художник Б. Лоржу вместе с другими представителями культуры начал сбор

подписей против этого музея. Он утверждал, что создатели здания вступают

на путь тех музеев, где вместо произведений искусства выставляются кучи

угля и отбросы. Но были и другие мнения, и прежде всего — это огромные

очереди у входа в Бобур. Сам архитектор Р. Пьяно сравнивал здание с чем-то

вроде космического корабля и говорил: «То, что было сооружено,

предназначено не для той культуры, которая существует сейчас, а для той,

какая будет через несколько десятилетий».

Париж непостижим, о нем нельзя рассказать даже тысячной доли. Вот

незабываемо красивая улица Елисейские поля, которые точнее следовало бы

назвать Элизейскими. Королю Людовику XIV понравилось название из

греческой мифологии «Элезиум» — место, где чистые души праведников

обретали блаженство.

Знаменитая площадь Согласия еще в XVI веке располагалась за городом, а

план ее был намечен лишь при короле Людовике XVI, имя которого она и

носила первоначально. На площади стояла и конная статуя короля, про

которую говорили: «Он здесь, как в Версале, без сердца и внутренностей». В

1792 году восставшие парижане свалили (эту статую, а площадь

переименовали в Революционную. Через год здесь были казнены король

Людовик XVI и Мария-Антуанетта. Когда королеву в телеге везли на казнь, ее

зарисовал из окна своей комнатушки молодой художник, тогда еще никому не

известный. Потом он стал всемирно известным Давидом, а кусок картона с

наброском головы, которая через час скатилась с плеч, теперь находится где-

то в Америке. На этой площади были казнены Робеспьер, Дантон и другие

революционеры: за два года террора — около 2800 человек. Когда потоки

крови и братоубийства прекратились, ы октябре 1795 года площади было дано

ее нынешнее название. На площади Согласия после побед 1812—1813 годов

бивуаком стояли русские казаки, и ими очень интересовались многие

парижанки...

Русский Париж! Это прежде всего мост Александра III, построенный на

русские деньги. Кроме того, российский император сам положил первый

камень в его основание. С одной стороны моста расположено литое

изображение каравеллы, с другой — изображение двуглавого орла.

Об истории улиц с русскими названиями мало кто знает. Вот, например, от

высокой серой башни на площади Шатле начинается Севастопольский

бульвар. Когда-то эта башня служила церковной колокольней, а теперь в ней

видны лишь щелевидные окна, перемежающиеся нишами, скульптурами и

башенками...

На Севастопольском бульваре находились скотобойни, рыбные, мясные и

сырные лавки «чрева Парижа». Главный парижский рынок — целый город,

который занимает огромный район недалеко от центра. Днем он спит, и

только уборщики расчищают бесконечные горы листьев, стружек, опилок,

досок от ящиков, бумажных и пластиковых пакетов. Но ночью!..

Ночью со всех концов Франции и из-за границы, сверля мглу яркими фарами,

мчатся по автострадам мощные рефрижераторы. Фрукты Ла-

О, ПАРИЖ!

зурного берега, устрицы Северного моря, вина Бордо и Бургундии, цветы из

Голландии, маслины из Испании, мясо, овощи, дичь, рыба — все это мчится в

Париж. Шум и оживление наполняют огромные крытые ангары, в подземельях

которых расположились холодильники.

К 6 часам утра рынок затихает, готовясь к торжественной минуте открытия. И

вот появляются первые покупатели-оптовики — представители крупнейших

ресторанов, продовольственных магазинов, хозяева «бистро». То, что

останется, разбирают домохозяйки, и к 10 часам утра рынок пуст — все

продано

Севастопольский бульвар — это не единственная в Париже улица с русским

названием. Туристы иногда думают, что названия эти увековечивают имена

крымских городов, сел и речушек, на самом деле они названы в честь побед

Франции в Крымскую войну 1853—1856 годов: так Наполеон III отмечал свои

ратные завоевания.

Своим прекрасным, чисто русским видом пленяет каждого церковь Святого

Сергия Радонежского Она поставлена на кирпичное основание, но сама вся

деревянная, резная, словно северная русская изба. На парижской улице

Дарлю расположен православный собор Святого Александра Невского: в нем

по воскресеньям проходят службы и можно встретить потомков тех, кто после

Октября 1917 года оказался в Париже.

Многие люди во всем мире мечтают побывать в Париже, этот город

будоражит воображение даже больше, чем, например, Рим или Нью-Йорк.

Парижем восторгаются, в него устремляются, и каждый рассказывает

историю «своего» путешествия, потому что Париж, как сказал Э. Хемингуэй, —

это «праздник, который всегда с тобой».

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД КЁЛЬН

4 Экономическое значение Кёльна определилось довольно рано, уже к XI веку

город стал одним из крупных центров европейской торговли. В нем было

много рынков, в том числе и специализированных — мясных, рыбных,

овощных, хлеб-' ных и других. Купцы Кельна торговали со всей Европой —

Англией, Францией, Италией, Норвегией, Русью, имели свои

представительства во многих городах. Торговая палатка кельнских купцов в

Лондоне находилась под покровительством самой английской королевы.

Однако лицо средневекового Кёльна определяла не только торговля. Город

разрастался за счет своих пригородов, так что в X—XII веках его три раза

обносили стенами. Один английский монах, побывавший в Кельне в XI веке,

назвал его «центром Германии, городом первой величины» И в этом не было

никакого преувеличения, так как тогда в Кёльне проживало около 20 000

человек. Нужды горожан обслуживали ремесленники более 50 профессий:

гончары, кожевники, пекари, каретники, сапожники, мельники и т.д. Изделия

городских ювелиров и оружейников были известны по всей Германии и за ее

пределами.

Важное положение занимал Кельн и в политической системе Германии. Как

отмечает в своем исследовании Л.Н. Солодкова, еще в X веке кельнский

сеньор в лице архиепископа получил герцогский титул. Архиепископы Кёльна

с давних времен владели землями, виноградниками, солеварнями и

недвижимостью как в самом городе, так и в его окрестностях. Вместе с

герцогским

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД КЕЛЬН

титулом они получили еще и право оставлять в своей казне две трети доходов

от рынков, судопроизводства и монетного двора, собирали дорожные

пошлины со всех въезжающих в Кельн и выезжающих из него, за провоз

товаров по Рейну, рыночные пошлины с продуктов и товаров первой

необходимости и т.д. Таким образом, все, что можно было извлечь из

городского хозяйства, присваивал себе сеньор-архиепископ

Естественно, что население города не могло мириться с таким положением и

часто бунтовало. В 1074 году оно подняло восстание против архиепископа

Ганнона И, причем в нем впервые приняла участие и городская знать —

«почтеннейшие, первейшие граждане». Поводом к восстанию послужило

приказание архиепископа раздобыть для его гостя, мюнстерского епископа,

подходящий корабль. Слуги архиепископа захватили корабль одного купца и

выкинули с него все товары. Потом, как это водится, завязалась драка между

людьми епископа и купеческим сыном и его товарищами.

Весть об этом случае быстро разнеслась по городу, возмущенные горожане

окружили епископский дворец, стали бросать в него камни и грозить

оружием. Архиепископ вынужден был сначала скрыться в соборе, а потом

ночью тайно бежать из города. Через какое-то время кельнский архиепископ

жестоко расправился с горожанами: шестистам богатым купцам удалось

бежать из города, но вызванное войско разрушило их дома и разграбило

город. Некоторые из зачинщиков были ослеплены, других высекли розгами,

Ганнон II наложил на горожан огромный штраф и отлучил их от церкви. В

результате подавления восстания Кельн был доведен почти до полного

запустения.

Но к XII веку горожане добились для Кельна вольностей, которые закрепили

их право иметь своих представителей в органах государственного

управления. Интересы кёльнцев выражали, конечно, наиболее богатые

горожане, то есть купцы, причем наиболее знатные из них. Поэтому и

появилась в Кельне примерно в середине XII века необыкновенная корпорация

«Цех богатых». Через несколько десятилетий эта корпорация забирает в свои

руки контроль над деятельностью ремесленных цехов, фактически устранив

архиепископа от управления цехами и вмешательства в свои собственные

дела.

Однако средневековая жизнь Кельна сводилась не только к борьбе горожан

против сеньора-архиепископа. Издавна незаурядным, своеобычным и

красочным событием был в Кельне карнавал, за что город часто называли

«северной Венецией». Страсть кельнцев к шумным гуляньям идет еще от

древних римлян с их сатурналиями — праздниками в честь Сатурна. Ведь

именно Кельн в начале нового летоисчисления стал столицей Нижней

Германии и назывался Colonia Claudia Ага Agnppinensium — в честь своей

знаменитой уроженки Агриппины-младшей (супруги императора Клавдия и

матери Нерона).

К чувственной римской радости добавились тевтонская тяжеловесность,

языческая страсть к переодеваниям в звериные шкуры, что впоследствии

часто вызывало неудовольствие церкви. Правда, она действовала и кнутом

(вплоть до жестоких штрафов и даже заключения ослушников в тюрьму), и

пряником, смотря иной раз сквозь пальцы на такие, например, еретические

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

действа, как избрание «папы дураков». В знаменитом Кёльнском соборе19 и

по сей день подлокотники кресел на хорах сохраняют резные изображения

шутовских рож.

В 1794 году, когда Кёльн был оккупирован войсками революционной Франции,

по городу был расклеен приказ, подписанный генералом Дарье:

«Злоумышленники, которые... принимают любую окраску и используют всякую

возможность, дабы нарушить общественный покой и порядок, безусловно, не

упустят того, чтобы воспользоваться карнавалом для разжигания смуты». И

генерал запретил «надевать всякие маски и бегать туда-сюда по улицам, в

одиночку либо группами». Шесть лет понадобилось французам, чтобы

убедиться в безобидности кёльнских ряженых, и только в 1800 году запрет на

проведение карнавалов был снят. Хронист Г.Т. Фабер так описывал карнавал

1800 года: «Артистами становились люди всех возрастов и сословий, а сценой

— весь город. Невероятных размеров парики из пакли и льна, чудовищные

носы, размалеванные всеми цветами и усеянные сотнями бородавок; там

маски гермафродитов, под которыми не угадаешь ни пола, ни сословия, ни

отечества».

В 1815 году Кёльн утратил статус вольного города и подпал под власть

Пруссии, правители которой тоже омрачали жизнерадостность его жителей.

Но в 1823 году была создана специальная «Праздничная комиссия», которая и

ввела веселый нрав кёльнцев в строгие организационные рамки. С того

времени это веселое торжество не проводилось в городе только шесть раз —

во время и после Второй мировой войны, когда на месте прекрасного города

остались лишь руины.

Возрождение и самого Кёльна, и его карнавалов стало составной частью

«немецкого экономического чуда». Причина его отчасти заключается и в том,

что даже ежегодную подготовку к своему шутовскому маскараду кёльнцы ве-.

дут «со зверской серьезностью», как говорят они сами. Карнавальные

комитеты собираются заранее и обстоятельно — в 11 часов 11 минут 11 числа

11 месяца. Магического смысла в этом числе нет, однако с веселой

серьезностью кёльнцы стараются и под него подвести теоретическую базу.

Суть праздника, как они уверяют, это 11 «главных элементов», и первым из

них является жизнерадостность «келыие» (так на рейнском диалекте

называют себя жители Кёльна).

Конечно же, на время торжества из самых почетных горожан выбирается

«Принц карнавала». Однажды этого титула удостоился фабрикант Э. Цанали

— производитель знаменитой «кёльнской воды» (одеколона). Внешний облик

карнавального принца на протяжении многих десятилетий почти не

изменился. Его голову украшает «золотая корона с павлиньим пером»

(древний символ бессмертия), а грудь охвачена широкой золотой цепью. На

белоснежные одеяния, перетянутые сверкающим поясом, небрежно

наброшена княжеская мантия, подбитая горностаем. В правой руке «Принц

карнавала» держит скипетр, левой опирается на клинок, получивший славное

прозвище «клюки».

19 Подробнее о Кельнском соборе можно прочитать в книге «100 великих

чудес света».

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД КЕЛЬН

Более миллиона человек выходит на улицы Кёльна, и три дня,

предшествующие «пепельной среде» перед Великим постом, становятся

временем масленичной комедии. Карнавал в Кёльне стал такой же

достопримечательностью города, как и его всемирно известный собор — оба

воспетые великим Гёте. В специальном бюллетене «Праздничного комитета»

в феврале 1825 года было напечатано такое стихотворение поэта:

Возраст, как нам всем известно, —

Не спасенье дурака.

Но скажу я все же честно:

Для любого старика

Важно быть во граде Кельне,

Где соседом мудреца,

Вольно это иль невольно,

Ты увидишь и глупца...

КАМНИ ДРЕВНЕЙ ТИПАЗЫ

В 70 километрах к западу от алжирской столицы, у подножия горы Шенуа,

раскинулся уютный белый городок Типаза. Его название, если судить по

распространенной в африканской топонимике приставке «Ти», — берберского

происхождения. История города уходит далеко за пределы том времени,

когда название его появилось в древних хрониках, и кажется вечной, как море

и скалы. Так же, как и сейчас, ласкало солнце чудесный берег в тот день,

когда сюда причалили первые финикийские корабли. Сейчас уже трудно

установить, как встретил финикийцев берберский вождь, но они здесь

остались, и произошло это более 3000 лет назад.

Первые сообщения о Типазе появились в I веке нашей эры, когда она стала

колонией Рима. За век до этого под ударами римских легионеров пал гордый

город Карфаген, во владения поверженного врага вступил новый хозяин.

Славные солдаты требовали награды, ведь их так радовали чудесные бухты

Типазы! И они были щедро наделены землей в окрестностях этого древнего

города.

В 1949 году французские археологи откопали и расчистили в Типазе 200-

метровый отрезок дороги. Ровная, плотно замощенная лента шириной 14

метров оказалась почти не тронутой временем, поэтому ее даже не нужно

было реставрировать. Между плитами даже трава не пробивалась, так тесно

они уложены.

КАМНИ ДРЕВНЕЙ ТИПАЗЫ

За поворотом дороги находился нимфей — главный фонтан Типазы,

посвященный богиням воды. Сюда нес горную ледяную воду 3-этажный

акведук, отчасти сохранившийся в окрестностях города и до настоящего

времени. Чуть-чуть воображения, и можно представить, как между

голубоватыми колоннами, окаймлявшими полукруг искусственного водоема,

каскадами струится вода, растекаясь множеством ручейков по мраморным

желобам Воды было много, и ее хватало всем — и для нужд города, и для

орошения виноградников.

В Типазе римляне возвели театр — один из немногих в Северной Африке,

построенный в виде глубокой чаши. А неподалеку от него размещался

амфитеатр, на арене которого под рев толпы сражались и умирали римские

гладиаторы. Амфитеатр примыкал к главной улице античной Типазы,

окруженной соснами и эвкалиптами. Выщербленные ступени ведут к

каменным скамьям для зрителей, сохранились три первых ряда партера,

ложи, кулисы, орхестра и просцениум.

По древней улице Типазы, ведущей точно на север — к морю, можно пройти к

руинам патрицианских вилл, среди которых выделяется всемирно известная

«Вилла фресок». Улицу обступают колонны портиков — то широких и

монументальных, то узких и малозаметных...

А в стороне на холме можно увидеть развалины Капитолия с тремя алтарями,

поставленными в честь Юпитера, Юноны и Меркурия, и храмов, которые

обрамляли форум — мощеную площадь длиной 50 и шириной 25 метров.

Остатки фундаментов помогут представить курию — здание, где заседал

муниципальный совет, и трибуны для ораторов. Спустя три века после

завоевания Типазы римлянами город разросся настолько, что занял все

близлежащие равнины, и, как сообщают древнеримские источники, в нем

проживало около 20 000 человек.

Шло время, над языческой Типазой занималась заря христианства. Однако

путь первых христиан был долгим и трудным. Древнее предание повествует,

что молодая девушка по имени Сальса разрушила языческого идола, и тогда

языческая толпа сбросила ее в море. Но волны, не приняв жертвы, осторожно

вынесли девушку на берег. Церковь канонизировала Сальсу, и с тех пор у

христиан Типазы появилась своя святая покровительница.

В IV веке над морем и городом поднялась величественная базилика, о которой

сейчас напоминают лишь остатки чудесных мозаичных полов и обломки

колонн, разделявших 9 нефов храма. У купели храма совершал обряд

крещения епископ Александр, который заслужил уважение прихожан тем, что

увековечил память первого епископа Типазы и восьми его сподвижников,

построив на старом кладбище прекрасную капеллу. Девять резных

саркофагов образуют круг на мраморном возвышении.

В 484 году король вандалов Хунерик ворвался в город и устроил там

страшную резню, но христиане не отвернулись от своей религии. Часть Их

бежала в Испанию, а каждому из оставшихся король приказал отрезать язык и

правую руку.

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

Много горя и крови видела Типаза, и потому пришедшие сюда в VI веке

византийцы постарались защитить город каменной стеной и сторожевыми

башнями. Одна из таких башен и поныне высится над морем. И все эти

древние руины покрыты цветами: сквозь зелень и серые камни пробиваются

нежно-лиловые ирисы, розы, герань, жимолость и желтые левкои...

Двадцатый век тоже оставил в Типазе свой след: на скале стоит мраморная

часовня в честь Альбера Камю, автора знаменитого романа «Чума», а также

прекрасных страниц о любимой им Типазе. Вот как описывал свои

впечатления от Типазы французский писатель:

Весной в Типазе обитают боги, и боги беседуют друг с другом на языке

солнца, запаха полыни... моря, одетого в серебряную броню, чистого синего

неба, руин, утопающих в цветах, и света, кипящего на грудах камней. Порою

солнце слепит так, что все вокруг кажется черным. Глаза тщетно пытаются

уловить что-нибудь, кроме капель света и цвета, дрожащих на краю ресниц.

Терпкий запах душистых растений, которыми пропитан этот знойный воздух,

перехватывает горло.. ¦>

Типаза пережила немало землетрясений, и каждое из них было бедой не

только для жителей, но и для древних построек. Выполняя

правительственную программу восстановления этих исторических

памятников, местные власти стараются сберечь выщербленный римский

мрамор, а рука мусульманина-каменщика добросовестно заделывает трещины

в крестильной купели.

ЖЕНЕВА СТАРАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ

Женева расположилась на берегу Женевского озера, которое сами

швейцарцы называют Леманом. Женевское озеро - самое большое и самое

красивое из всех швейцарских озер: оно имеет форму месяца, рога которого

направлены к югу. Вода Лемана пленяет взор своим нежно-голубом цветом,

она настолько чиста и прозрачна, что на небольшой глубине можно отчетливо

различить предметы, лежащие на его дне Близость к югу и зеленые холмы и

горы, за которыми возвышаются снежные вершины, наделили Женеву мягким

кли-матом. Поэтому даже летом, когда жарко печет солнце, в городе бывает

прохладно от свежего ветра, дующего с гор. Красота Женевского озера и его

берегов воспеты многими известными поэтами и писателями — Д. Байроном,

Вольтером, И.В. Гете; А. Дюма сравнивал Леман с Неаполитанским заливом,

Ж.Ж. Руссо сделал озеро главным местом действия некоторых сцен романа

«Новая Элоиза». Вначале Женева представляла собой крепость, которая

находилась в зависимости у галльских племен. Примерно в 120 году до нашей

эры эти племена подчинились римлянам, а потом в районе современной

Женевы появились вышедшие в отставку римские легионеры, которые

получили здесь земли. Они построили ряд новых крепостей и укрепили

Женеву, защищавшую мост через Рону, который вел в страны, где жили еще

не покоренные Римом племена От этих времен сохранилось название одного

из районов Женевы — Колоньи, происшедшее от латинского «колонь» — мост.

Собор в Женеве

Первое упоминание о Женеве

содержится в «Записках о Галльской войне» Юлия Цезаря, где говорится об

этом мосте, разрушенном им в 58 году до нашей эры в сражении с гельветами:

римский полководец воспротивился массовому переселению гельветов,

перебиравшихся через Рону в районе Женевы. Шесть строчек из «Записок о

Галльской войне» высечены на камне, вделанном в стену

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

башни, расположенной на острове в центре Женевы. А на стене Старого

города выложена мозаика, изображающая вступление войск Юлия Цезаря в

Женеву.

Во времена римского владычества Женева процветала: здесь сходились

дороги на Лион, в долину Роны, на Базель и далее — в Южную Германию и

Фландрию. Римляне построили дороги и акведуки, постепенно вокруг

крепости стали появляться поселения, и маленький поселок со временем

превратился в город. Вторгшиеся в III веке на территорию Швейцарии

германские племена, а в следующем веке — бургундцы полностью стерли

следы римского пребывания. Около 400 года в Женеву проникает

христианство, в городе возникла первая христианская община и приступил к

исполнению обязанностей первый из известных науке епископов.

Женева всегда занимала довольно небольшую площадь, и город, стиснутый

кольцом крепостных стен, страдал от нехватки земли. Однако какой бы

небольшой ни была занимаемая Женевой территория, нехватка земли с

лихвой окупалась выгодным местоположением города, которое в средние

века давало ему большие преимущества. Поэтому в Женеве еще издавна

стали устраивать ярмарки, которые обычно приурочивались к большим

религиозным праздникам. В XI веке здесь шла бойкая торговля пшеницей,

которую везли из Ломбардии, французскими и фламандскими тканями,

английским сукном; на женевских ярмарках продавали холодное и

огнестрельное оружие, ювелирные изделия и драгоценные камни; из Испании

и Лангедока привозили лен, из России — меха и мед, из немецких городов —

металлическую посуду и оружие.

Ярмарки вызвали бурное развитие ремесел и в самой Женеве: в городе

появились мелкие мастерские сапожников, портных, оружейников,

перчаточников, художников, которые занимались росписью по дереву и тка?

ям. Женева с этого времени и сама стала вывозить свои товары в Италию,

Испанию, Францию и Фландрию. Доставка товаров в средние века была делом

сложным и хлопотным: тюки с грузом везли через горы на лошадях, поэтому в

одиночку купцы не ездили, а составляли большие караваны. Женевские

власти организовали почтовые станции, на которых меняли и кормили

лошадей, а также охрану таких караванов. Появились своего рода

транспортные компании — предприниматели, бравшиеся доставлять товар, и

первые страховые компании. А в XIV-XV веках возникли банки, например, в

Женеве имел свой филиал знаменитый итальянский банк Медичи.

Став центром международных ярмарок, Женева начала быстро богатеть, но с

началом эпохи Великих географических открытий женевские ярмарки стали

приходить в упадок. Старые торговые пути сместились, возникли новые;

кроме того, короли католических стран прервали связи с Женевой, которая к

XVI веку утвердилась как один из крупнейших религиозных и политических

центров, став «протестантским Римом». В это время многие европейские

страны были охвачены широким социально-политическим движением, которое

было названо Реформацией.

ЖЕНЕВА СТАРАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ

Крупнейшим феодальным собственником являлась католическая церковь, а

между тем зарождались уже новые, капиталистические, отношения; поэтому

борьба между феодалами и крепнувшей буржуазией обострялась. Однако

сокрушение феодализма было невозможно без сокрушения католической

церкви, именно против нее и была направлена борьба буржуазии, зачастую

принимавшая форму различных учений.

Реформаторское учение еще с XIV века начали распространять в Женеве

некоторые из немецких купцов. Потом пришли проповедники из Франции, и

первым деятелем Реформации в Женеве был француз Г. Фарель, который

организовал в городе первую публичную проповедь. В мае 1636 года народ

Женевы заявил о своей готовности жить «в соответствии со святым

евангельским законом и словом Божиим, в союзе и преклонении перед

правосудием отказаться от месс, идолов и всяких других папских

крайностей».

Через два месяца в Женеве появился молодой пикардиец Жан Кальвин,

который, не занимая никакого государственного поста, преобразовал

государство на теократической основе. Автор «Христианского закона» с этого

времени и до самой своей смерти в 1554 году стал фактически духовным и

светским правителем Женевы. В 1541 году Генеральный совет Женевы

утвердил составленные под его руководством «Церковные установления»,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: