Сто великих городов мира 7 страница

безделье таит в себе угрозу заговора против его власти. Стремясь обеспечить

население Афин работой, Писистрат развернул в городе большое

строительство. При нем на месте царского дворца Кекропа был возведен

Гекатомпедон, посвященный богине Афине. Греки так высоко почитали свою

покровительницу, что отпустили на волю всех рабов, участвовавших в

строительстве этого храма.

Центром Афин была Агора — рыночная площадь, где размещались не только

торговые лавки; это было сердце общественной жизни Афин, здесь

располагались залы для народных, военных и судебных собраний, храмы,

алтари и театры. Во времена Писистрата на Агоре были воздвигнуты храмы

Аполлона и Зевса Агорая, девятиструйный фонтан Эннеак-рунос и алтарь

Двенадцати богов, который служил прибежищем для странников

Строительство храма Зевса Олимпийского, начатое при Писистрате, затем по

многим причинам (военным, экономическим, политическим) было

приостановлено По преданию, место это с древних времен было центром, где

поклонялись Зевсу Олимпийскому и Земле. Первый храм здесь был устроен

еще Девкалионом — греческим Ноем, впоследствии здесь указывали гробницу

Девкалиона и трещину, в которую стекала вода после потопа. Каждый год, в

февральское новолуние, жители Афин бросали туда пшеничную муку,

смешанную с медом, как приношение усопшим.

Храм Зевса Олимпийского начал строиться в дорическом ордере, но ни

Писистрат, ни его сыновья не успели закончить его. Заготовленные для храма

строительные материалы в V веке до нашей эры стали исполь-

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

зовать для возведения городской стены. Возобновили строительство храма

(уже в коринфском ордене) при сирийском царе Антиохе IV Эпифане в 175

году до нашей эры. Тогда были построены святилище и колоннада, но из-за

смерти царя и на этот раз возведение храма не было завершено.

Разрушение недостроенного храма было начато римским завоевателем

Суллой, который в 86 году до нашей эры захватил и разграбил Афины. Он

вывез12 несколько колонн в Рим, где они украсили Капитолий. Лишь при

императоре Адриане было закончено строительство этого храма — одного из

самых больших сооружений античной Греции, по размерам своим

равнявшегося футбольному полю.

В открытом святилище храма возвышалась колоссальная статуя Зевса,

выполненная из золота и слоновой кости. Позади храма стояли четыре статуи

императора Адриана, кроме того, много статуй императора стояло в ограде

храма. Во время землетрясения 1852 года одна из колонн храма Зевса

Олимпийского рухнула, и сейчас она лежит, распавшись на составляющие ее

барабаны. К настоящему времени от 104 колонн, которые были самыми

большими в Европе, осталось только пятнадцать.

Ученые предполагают, что Писистратом (или при Писистратах) был заложен и

знаменитый Парфенон, впоследствии разрушенный персами. Во времена

Перикла этот храм отстроили заново на основании вдвое больше прежнего.

Парфенон воздвигли в 447—432 годах до нашей эры архитекторы Иктин и

Калликрат. С четырех сторон его окружали стройные колоннады, а между их

беломраморными стволами виднелись просветы голубого неба. Весь

пронизанный светом, Парфенон кажется легким и воздушным. На его белых

колоннах нет ярких рисунков, какие встречаются в египетских храмах. Только

продольные желобки (каннелюры) покрывают их сверху донизу, отчего храм

кажется выше и еще стройнее.

В скульптурном оформлении Парфенона участвовали самые извест--ные

греческие мастера, а художественным вдохновителем был Фидий — один из

величайших скульпторов всех времен. Ему принадлежат общая композиция и

разработка всего скульптурного декора, часть которого он выполнил сам. А в

глубине храма, окруженная с трех сторон двухъярусными колоннами,

горделиво высилась знаменитая статуя девы Афины, созданная

прославленным Фидием. Ее одежда, шлем и щит были сделаны из чистого

золота, а лицо и руки сияли белизной слоновой кости. Творение Фидия было

настолько совершенно, что правители Афин и иноземные властители не

решались возводить на Акрополе другие сооружения, чтобы не нарушать

общей гармонии. Парфенон и сегодня поражает удивительным

совершенством своих линий и пропорций: он похож на корабль, плывущий

через тысячелетия, и можно до бесконечности смотреть на его пронизанную

светом и воздухом колоннаду.

На Акрополе находился и храмовый ансамбль Эрехтейон с прославленным на

весь мир портиком кариатид: на южной стороне храма, у края стены, шесть

высеченных из мрамора девушек поддерживали перекрытие. Фигуры портика

— это, по сути, опоры, заменяющие столб или колонну, но они прекрасно

передают легкость и гибкость девичьих фи-

12 Впоследствии также поступали венецианцы и генуэзцы.

ДРЕВНИЕ АФИНЫ

гур. Турки, захватившие в свое время Афины и не допускавшие по своим

исламским законам изображений человека, уничтожать кариатид, однако, не

стали. Они ограничились лишь тем, что стесали лица девушек.

Единственным входом на Акрополь являются знаменитые Пропилеи —

монументальные ворота с колоннами в дорическом стиле и широкой

лестницей. По преданию, однако, есть и тайный вход на Акрополь —

подземный. Он начинается в одном из старых гротов, и 2500 лет назад по

нему уполз из Акрополя священный уж, когда армия персидского царя

Ксеркса напала на Грецию.

В античной Греции Пропилеями (буквальный перевод — «стоящие перед

воротами») называли торжественно оформленный вход на площадь, в

святилище или крепость. Пропилеи афинского Акрополя, сооруженные

архитектором Мнесиклом в 437—432 годах до нашей эры, считаются самым

совершенным, самым оригинальным и в то же время самым типичным

сооружением подобного рода архитектуры. В древности в обыденной речи

Пропилеи называли «Дворцом Фемистокла», позднее — «Арсеналом Ликурга».

После завоевания Афин турками в Пропилеях действительно был устроен

арсенал с пороховым погребом.

На высоком пьедестале бастиона, некогда охранявшего вход на Акрополь,

высится небольшой изящный храм богини победы Ники Аптерос, украшенный

невысокими барельефами с изображениями на темы греко-персидских войн.

Внутри храма была установлена позолоченная статуя богини, которая так

понравилась грекам, что они простодушно упросили скульптора не делать ей

крыльев, чтобы она не могла покинуть прекрасные Афины. Победа

непостоянна и перелетает от одного противника к другому, поэтому афиняне

и изобразили ее бескрылой, чтобы богиня не покинула город, одержавший

великую победу над персами

После Пропилеи афиняне выходили на главную площадь Акрополя, где их

встречала 9-метровая статуя Афины Промахос (Воительницы), также

созданная скульптором Фидием. Она была отлита из трофейного персидского

оружия, захваченного в битве при Марафоне. Пьедестал был высоким, и

позолоченный наконечник копья богини, сверкавший на солнце и видимый

далеко с моря, служил своеобразным маяком для мореплавателей.

Когда в 395 году Византийская империя отделилась от римской, Греция

оказалась в ее составе, и до 1453 года Афины входили в состав Византии.

Великие храмы Парфенон, Эрехтейон и другие были превращены в

христианские церкви. Вначале это нравилось и даже помогало афинянам,

новообращенным христианам, так как позволяло им совершать новые

религиозные ритуалы в привычной и знакомой обстановке. Но к X веку сильно

уменьшившееся население города стало неуютно чувствовать себя в

огромных величественных постройках прошлых времен, да и христианская

религия требовала другого художественно-эстетического оформления храмов

Поэтому в Афинах стали строить значительно меньшие по размерам

христианские церкви, к тому же совершенно другие по художественным

принципам. Самая старая церковь византийского стиля в Афинах — это

церковь Святого Никодима, построенная на развалинах римских терм.

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

В Афинах постоянно чувствуется и близость Востока, хотя трудно сказать

сразу, что именно придает городу восточный колорит. Может быть, это мулы и

ослики, запряженные в повозки, какие встречаются на улицах Стамбула,

Багдада и Каира? Или сохранившиеся кое-где минареты мечетей — немые

свидетели былого владычества Великой Порты? А может быть, наряд

гвардейцев, стоящих на страже у королевской резиденции — ярко-красные

фески, юбочки выше колен и войлочные туфли с загнутыми вверх носами? И

конечно, это древнейшая часть современных Афин — район Плака,

восходящий еще ко временам турецкого господства. Этот район сохранили в

том виде, в каком он существовал до 1833 года: узкие, не похожие друг на

друга улочки с небольшими домами старой архитектуры; лестницы,

соединяющие улицы, церквушки.. А над ними возвышаются величавые серые

скалы Акрополя, увенчанные мощной крепостной стеной и поросшие редкими

деревьями.

За небольшими домиками расположились римская Агора и так называемая

Башня ветров, которую в I веке до нашей эры подарил Афинам богатый

сирийский торговец Андроник. Башня ветров — это восьмигранное

сооружение высотой чуть больше 12 метров, грани его строго ориентированы

по сторонам света На скульптурном фризе Башни изображены ветры, дующие

каждый со своей стороны.

Башня была построена из белого мрамора, а наверху ее стоял медный Притон

с жезлом в руках: поворачиваясь по направлению ветра, он показывал жезлом

на одну из восьми сторон Башни, где в барельефах было изображено восемь

ветров. Например, Борей (северный ветер) изображался старцем в теплой

одежде и полусапожках, в руках он держит раковину, которая служит ему

вместо трубы. Зефир (западный весенний ветер) предстает босоногим

юношей, который из полы своей развевающейся мантии рассыпает цветы. Под

барельефами, изображающими ветры, на каждой стороне Башни помещены

солнечные часы, которые показывают не только время суток, но также оба

поворота солнца и равноденствие. А чтобы можно было узнать время в

пасмурную погоду, внутри Башни помещена клепсидра — водяные часы.

Во времена турецкой оккупации почему-то считалось, что в Башне ветров

похоронен философ Сократ. Где умер Сократ и где точно находится гробница

древнегреческого мыслителя — у древних писателей прочитать об этом

нельзя. Однако в народе сохранилось предание, указывающее на одну из

пещер, которая состоит из трех камер — частью естественных, частью

специально вырезанных в скале. Одна из крайних камер имеет еще особое

внутреннее отделение — наподобие низкого круглого каземата с отверстием

вверху, которое закрывается каменной плитой...

Нельзя в одной статье рассказать обо всех достопримечательностях Афин,

ибо каждый камень здесь дышит историей, каждый сантиметр земли

древнего города, на которую невозможно вступать без трепета, священен...

Недаром греки говорили: «Если ты не видел Афин, то ты — мул; а если видел и

не был восхищен, то ты — пень!»

СВЯТОЙ ГРАД ИЕРУСАЛИМ

'>. *.-

Иерусалим. Вид с Масличной горы

Иерусалим — святой город для многих миллионов жителей нашей планеты.

Первое упоминание о нем относится к середине II тысячелетия до нашей эры,

с тех пор Иерусалим входил в состав или становился столицей целого ряда

государств, в которых господствующими религиями были иудаизм,

христианство и ислам Это наложило определенный отпечаток и на

архитектуру всего города в целом, и на характер отдельных его святилищ.

По преданию, именно в Иерусалиме находится «Пуп земли» — на Храмовой

горе, с которой Господь Бог и начал творить земную твердь Храмовая гора

была тем местом, где Авраам готовился принести в жертву своего сына

Исаака, поэтому ее еще называют Мориа — «явление Божие».

В Библии об Иерусалиме впервые упоминается в «Книге Иисуса На-вина»

(10,1), где сказано, что Адониседек был царем Иерусалима, прежде чем

Израиль захватил его, и было это за 400 лет до того, как царь Давид

полностью завладел этим городом. Во второй «Книге Самуила» об этом

говорится так:

И пошел царь с воинствами своими в Иерусалим против Иевусеев, живших в

этой стране; и они сказали Давиду, ты не войдешь сюда, ибо даже слепые и

хромые отразят тебя... Но Давид взял крепость Сион... поселился в крепости, и

обстроил ее кругом от вала до середины.

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

Возможно, название городу дали хананеи, хотя город называли также и

Иевусом. Иерусалим был взят иудеями у иевусеев и предан огню, но не все

иевусеи были изгнаны из него Когда царь Давид начал царствовать над всеми

коленами Израиля, некоторые иевусеи поселились в районе укрепленного

Иерусалима. Эта крепость впоследствии была тоже взята, и Иерусалим стал

царским городом.

Сам град Давидов располагался на невысоком холме Офел. В ходе

археологических раскопок ученые установили, что город строился на

террасах, которые поддерживались мощными стенами. Остатки этих стен

толщиной около 2,5 метра были обнаружены археологами на восточном

склоне холма, кроме того, удалось раскопать остатки сооружений и зданий,

относящихся к эпохе иудейских царей (VIII—VII вв. до н. э)

На территории Города Давида находятся Силоамская купель и источник

Тихон, который известен также под названием «Фонтан Марии» (по

преданиям, Пресвятая Дева Мария приходила сюда стирать). От этого

источника в основном зависело водоснабжение древнего Иерусалима. К юго-

западу от «Фонтана Марии» находится Силоамский пруд, в котором Иисус

Христос исцелил человека, слепого от рождения. Сегодня над прудом высится

минарет мечети, построенной на развалинах древнего христианского храма.

При царе Соломоне Иерусалим, расположенный на холмистой и сильно

пересеченной местности, сильно разбогател, и в нем был построен Первый

иерусалимский храм. Храм был возведен по плану, данному для скинии

Моисеевой, только в больших размерах и с теми приспособлениями, какие

были необходимы в богатом и неподвижном святилище, поэтому он был

великолепнее скинии.

Вавилонский царь Навуходоносор в 589 году до нашей эры захватил

Иерусалим, сжег город и до основания разрушил Храм Соломона, а народ

иудейский был уведен в рабство. В разрушенном Иерусалиме остался пророк

Иеремия, плакавший на развалинах города, который он называл «столицей,

слывшей совершенством красоты и радостью всей земли» Только через 70

лет, при персидском царе Кире, иудеи возвратились в Иерусалим и положили

основание Второму иерусалимскому храму

Почтенный возраст Иерусалима приближается к 4000 годам, и за этот период

город пережил много превратностей судьбы К временам Иисуса Христа он

уже входил в состав Римской империи, а в период Иудейской войны, когда в

70 году уже новой эры иудеи подняли восстание, Иерусалим был разрушен

римлянами. В старинных хрониках записано об этом так: «Римский легат

прошел несколько шагов за плугом, запряженным волами, и этим

символическим жестом «закопал» город».

Долгое время город лежал в развалинах, и только в 136 году он был заново

отстроен императором Адрианом и назван «Элия Капитолина». Когда

император Константин принял христианство, он разрушил все языческие

капища в Иерусалиме, а в 326 году его мать, царица Елена, начала возводить

храм над Гробом Господним. Но храм этот простоял менее 300 лет: в 614 году

Иерусалим был захвачен и разграблен Персией, потом он перешел в руки

турок, в 1099 году его захватили крестоносцы, от кото-

СВЯТОЙ ГРАД ИЕРУСАЛИМ

рых его освободил султан Саладин Иерусалим пережил еще несколько осад,

пока в 1517 году не попал под влияние Османской империи.

Исторически Иерусалим состоит из Старого и Нового города. При разделе

Палестины в 1948 году к Израилю отошел в основном Новый город, который от

мусульманской части отделен массивной стеной. Старый Иерусалим —

музейный город' он остался таким, каким был много веков назад, и никогда не

подвергался реконструкции или перепланировке. Пройти сюда можно только

пешком: автомобили остаются у белоснежных ворот, за которыми тянутся

узкие улочки, сплошь застроенные маленькими лавочками.

В Старый город сегодня можно попасть через одни из семи действующих

ворот, например, через Шхемские, построенные в XVI веке на месте, где был

проход в стене, существовавшей еще во времена царя Ирода. Даже и сейчас в

основании стены у Шхемских ворот видны гигантские тесаные блоки,

оставшиеся от того времени. Эти ворота издавна считались отправной точкой

путешествий в Шхем и Дамаск, и потому их называют еще и Дамасскими.

Через эти ворота когда-то пришел в Иерусалим праотец Авраам, через них же

перед иудейской Пасхой въехал в город на ослице и Иисус Христос, принимая

восторженные приветствия народа иудейского.

Наибольшей популярностью у туристов пользуются Яффские ворота,

получившие свое название от начинавшейся у них дороги на Яффу. Построены

они были в середине XVI века, а в 1898 году для проезда германского

императора Вильгельма в них была пробита широкая брешь, оставшаяся с тех

пор незаделанной. Справа от Яффских ворот (с внутренней стороны)

расположилась так называемая «Цитадель Давида», но именуют ее так

больше в духе народных традиций В действительности оборонительные

сооружения на этом месте впервые были возведены во времена хасмонеев.

Впоследствии царь Ирод на фундаменте этого сооружения построил цитадель

для защиты царского дворца. Цитадель имела три башни, названные

Гиппикус, Фасаэль и Мариамна — по именам друга, брата и жены царя Ирода

Цитадель издавна являлась мощнейшим оборонительным сооружением

Старого города, в частности, именно она явилась единственным укреплением,

которое крестоносцы не смогли взять приступом. Но бурные века истории не

прошли для Цитадели бесследно, и от времен царя Ирода до нас дошли лишь

ее фундамент и нижняя часть башни Фасаэль.

Место, где стоит гробница царя Давида, находится вне стен Старого города.

По мнению некоторых исследователей, оно даже не является местом

достоверного захоронения царя Давида, однако многовековые народные

предания настаивают на том, что именно здесь похоронен прославленный

царь Израиля

Здание, в котором находится усыпальница царя Давида, увенчано минаретом

Это произошло в XVI веке, когда стоявший на этом месте христианский храм

был превращен турками в мечеть пророка Давида. На первом этаже здания

разместился просторный каменный саркофаг, накрытый бархатным

покрывалом На саркофаге в день празднования независи-

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

мости Израиля можно увидеть небольшие серебряные короны: число их

равняется числу лет существования современного государства Израиль.

Непосредственно от Цитадели начинается Армянский квартал Старого города.

Армяне обосновались в Иерусалиме в IV веке нашей эры, спасаясь от

преследований у себя на родине. В этом квартале разместился Армянский

монастырь, на территории которого находится Кафедральный собор Святого

Иакова — первого христианского епископа Иерусалима. Возведение собора

относится к XII веку, и потому он является памятником раннего христианского

зодчества.

Рядом с Кафедральным собором расположена резиденция армянского

патриарха, воздвигнутая в 1853 году. В этом же здании находится хранилище

древних манускриптов и бесценных реликвий, в числе которых и скипетр

последнего царя Армении.

Неподалеку от духовной семинарии находится церковь Масличного дерева —

дом жреца Анна. Прежде чем отправить Иисуса Христа в дом

первосвященника Каиафы, Его привели и привязали к старому масличному

дереву именно в этом месте.

В Армянском квартале расположился и Ассирийский ортодоксальный

монастырь, а в нем богато орнаментированная по фасаду церковь,

относящаяся к XII веку. Построена она на месте предполагаемого дома Марии

— матери Святого апостола Марка. Согласно преданиям, именно в этот дом

пришел Святой апостол Петр, выведенный из темницы ангелом

В этой церкви находится каменная купель, покрытая серебром, в которой

была крещена Пресвятая Дева Мария. Обращает на себя внимание и

позолоченный резной трон патриарха, расположенный возле алтаря. Монахи

этой церкви отправляют свои службы на арамейском языке — языке времен

праотца Авраама.

На юго-западе к Армянскому кварталу территориально примыкает Еврейский

квартал Старого Иерусалима. В нем особенно выделяется заново отстроенный

комплекс из четырех действующих синагог, первоначально возведенных в XVI

веке сефардскими евреями. Эти синагоги являлись центром еврейской

общины: по преданию, рабби Иоханан бен Заккай, величайший знаток

талмудического учения своего времени, именно здесь в последний раз

молился перед уходом из Святого города, осажденного римлянами. Здесь же

на протяжении веков посвящался в сан главный раввин сефардов, носивший

титул «Ришон Лецион» («Первый в Сионе»).

Все четыре синагоги, разместившиеся в одном здании, представляют собой

скромных размеров молельни. Самой большой из них является синагога имени

рабби Иоханана бен Заккая. Ее стена у амвона украшена росписью по

иерусалимским мотивам в голубых и золотых тонах. Из этой синагоги три

двери ведут в помещения других синагог...

В северо-восточной части Старого города находится Мусульманский квартал

со знаменитыми мечетями «Купол скалы»13 и Аль-Акса («Отдаленнейшая»). В

VI веке на части территории Храмовой горы византий-

13 Подробнее о ней можно прочитать в книгах «100 великих чудес света» и

«180 великих сокровищ».

СВЯТОЙ ГРАД ИЕРУСАЛИМ

ским императором Юстинианом была возведена христианская базилика

«Введение Богородицы во храм». Но когда войска халифа Омара захватили

Иерусалим, то на ее руинах возвели мечеть, которую потом назвали Аль-Акса.

Строительство мечети Аль-Акса обычно приписывают Абдул Малику ибн-

Марвону, знаменитому багдадскому халифу из династии Омей-ядов, который

построил ее будто бы в 693 году. Однако некоторые историки считают, что

честь возведения мечети принадлежит его сыну — халифу аль-Валиду; другие

сходятся на том, что строительство мечети начал отец, а закончил сын,

проявлявший большой интерес к архитектуре.

Землетрясение 747 года сильно повредило «Отдаленнейшую» мечеть, и она

нуждалась в срочном ремонте, особенно восточная и западная ее части.

Халиф Абу Джафар аль-Мансур (уже из династии Аббасидов) хотел

отремонтировать ее, но достаточных средств у него не было. И тогда он

приказал снять золото и серебро с дверей мечети, продать их и на

вырученные деньги сделать ремонт. Восстановление мечети Аль-Акса было

закончено только через 25 лет, но уже через три года новое землетрясение

разрушило бсСльшую часть здания. После захвата Иерусалима крестоносцами

часть мечети была превращена в церковь, которую назвали «Палатиум» (или

«Тамплум Соломонис»): в ней разместилась резиденция рыцарского Ордена

тамплиеров, в другой части расположились жилые помещения для членов

Ордена.

Султан Саладин, изгнавший крестоносцев из Иерусалима, приказал вернуть

мечети Аль-Акса ее прежний вид: по его указанию пол и стены мечети

покрыли плитами, а внутреннее убранство ее обогатилось новой мозаикой.

«Отдаленнейшая» мечеть построена в виде прямоугольника, все пропорции

которого очень четко соблюдены. Два ряда колонн делят длинный зал на три

примерно равные части. В северном крыле зала обозначено место, откуда

вознесся на небо пророк Мухаммед. Пол мечети застлан толстыми коврами, а

сквозь витражи, помещенные высоко под потолком, льется мягкий неяркий

свет.

Мечеть имеет огромное подвальное помещение более древней кладки,

которое известно под названием Соломоновых конюшен: эти подземные

помещения рыцари-тамплиеры действительно использовали в качестве

конюшен.

Северо-западная часть Старого Иерусалима занята Христианским кварталом.

Заселение его началось в IV веке, когда над развалинами римского

языческого храма византийский император Константин воздвиг храм Гроба

Господня, много претерпевший впоследствии от пожаров, землетрясений и

войн. Этот храм можно представить себе наподобие русских церквей,

отделенных оградой от других мест. На самом деле это не так: около главного

храмового здания сделано много различных пристроек, так как все стараются

быть поближе к Гробу Господню. В настоящее время храм принадлежит

общинам римских католиков, православных греков, армян, коптов, сирийцев и

эфиопов.

Русские паломники издавна пользовались особыми привилегиями в Святой

земле, находившейся под управлением турецкой администрации. Со

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

СВЯТОЙ ГРАД ИЕРУСАЛИМ

всех посетителей Храма Вознесения турки брали плату, но богомольцы из

России от нее освобождались. Русские цари присылали греческому

духовенству, состоявшему при Гробе Господнем, не только золото и «мягкую

рухлядь» (меха), но также великолепные иконы, драгоценные предметы

церковного искусства и богослужебные книги. А в 1841 году возникла идея

учредить в Иерусалиме Русскую духовную миссию. Тогда в Святейшем синоде

Российской империи решили утвердить постоянное пребывание на Святой

земле русского архимандрита и нескольких монахов Официальное открытие

миссии состоялось в 1847 году. Тогда Палестина являлась частью Османской

империи, и, когда вспыхнула Русско-турецкая война, всему составу русской

духовной миссии пришлось вернуться на родину

После заключения в 1858 году мира с Турцией в Иерусалим был направлен

новый состав миссии, и в том же году здесь было учреждено Русское

императорское генеральное консульство. Русская духовная миссия выполняла

в Иерусалиме и дипломатические функции, подчиняясь одновременно

Святейшему синоду и Министерству иностранных дел России.

В 1859 году был образован Палестинский комитет, который впоследствии стал

называться Российским императорским палестинским обществом. Эта

организация заботилась о быте русских паломников, занималась

просветительской деятельностью, вела научно-археологические изыскания,

издавала свои журналы. На пожертвования царского дома Романовых и

простых паломников Палестинское общество приобретало в Святой земле

участки земли, на которых строились православные храмы и возникали

русские поселения.

В 1889 году Палестину посетил великий князь Сергей Александрович.

Увлекавшийся древностями, он за свой счет производил на приобретенных

Россией землях раскопки: по некоторым сведениям, именно вели-, кий князь

Сергей Александрович обнаружил и доказал, где находится Голгофа — место

распятия Спасителя.

На основании Ветхого Завета нельзя было устраивать кладбища в черте

города. Служитель претора, сопровождавший осужденного на казнь, доходил

с ним до ворот городской стены, вешал на шею приговоренному приговор,

который уже не подлежал обжалованию. Место пересечения выхода из города

и стены получило название Судных врат: эти врата и стена были разрушены

римским императором Титом в 70 году и никогда потом не восстанавливались

Их следы удалось обнаружить только в 1859 году, когда царское

правительство купило часть земли для постройки здания консульства,

которое потом начали возводить в другом месте.

При расчистке купленного участка и были найдены старая стена (высотой до

трех метров), римская мостовая и следы ворот с порогом, которые и были

признаны Судными вратами. На месте раскопок были построены

Александровское подворье и церковь во имя Святого Александра Невского.

Александровское подворье — это дом, выкрашенный белой и зеленой краской,

и потому он кажется кусочком Эрмитажа. В Александровском подворье

хранится картина И.Е.Репина «Голова Христа» и множе-

ство других даров от русских паломников. И сам дом, и картины принадлежат

русским монахиням.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: