Задание для второй группы

Прочтите 4Цар,18.17-35; 19.1-37.

Подготовьте инсценировку этой библейской истории. Вам не нужно показывать все детали, описанные в отрывке. Сценарий должен быть приблизительно таким:

—Сеннахирим, царь Ассирийский, посылает к изра ильскому царю Езекии послов;

—послы надменно и дерзко говорят со слугами царя Езекии, высмеивают их упование на Бога, восхваляют могущество царя Ассирийского и предлагают заключить с ним союз (обратите внимание на слова послов);

—слуги передают царю Езекии слова послов. Езекия обращается к пророку Исайи и получает ответ от Бога (обратите внимание на слова Господа, переданные через Исайю);

—послы ассирийские приходят снова и передают Езекии письмо;

—царь Езекия развернул письмо пред Господом и молит об избавлении (обратите внимание на молитву Езекии);

—Господь через пророка Исайю предсказывает отступление Сеннахирима;

—предсказание Господне сбывается. Инсценировка не должна занять более 7-ми минут.

Заключительная молитва

Призовите учащихся к молитве благодарности Богу за то, что Он борется за каждого из них, а также побудите попросить Его о помощи и мудрости для того, чтобы смириться перед Ним.

Материальное обеспечение

1. Библия. 2.Карта Древнего Мира.

3. Листы бумаги для написания мини-рассказа.

4. Большой лист бумаги с написанными на нем фразами из золотых стихов. 5.Приложение №3,5,6.

6. Два листа бумаги с написанным на них домашним заданием. 7.Кнопки (или магниты).

8. Фломастеры трех цветов (или карандаши).



ЦИКЛ «БОГ» БОГ - ПОБЕДИТЕЛЬ В БОРЬБЕ

УРОК 4

Тема урока:

БОГ - ПОКРОВИТЕЛЬ В БОРЬБЕ

Цель урока:

Показать учащимся, что Бог всегда станет на сторону человека, вступившего в борьбу во имя Его, и одержит победу.

Библейский источник:

ЗЦар. 18.17-40.

Библейская история:

ИЛИЯ И ПРОРОКИ ВААЛА

Золотой стих:

«Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои. Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое» — Пс.85.8-9.

Второй план:

Бог может и через одного верного Ему человека победить много врагов.

Практическая цель:

Побудить учащихся почитать имя Божье, не стыдиться свидетельствовать о Нем и смело отстаивать свои убеждения.


Приветствие

Встречая детей, поинтересуйтесь их подготовкой к инсценировкам. Обсудите с учащимися все вопросы, связанные с подготовкой помещения, костюмами героев и т.д. Скажите, что сейчас мы посмотрим сценки, которые дети должны были подготовить к уроку.

Молитва

Поблагодарите Бога за величие и силу Божью, которыми Он предлагает нам воспользоваться сегодня.

Пение

Пойте с учащимися песню «Если пришла беда» (приложение №6).

Мотивация

Предложите учащимся проиграть 1 Л. инсценировки, которые были домашним заданием в уроке №3. Сделайте короткое вступление перед первой инсценировкой.

С ранних лет Давид обращался к Богу, знал Его заповеди. Давид любил Бога. И однажды, когда враги народа Божьего, филистимляне, затеяли войну, для него представилась возможность доказать свою любовь к Богу на деле.

Сделайте короткое вступление перед началом второй инсценировки.

Езекия разрушил всех идолов и уповал на Бога. Лучшего, чем он, не было между всеми царями Иудейскими. В то же время Сеннахирим, царь Ассирийский, вел успешные войны и немало царств пало под его натиском. Не обошел Сеннахирим и Иудею.

После инсценировок проведите небольшую дискуссию-размышление на тему «При каких условиях человек может рассчитывать на помощь Бога в борьбе?».

Дайте возможность высказать свое мнение всем желающим. Затем обратите внимание учащихся на следующее.

На протяжении всей истории человечества идут войны. По данным норвежской Академии Наук за 5600 лет существования на земле людей лишь 292 года были без войны. Пока существует зло, борьба неизбежна. Некоторые люди любят бороться, отстаивать свои права и справедливость. Но возникают вопросы. В каком случае вступать в борьбу? При каких условиях Бог может защитить человека, стать его Заступником? Чтобы получить ответ, рассмотрите не только битву Давида с Голиафом и победу Бога над Сеннахиримом, но предложите учащимся изучить еще один пример из Библии, когда человек вступает в борьбу во имя Бога и одерживает победу.

Библейское повествование

Прочтите 3 Цар. 18.17-40 по очереди, стих за стихом. Задавая вопросы, направьте внимание учащихся на те детали в повествовании, которые помогают найти правильный ответ на вопросы, поставленные входе дискуссии-размышления.

· Что общего в борьбе Илии, Давида и Езекии? (Они были преданы Богу. Эти люди вели борьбу во имя Бога. Им не было безразлично, что враги Божьи смеялись над Богом. И Бог давал им силы, вселял уверенность, удалял сомнения и тревогу. В таком случае Бог является заступником человека).

· Что общего у Голиафа, Сеннахирима, царя Ассирийского и пророков Ваала? (Эти люди поклонялись идолам, презирали народ Божий, не верили в могущество Бога).

Итоговые замечания.

Во все времена были и будут люди, которые не верят в Бога или даже презирают Его. Но у Бога во все времена, находятся верные люди, которые не могут оставаться в покое, когда бесславится имя их Господа. Уверенные, что Бог стоит на их стороне, они вступают в борьбу. Бог даже через одного человека (молодого, как Давид, или в зрелых летах, как Илия и Езекия) может явить Свою победу.

Прочтите 17 и 18 стихи.

Ахав был царем Израильского царства. Он женился на дочери Сидонского царя Иезавели, которая поклонялась Ваалу и Астарте. Ахав построил в столице Израильского царства Самарии дом Ваалу. Этот царь делал то, что раздражает Бога более всего того, что делали цари израильские. Чтобы остановить Ахава, Бог не раз посылал ему Свои предостережения через пророка Илию. Но Ахав ничего не хотел слушать. Более того, прислушиваясь к советам своей жены Иезавели, он убил многих пророков Божьих. Бог сохранил жизнь Илии, и он не был убит с другими пророками. Долгое время пришлось ему скрываться от Ахава. Но однажды Бог снова призвал Илию, чтобы через него сказать Свое слово Ахаву и всем, поклонявшимся идолам. Хотя Илия и боялся попасть на глаза Ахаву, он исполнил приказания Божьи, потому что знал, — Бог сохранит его от всякого зла.

Прочтите 19-21 стихи.

· Почему Ахав и народ не могли ответить на обличения Илии ни слова? (В словах Илии бы ла правда, он говорил от имени Бога, и эти слова имели огромную силу).

Прочтите 22-29 стихи.

· Как вы думаете, почему Илия предоставил пророкам Ваала возможность первыми принести свою жертву? (Выслушайте ответы учащихся, а затем дополните их, показав на карте Палестины гору Кормил).

Этот горный хребет во времена Илии был естественной границей между Израильским царством и Финнкией (покажите на карте эту страну). Неслучайно это место было выбрано Богом, чтобы показать Свое могущество не только избранному народу, впавшему в идолопоклонство, но и язычникам. Именно от финикийцев израильтяне переняли служение Ваалу и Астарте. По мнению финикийцев гора Кармил считалась местом обитания Ваала. Возможно, что и Ахав рассчитывал на то, что Ваал на месте своего обитания будет покровительствовать своим пророкам.

Илия уступает пророкам Ваала, чтобы они не сказали, что Ваал огорчился и не принял жертву из-за того, что не ему первому был принесен дар. Далее начинает происходить что-то ужасное. Жрецы приступили к своим обычным действиям. По их мнению, чтобы испросить милости у божества, нужно было кричать громким голосом с утра до вечера, прыгать вокруг жертвенника и даже наносить себе или друг другу раны ножами и копьями. Это суеверие было очень распространено среди народов древности. Они думали, что кровь, и особенно кровь жрецов, сильна умилостивлять божество. Не случайно Бог через Моисея строго запретил делать себе подобные порезы на теле.

Прочтите 30-39 стихи.

Илия сделал все возможное, чтобы у жрецов Ваала не возникло подозрения в искусственном подложении огня: для этого и был выкопан ров вокруг жертвенника, построенного во имя Бога. Вода, вылитая на дрова и рассеченного тельца, также убирала все подозрения, что огонь мог быть подложен искусственно.

Каким контрастом выглядит молитва Илии на фоне безумных действий пророков Ваала! Он обращается к Богу не с заклинаниями, а с разумными человеческими словами. Илия говорит Богу: «Я раб Твой и сделал все по слову Твоему». Каждому верующему человеку следует знать, согласуется ли то дело и та борьба, которую он совершает, со Словом Божьим. Никогда не делайте так, чтобы исполнить собственное желание, а потом просить на это Божье благословение.

Илия молит Господа: «Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе». Все, что Илия просил, было направлено для славы Божьей. И Бог показал Свое могущество и величие в ниспослании огня. Народ увидел ничтожество Ваала и поклонился Единому живому Богу.

Прочтите стих 40.

Когда проводились раскопки вблизи Самарии, был найден храм Ахава, посвященный Астарте, жене Ваала. В нескольких шагах от этого места было кладбище, где в кувшинах найдены останки детей, приносимых в жертву. Жрецы Астарты и Ваала были официальными убийцами маленьких детей. Обычай этот являлся одной из причин уничтожения Илией всех Вааловых пророков.

Подытожим рассматриваемые истории, отвечая на вопрос:

· Как Бог одерживает победы? (Выслушайте ответы учащихся). (Бог побеждает Своих врагов и через единоборство молодого юноши с бывалым воином, и через одного верного Ему человека, не побоявшегося выступить против многих врагов, и через ангела, который поразил войско могущественного царя в ответ на молитву человека, ревновавшего об Его имени. Сами по себе эти люди были такими же, как и все. Если мы проследим жизнь Давида, то увидим, как он согрешил, хотя позже раскаялся и получил прощение. Езекия также совершил много ошибок. Илия после победы над пророками Ваала был полностью обессилен. Он даже просил у Бога себе смерти. Бог действует через простых людей, и Он дает всем понять, что победу совершил именно Он, а человек просто послужил сосудом для Него).

Разучивание золотого стиха

Предложите учащимся подобрать по смыслу подходящие слова в тексте золотого стиха, предварительно написанного вами на большом листе бумаги (см. образец ниже), и переписать этот стих себе в тетрадь. После этого назовите библейскую ссылку — Пс.85.8-9.

Нет между........, как Ты,..........., и нет.........,

как Твои. Все....., Тобою сотворенные, придут и

......... пред Тобою, Господи, и........ имя Твое.

Попросите учащихся вспомнить золотой стих Евр.6.14-17: «Станьте, препоясавши чресла...».

Закрепление

и практическое применение

Используя материал данного урока, проведите «интервью с библейскими героями».

Сначала сами будьте в качестве корреспондента, берущего интервью. Попросите учащихся, игравших в постановках в начале урока, «сохранить свои роли». Итак, перед вами будут Давид, Голиаф, филистимляне, Саул, Езекия, послы царя Сеннахирима, израильтяне.

Примерный перечень вопросов для интервью.

· Голиаф, не слишком ли ты самоуверен, выступая против народа, который избран Богом Иеговой?

· Давид, что ты чувствовал, когда впервые увидел великана Голиафа?

· Израильтяне, что вы думаете о своем Боге, когда слышите, как язычники смеются над Его именем?

· Саул, ведь ты храбрый воин и вел много битв. Почему ты сейчас не вступаешь в сражение?

· Сеннахирим, почему у тебя такая уверенность, что Бог Иегова не спасет Израильское царство от твоей руки?

· Послы царя Ассирийского, что вы думаете о евреях и их царе Езекии?

· Царь Бзекия, на тебя надвигается огромная опасность. Ты знаешь могущество Ассирии. Не позвать ли тебе на помощь египтян и вступить в сражение?

· Слуги царя Езекии, что вы чувствовали, когда стояли на стене Иерусалима и слушали речи послов Сеннахирима?

После этого интервью предложите учащимся самим выбрать для себя какую-нибудь роль из библейской истории об Илии (Например, Илия, кто-нибудь из народа, пророк Ваала, Ахав). Один из учащихся должен сыграть роль корреспондента и взять интервью у «библейских героев» (помогите ему задать интересные вопросы).

Примерные вопросы для данного интервью.

· Ахав, за что ты преследовал пророка Илию?

· Народ Израильского царства, что ты чувство вал, когда на жертвенник, построенный Илией, ниспал огонь?

· Илия, что ты испытывал после того, как победил пророков Ваала?

· Пророк Ваала, почему Ваал не услышал тебя, хотя ты кричал громким голосом?

С целью практического применения истин данного урока, вы также можете взять интервью у учащихся и задать следующие вопросы.

· Были ли случаи в твоей жизни, когда на твоих глазах бесславилось имя Божье?

· Знаешь ли ты кого-либо из твоих знакомых, которые смело вступили в борьбу, когда бес славилось имя Божье?

· Как ты думаешь, каким образом сейчас, в на ше время может бесславится имя Бога?

· Попросите учащихся записать в тетрадь тему урока, библейскую историю, библейский источник и следующие выводы.

· Бог ценит борьбу, которую люди ведут во имя Его и выступит на помощь, если мы Ему верны.

· Бог может и через одного верного Ему человека совершить победу над множеством врагов.

· Настоящий христианин не сможет оставаться равнодушным, когда бесславится имя Бога.

· Во времена Ветхого Завета оружием борьбы могли быть меч и праща, но в Новом Завете главное оружие — Слово Божье.

Пение

Разучите с учащимися песню «Есть много дорог» (приложение №7).

Домашнее задание

Предложите учащимся записать в тетрадь домашнее задание:

1. Выучить золотой стих.

2. Повторить оглавление Малых пророков. Определить главную тему их пророчеств.

3. Прочитать книгу пророка Авдия и письменно ответить на следующие вопросы.

· В какой местности жили едомляне и почему они не боялись совершать грабительские набеги?

· Какой характер был у едомлян?

· За что Бог осудил жителей Едома и в чем заключался этот приговор?

Заключительная молитва

В молитве попросите учащихся обратиться к Господу с просьбой дать силу смело свидетельствовать о Нем и твердо отстаивать свои убеждения.

Материальное обеспечение

1. Библия.

2. Приложение №6,7.

3. Карта Палестины.

4. Большой лист бумаги с золотым стихом.

5. Импровизированный микрофон для интервью.

6. Костюмы для героев и декорации (по возможности).



ЦИКЛ «БОГ» БОГ - ПОБЕДИТЕЛЬ В БОРЬБЕ

УРОК 5

Тема урока:

ДОЛГОТЕРПЕНИЕ БОЖЬЕ И СПРАВЕДЛИВЫЙ СУД

Цель урока:

Показать учащимся, что Бог ревнует о славе Своего имени, но совершает справедливый суд только после того, как даны все возможности для покаяния.

Библейский источник:

Иез.25.15-17.

Библейская история:

СУД БОЖИЙ НАД ФИЛИСТИМЛЯНАМИ

Золотой стих:

«Не медлит Господь исполнением обетовании, как некоторые понимают то медленней; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» — 2Пет.3.9.

Второй план:

Любовь Божия не исключает справедливого возмездия.

Практическая цель:

Помочь учащимся укрепиться в надежде на Бога и бодрствовать, чтобы не впасть в искушение.


Приветствие

Придя в класс раньше всех, встречайте учащихся, приветствуя их по имени. Особое внимание уделите тем, кто отсутствовал на прошлом уроке.

Молитва

Помолитесь о том, чтобы Справедливый Бог проявил к нам Свою милость и любовь.

Пение

Спойте с учащимися песню «Есть много дорог» (приложение №7).

Мотивация

Проведите диспут на тему: «Справедлив ли Бог?». Предложите учащимся выступить в роли отвечающих на «каверзные вопросы».

Задайте учащимся следующие вопросы:

· Почему Бог допускает, чтобы люди убивали друг друга? (Бог не управляет людьми, как роботами, они свободны, хотя Он указал, что такое добро и что такое зло. Непослушание Богу ведет к тому, что люди грешат).

· Бог несправедлив! Почему умирают маленькие дети, они ведь еще не успели сделать ни какого зла? (Бог знает будущее каждого человека, и Он определяет время, когда забрать его. Дети после смерти идут к Богу. Им принадлежит Небесное Царство).

· У меня сгорел дом и имущество, нажитое го дами честного труда. А мой сосед ворует, бо гатеет, и Бог не наказывает его. Где же справедливость? (Суд над худыми делами свершается не сразу, однако каждый даст от чет перед Богом за свои поступки).

· Ребенок родился слепым и никогда не сможет видеть. Разве Бог может так поступать? (В страдании человек чаще задумывается о смысле жизни, о вечности. Может быть для ребенка это ступень к Небесному Отцу, и он может видеть то, что не видят зрячие).

Надо терпеливо выслушать разные ответы, но обязательно подвести итог и дать ясность в этих проблемах, можно добавить и другие вопросы.

Спросите у учащихся, как они понимают слово «справедливость».

Возможные ответы:

· каждый получает по заслугам;

· всякое зло должно быть наказано;

· доброе дело не останется без похвалы.

· Бог вложил в сердца людей закон совести, по этому они чувствуют, что справедливо, а что — нет.

Объясните, что понять справедливость Божью можно, только зная Его долготерпение и Его независимость от времени. Часто Бог не сразу наказывает тех, кто поступает беззаконно, потому что долготерпит их, дает им возможность раскаяться. На земле Бог не всегда наказывает несправедливость, но в вечности каждый получит то, что он заслужил, живя на земле.

Это можно проследить на примере пророка Авдия, Иезекииля и других пророков.

Предложите учащимся представить ответы на вопросы домашнего задания (см. урок 4).

· 1. В какой местности жили едомляне и почему они не боялись совершать грабительские набеги? (Жили в неприступных скалах и могли легко укрываться там).

· 2. Какой характер был у едомлян? (Гордые, хитрые, мстительные, злорадные).

· 3. За что Бог осудил жителей Бдома и в чем заключался этот приговор? (Едом разорят и ограбят его же союзники. Бог истребит едомлян).

Дополните ответы учащихся.

Мысленно перенесемся в страну Едом. Путешествуя на юго-восток от Мертвого моря, мы увидим горы с отвесными склонами, на которые сможет подняться только альпинист. Подойдем доближе. Какая-то расселина в скалах! Это очень высокий каньон и такой узкий, что только два коня могут идти рядом. Продолжаем путь по ущелью и выходим на удивительную площадь. Вокруг нас уже не скалы, а какие-то дома, здания с огромными колоннами. Все это вырублено в скале! Мы попали в древний город Петру — "красную розу", непобедимый город-крепость, столицу Едома. Такой город очень легко защитить даже с маленьким отрядом воинов. Но познакомиться с жителями города нам бы не хотелось. Часто они поступали с чужеземцами очень плохо. Разбойникам легко укрыться в этих горах. Люди здесь надменные, гордятся своей силой, хитростью. Они и Бога не боятся. Читая пророчества Авдия, мы узнаем, что Бог осудил народ Едома за жестокость и несправедливость, за грабежи и убийства, за злобу и злодейство по отношению к евреям, за поклонение Ваалу, Астарте и другим богам. Поэтому и постигло их наказание: город разорен, жители истреблены.

Библейское повествование

Перед тем, как приступить к изучению нового материала, сделайте небольшое вступление.

...Направим наш путь из этих мест к Средиземному морю. После долгих дней солнца и сухого палящего ветра, наконец, мы чувствуем свежее дыхание моря! Разобьем лагерь, отдохнем у моря. Сверимся с картой. (Предложите учащимся найти в обеих Библиях карту Палестины).

Мы находимся в южной части Ханаана. Раньше это была земля филистимлян. Где-то здесь находились их города: Газа, Азот, Аскалон, Геф, Екрон. Мы проходили по территории, где когда-то была древняя Газа. Там сейчас все занесено песком, и только кое-где проглядывают обломки стен, камни, черепки. Закроем на минуту глаза и перенесемся на две с половиной тысячи лет назад, во времена, когда здесь кипела жизнь. Послушаем, о чем говорят люди, например, вот эти два торговца.

— Вы слышали новость? Вчера пришел караван из Вавилона. Снова рассказывали о евреях. Вы ведь знаете — они невыносимы, гордецы, хвалятся своим Богом Иеговой. А чем Он лучше наших богов?! И вообще, кто же принимает их всерьез? Захватчики! Хотели прогнать нас с наших земель! Теперь сами в плену, Иерусалим разорен, храм разрушен, — пусть не гордятся!

— Вроде бы там появился еще один пророк, - который говорит, что еврейский Бог истребит нас и разрушит наши города. Сколько их уже было: Иеремия, Софония, теперь какой-то Иезекииль!

— Пусть евреи вспомнят, как они боялись нас! Только у нас были великаны ростом более трех с половиной метров! Например, Голиаф. А погиб он случайно, пусть евреи не приписывают это своему Богу. Вспомните, как мы их разорили во времена царствования царя Саула. Они же не имели ни одного кузнеца и ходили к нам оттачивать свои топоры, бороны и другие орудия. Бог Иегова не смог защитить Свой народ и Свой храм от наших могущественных богов — Ваала, Дагона, Астарты. Что же Он может сделать нам?

Предложите учащимся прочитать Иез.25.15-17 и перечислить причины, по которым Бог осудил филистимлян. Пусть кто-то запишет их на доске. (Мстительность; презрение и вечная неприязнь к избранному Богом народу, гордость и высокомерие; насилие и грабеж).

Кроме этих, еще одной причиной было идолопоклонство. При храмах Астарты процветал разврат, поклонение Ваалу включало принесение человеческих жертв.

Предложите одному из учащихся прочитать Втор.7.2-6. Израильтяне не должны были вступать в союз с этим народом, но быть народом святым, т.е. отделенным для Бога.

Предложите одному из учащихся прочитать Соф.2.4-7 и перечислить, что совершит Бог в будущем. (Истребит народ филистимский; города будут покинуты и разрушены; страна превратится в пастбища для скота и достанется остаткам дома Иудина).

Поэтому сейчас, продолжая наше путешествие по побережью Средиземного моря, мы видим только разрушенные города. От древней Газы не осталось ничего — она занесена песком, в Азоте — загоны для овец и коз, Аскалон, столетия лежавший в развалинах, сегодня превращен в город-сад, в котором живут евреи — "остаток дома Иудина". Мы не встретили ни одного филистимлянина. Пророк Иеремия произнес приговор филистимлянам примерно в 600 г. до Р.Х. Как вы думаете, как скоро совершился суд над этим народом?

Предоставьте учащимся возможность высказать свои предположения.

Страна оставалась крепкой и населенной и во времена Иисуса Христа. В Новом Завете мы находим: Деян.2.11, 8.40 — Апостолы и последователи Иисуса Христа благовествовали в Азоте и окружающих городах. Таким образом, более шестисот лет народ имел возможность изменить свою жизнь и раскаяться в своих грехах. Господь долго терпел филистимлян, предоставляя им все возможности для спасения. Лишь в 1270 г. совершился суд Божий. Султан Бибарс разрушил крепости Аскалона, порт засыпал камнями. Филистимские города были уничтожены.

· Некоторые люди считают, что раз Бог есть Любовь, то Он не может так строго наказывать. А что думаете вы? (Бог наказывает, потому что любит и для того, чтобы остановить человека или народ на гибельных путях. Любовь без строгости — это не любовь, а безразличие).

· Мог ли Бог не наказывать? (Дайте возможность высказаться, а потом объясните ответ). (При искреннем раскаянии и обращении Бог может отменить наказание. Вспомните раскаяние Ниневии. По Божьей справедливости весь мир осужден, но спасаются от суда те, кто верит в искупительную жертву Христа).

Предложите учащимся записать в тетрадь тему урока, библейскую историю, библейский источник и следующие выводы.

· Бог ревнует о славе Своего имени, цо совер шает справедливый суд только после того, как даны все возможности для обращения.

· Любовь Божия не исключает справедливого возмездия.

· Бог наказывает христианина на земле, чтобы приготовить его для вечности.

Разучивание золотого стиха

Предложите учащимся прочитать 2 Пет.3.9 и переписать в тетрадь. Пусть несколько учеников повторят его вслух и свяжут с библейской историей.

Закрепление

и практическое применение

Предложите учащимся игру-соревнование «Что вы знаете о пророках Божьих?»

Разделите их на две команды и попросите в каждой выбрать лидера. Оба лидера выходят к доске, которая перегорожена так, чтобы один не видел, что пишет другой.

Задание 1

Написать имена всех пророков Божиих, которых они знают. (Если кто-то из команды может дополнить ответ лидера, то он выходит и дописывает имена).

Задание 2

Перечислить некоторые их пророчества. (Лидеры отвечают по очереди, члены команды их дополняют), (Авдий — пророчество о Едоме; Михей — пророчество о Самарии; Наум — о разрушении Ниневии; через 150 лет после Ионы; Аввакум — о святости Бога Иеговы; Захария — о первом и втором пришествии Христа и т.д.).

Побеждает команда, назвавшая больше сведений о числе пророков.

Задайте учащимся следующие вопросы

· Какова цель призвания пророков? (Свидетельствовать о Боге, Его характере, Его делах, обличать, наставлять и ободрять народ).

· Нужны ли в наше время пророки — люди, спо собные рассказать о Боге? (Сейчас нужны люди, способные убедить других, что Бог справедлив).

Пение

Разучите с учащимися песню «В Боге одном» (приложение №8).

Домашнее задание

Предложите учащимся выбрать себе задания по интересам.

Задание для «проповедников»

Подготовить короткие проповеди для евангелизационных собраний на тему: «Долготерпение Божье и справедливый суд». (Примерные тексты: 2Пет.3.9; Шет.3.20; Рим.2.3-4; 3.26; 9.22; 1Тим.1.16).

Задание для «декламаторов и музыкантов»

Подобрать и исполнить песни и стихи на тему о долготерпении и справедливости Бога.

Задание для «литераторов»

Написать письмо другу, попавшему в трудные обстоятельства и сомневающемуся в Божьей справедливости, с целью поддержать и ободрить его.

Эту программу можно будет использовать на евангелизационных служениях.

Задание для «писателей» и «музыкантов»

—Написать стихи о всемогуществе Бога (музыкант может сочинить музыку к этим словам. Это может быть в будущем песня, которую разучат ученики младшей группы).

—Написать сочинение на одну из тем: «Бог никогда не ошибается», «Библия — самая замечательная книга» и т.д.

—Мальчики с даром исследователя и те, в ком вы видите будущих проповедников, могут написать реферат на заданную тему или проповедь на текст из Писания, например, реферат на тему «Справедливый суд Божий» (проследить по Библии и справочникам судьбу других народов, которых постигло наказание Божье).

Заучить на память золотой стих урока и повторить выученные на прошлых уроках. (Предупредите учащихся, что это им особенно пригодится при выполнении заданий следующего урока. Также попросите повторить все библейские истории).

Заключительная молитва

Предложите желающим помолиться и в молитве упомянуть следующие нужды: укрепиться в надежде на Бога; не испытывать Божье долготерпение и бодрствовать, чтобы не впасть в искушение.

Материальное обеспечение

1. Библия. 2. Приложения №7,8.

3. Большие листы бумаги.

4. Фломастеры. 5. Кнопки (или булавки).



ЦИКЛ «БОГ» БОГ - ПОБЕДИТЕЛЬ В БОРЬБЕ

УРОК 6

Тема урока:

БОГ ПОБЕЖДАЕТ ВСЕГДА

Цель урока:

Показать учащимся, что пути Господни непостижимы для нас и кажущиеся поражения все равно оказываются победой.

Библейский источник:

2Пар.36.11-23.

Библейская история:

ВАВИЛОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ И ОСВОБОЖДЕНИЕ

Золотой стих:

«Да будет благословенно имя Господне от века и до века, ибо у Него мудрость и сила; Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей, дает мудрость мудрым и разумение разумным» — Дан.2.20-21.

Второй план:

Даже если рушится самое святое, Бог все равно одерживает победу.

Практическая цель:

Побудить учащихся просить у Бога мудрости правильно оценивать жизненные ситуации и помочь им иметь твердую уверенность в окончательной победе Бога.


Приветствие

Приветствуя детей, поинтересуйтесь их проблемами в выполнении творческих заданий. Дайте возможность одному из «проповедников» сказать короткую проповедь, которую он подготовил дома.

Молитва

В молитве прославьте Бога за то, что Он победитель в борьбе и Слово Его — самое могучее оружие борьбы.

Пение

Спойте с учащимися песню «В Боге одном» (приложение №8).

Мотивация

Предложите учащимся решить кроссворд.

Закрепите заранее перерисованный с приложения №9 кроссворд «Победа и поражение» на доске или стене, приготовьте толстые фломастеры трех цветов. Задайте учащимся вопросы (см. ниже). Тот ученик, который назовет слово первым, выходит к доске и вписывает его в клеточки фломастером одного цвета. Клеточки пронумерованы в неправильном порядке, чтобы учащиеся не сразу могли увидеть ключевые слова «победа» и «поражение». Номер вопроса соответствует номеру клеточки на рисунке.

Вопросы кроссворда.

1. Финикийское божество. (Ваал)

2. Люди, считавшие, что божество можно умилостивить кровью, истекающей из порезов на теле? (Жрецы)

3. Народ, заселявший прибрежную полосу Средиземного моря. (Филистимляне)

4. Одно из отрицательных качеств филистимлян, упомянутое пророком Иезекиилем (Иез.25.15), за которое Бог совершил над ними великое мщение. (Неприязнь)

5. Божество филистимлян. (Дагон)

6. Царь, говоривший дерзкие слова в адрес Бога. (Сеннахирин)

7. Люди, предсказывающие будущее (особо были в почете у филистимлян). (Прорицатели)

8. Страна, столица которой располагалась в непреступных скалах. (Едом)

9. Отрицательное качество, за которое многие языческие народы заслужили суровый приговор Бога. (Месть)

Фломастером другого цвета выделите написанное по вертикали слово «поражение».

10. С чем апостол Павел в послании к Ефесянам сравнивает истину? (Пояс)

11. Что в этом же послании символизирует броня? (Праведность)

12. Что означает обувь на ногах воина? (Благовестие)

13. С чем сравнивается щит? (Вера)

14. Что символизирует шлем? (Спасение)

15. Главное оружие воина. (Меч)

Фломастером третьего цвета выделите написанное по вертикали слово «победа».

Попросите желающих рассказать на память золотой стих Еф.6.14-17.

Проведите небольшую дискуссию-размышление по ключевым словам «поражение» и «победа».

Задайте учащимся следующие вопросы и дайте возможность ответить всем желающим.

· Что вы представляете, когда слышите слово «поражение»?

· Что вы представляете, когда слышите слово «победа»?

Подведите итог следующими словами: «Враги Бога в какой-то момент имели успех (вспомните филистимлян, Сеннахирима, жрецов Ваала, едомлян). Они боролись с Богом и Его народом, надеясь на свою физическую силу, военную мощь. Насилием, жестокостью, страхом они пытались покорить царства.

Бог же действует по-другому. Он покоряет людей любовью и долготерпением, хотя и совершает справедливый суд над теми, кто восстает против Него. Божьи служители одерживают победу главным оружием — Словом Божьим. И все люди, ставшие на сторону Бога, если слушают Слово Бога, вникают в него и исполняют его, также одерживают победу вместе с Богом».

Повторите хором золотой стих ГТим.4.16: «Вникай в себя...».

Библейское повествование

Предложите учащимся по очереди, стих за стихом, прочесть 2Пар.36.11-20.

Не кажется ли вам, что здесь Бог терпит великое поражение?

Представьте себя на месте тех людей, которые жили в то время. Они были народом, избранным Самим Богом. Наверное, многие из них с детства слышали от старшего поколения о том, Кто Такой Бог Иегова и какие чудеса Он творил. В Иерусалиме был построен Ему великолепный храм — святыня и гордость евреев. Когда царь Соломон освящал этот храм, то слава Господня наполнила его, и Бог обещал, что Он всегда будет пребывать на этом месте и будет покровительствовать Своему народу. Но теперь, кажется, Бог терпит поражение за поражением. Те люди, которых Он избрал быть священниками, и все начальствующие над народом жили далеко не святой жизнью. Их больше интересовала заманчивая религия язычников. Даже в Божьем храме были установлены языческие истуканы. Бог терял Своих настоящих поклонников, но находились те, которых называли людьми Божьими или пророками. Они передавали народу слова Бога. Эти слова не предвещали ничего утешительного, а, наоборот, обличали царей и священников. Неудивительно, что с такими пророками расправлялись очень жестоко. И, кажется, Бог не спешил им на помощь. Языческие цари, которые раньше трепетали перед Богом евреев, теперь легко покорили его народ. Царь Халдейский совершил ужасное — на святом месте в Иерусалиме умертвил мечом детей, юношей и стариков. Остальные были уведены в плен и стали рабами язычников. На их глазах в Иерусалиме был разграблен и сожжен храм Бога, а все сокровища храма заполнили казну Вавилона. Бог молчал.

· Предложите одному из учащихся прочитать Мк.19.37, а затем пусть желающие ответят на следующие вопросы.

· Представьте себя на месте тех людей, которые любили Иисуса и связывали с Ним большие надежды. Что чувствовали они, стоя у креста? Какие вопросы задавали они Богу? Много вопросов «почему» задавали они Богу. Почему язычники римляне покорили народ Божий? Почему разбойник Варавва отпущен, а Иисус приговорен? Бог не ответил на вопль Христа, не совершил чуда, не поразил врагов, злословящих Того, Кого считали Сыном Божьим. Он позорно умер, и умерла надежда тех, кто верил в Него. Почему Бог молчал? (Дайте возможность учащимся высказать свое мнение и подведите итог говоря о Божьей любви, долготерпении и победе справедливости в свое время).

Предложите одному из учащихся продолжить чтение отрывка из 2Пар.36,20-23 и затем кратко прокомментируйте.

Бог допустил пленение Своего народа из-за постоянного нарушения Его заповедей. Евреи не только поклонялись языческим идолам, но и постоянно нарушали закон Божий, например, заповедь о «субботних годах» (Лев.25.1-7). Землю не полагалось в эти годы засевать, а давать ей отдых каждые семь лет. Вавилонское пленение продолжалось 70 лет. Длительность этого наказания объясняют тем, что со времени царствования Саула до вавилонского пленения прошло 490 лет, и, следовательно, «субботних лет», которых евреи не соблюдали, набралось 70.

Бог даже позволил язычникам разрушить Его святыню — Иерусалимский храм, но он все равно одержал победу! Эта победа заключалась в том, что возвратившиеся через 70 лет из плена евреи больше не поклонялись идолам. Бог приобрел Себе настоящих поклонников. Он чудесным образом располагал сердца языческих царей и покровительствовал строящим храм и восстанавливающим Иерусалим. Хотя враги препятствовали, но на удивление всем окружающим народам, храм был восстановлен, и имя Бога Иеговы снова прославлялось в нем.

Предложите одному из учащихся прочитать Отк. 1.4-7, затем сделайте краткий комментарий.

Бог допустил смерть Своего сына Иисуса Христа, чтобы Его кровью омыть грехи людей. Если бы не было смерти, не было бы и воскресения. Но Христос первый воскрес из мертвых и возвратил надежду Своим ученикам. Он сказал, что верующие в Него после смерти тоже воскреснут для вечной жизни. Это самая великая победа Бога — через смерть подарить бессмертие!

Пленники, возвратившиеся из Вавилона, увидели победу Бога и радовались. Свидетелями еще большей победы Бога были ученики Христа.

· Как вы оцениваете то, что сейчас происходит в современном мире? Можно ли назвать это победой Бога или Его поражением? (Дайте возможность учащимся высказать свое мнение письменно. Предложите желающим зачитать и подведите итог).

· Современным людям действительно иногда может показаться, что Бог терпит поражение: усиливается беззаконие, разврат, неверие, насилие. Порою даже христиане теряют надежду. Но Христос вернется на землю и избавит от скорбей. Иисус Христос — это Тот, Который есть, был и грядет. Он — Владыка царей земных. Он скоро грядет с облаками.

Разучивание золотого стиха

Предложите учащимся вспомнить I л золотые стихи Пс.85.8-9: «Не медлит Господь...» и 2Пет.3.9: «Нет между богами...».

Попросите учащихся прочесть золотой стих данного урока Дан. 2.20-21 и переписать его себе в тетрадь, начиная со слов «Да будет...».

Предложите кому-то из учащихся написать золотой стих на свитке, изображенном на рисунке с кроссвордом.

Пение

Разучите с учащимися песню «С бурей жизни» (приложение №10).

Закрепление

и практическое применение

Предложите учащимся записать в тетрадь тему урока, название библейской истории, библейский источник и следующие выводы.

· Даже если рушится самое святое, Бог все равно одерживает победу.

· Хотя зло на земле усиливается, Иисус Христос дает надежду верующим в Него.

· Бог дает Своим избранным особую мудрость правильно оценивать все, что происходит в жизни, и твердо верить в победу Бога.

Дайте возможность «декламаторам» и «музыкантам» исполнить 1-2 песни и несколько стихов из тех, которые они подготовили дома. Если никто не подготовился, спойте с ними песню, которую разучивали на предыдущих уроках.

Домашнее задание

Предложите учащимся выбрать себе любое из приведенных ниже заданий.

Задание для «художников»

Сделать эскиз большого полотна «Триумф победы Бога». Учащиеся должны выбрать библейские сюжеты, а также сюжеты из современной жизни, которые свидетельствуют о том, что видимое поражение оканчивается победой (например, «Вавилонское пленение и возвращение из плена», «Смерть на Голгофе и воскресение» и т.п.). Опишите один из возможных эскизов. Центром его есть Голгофский крест — самая большая победа Бога. Вокруг него располагаются другие сюжеты: допотопный мир погиб, но сохранилась жизнь праведного Ноя и его потомков. Произошло разрушение Иерусалима, но он все равно был восстановлен. Первых христиан бросали на растерзание львам, но христианство не было уничтожено. В наши дни многие люди избирают широкий путь и лишь немногие избирают узкий, но именно он ведет к вечной жизни.

Задание для «знатоков» и «исследователей»

Найти в Библии и описать другие примеры, когда кажущееся поражение оказывалось победой Бога. Например, грехопадение, потоп, жизнь в Земле Обетованной, требования израильтян выбрать царя и т.д.

Задание для «актеров»

Выбрать сюжеты, которые бы отображали переживания изучаемых библейских героев и подготовить две инсценировки, (Например, о евреях перед вавилонским пленением, о гонениях на первых христиан).

Всем прочитать И. Нав. 1.1-9 и выполнить следующее задание:

1.По ссылкам в Библии проследить, кем был Иисус Навин и что особого он сделал. Выписать главное в тетрадь.

2.Отыскать на карте территорию, которую Бог обещал дать в наследие израильтянам (И.Нав. 1.4).

3.Каким нужно было быть Иисусу Навину и что ему нужно было делать, чтобы иметь успех? Выписать главные слова в тетрадь.

Заключительная молитва

В молитве попросите у Господа мудрости правильно оценивать жизненные ситуации и не терять уверенность в окончательной победе Бога.

Материальное обеспечение

1. Библия.

2. Приложения №8-10.

3. Плакат с кроссвордом «Поражение и победа» (приложение №9).

4. Кнопки (или магниты).

5. Фломастеры.



ЦИКЛ «ЧЕЛОВЕК» ПОБЕДА И ПОРАЖЕНИЕ В БОРЬБЕ

УРОК 7

Тема урока:

НЕПОСЛУШАНИЕ БОГУ - ПРИЧИНА ПОРАЖЕНИЯ

Цель урока:

Показать учащимся, что наказание Божье неизбежно постигает тех, кто не исполняет полностью Его заповеди.

Библейский источник:

Суд.1.28-35; 2.1-23; 3.1-7.

Библейская история:

ВРЕМЕНА СУДЕЙ

Золотой стих:

«Господь с вами, когда вы с Ним; если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас» — 2Пар.15.2.

Второй план:

Бог дает безграничные возможности победы через веру в Его обетования и "настойчивость в борьбе с грехом.

Практическая цель:

Утвердить учащихся в понимании невозможности компромиссов с грехом и пробудить в них стремление к полному послушанию Богу.


Приветствие

Приветствуя детей, особой поинтересуйтесь работой «художников» и «актеров» и назначьте для них специальное время индивидуальных консультаций. Скажите, что они представят свои работы в специально отведенное для этого время.

Молитва

Поблагодарите Господа за то, что он учит нас послушанию.

Пение

Спойте с учащимися песню «С бурей жизни» (приложение №10).

Мотивация

Начните урок следующим вопросом.

· Что нужно для того, чтобы совершить полет на Луну? (Дайте возможность учащимся высказать свои мнения. По ходу обсуждения суммируйте их ответы и попросите одного из учащихся записать их на доске или листе бумаги).

Один из вариантов ответов:

«Прямо по курсуЛуна»

1. Идеальное здоровье и хорошая физическая подготовка астронавтов.

2. Многие годы упорного труда и полная посвященность делу.

3. Отличные знания устройства корабля и многого другого.

4. Безукоризненная точность и надежность каждой детали корабля.

5. Строгое соблюдение всех инструкций полета. Расскажите учащимся об астронавте Джиме Ирвине.

Как и многих людей Джима Ирвина, американского астронавта, манили к себе небо и космос. С ранних лет он мечтал полететь на Луну. Его мечте удалось сбыться. Полет прошел успешно. После возвращения Джим делился впечатлениями. На тщательное изучение устройства космического корабля, геологии, астрономии и других наук ушли многие годы. Иногда ему казалось, что он не сможет запомнить такое большое количество всякой информации. Многочисленные однообразные тренировки порой наводили скуку, но Джим знал, что без них он не попадет на Луну.

Часто он, очень уставший, с тоской вспоминал о семье и отдыхе. Вместе с друзьями-астронавтами Джим несколько лет потратил на то, чтобы тщательно проверить точность всех деталей космического корабля. Бывало, что при экспериментах из-за незначительных оплошностей не срабатывала вся система и погибали люди. Джим понимал, что от качества подготовки зависела его жизнь. К примеру, на один градус ошибешься в расчете траектории полета — и пролетишь мимо Луны! Астронавты выучили все инструкции и четко придерживались их в течении всего полета. Именно этой четкости и безукоризненности приписывает Джим весь успех полета. Совершилось то, что несколько десятилетий назад считалось фантастикой.

Задайте другой вопрос.

· Что нужно, чтобы заполнить такую же таблицу с названием «Прямо по курсу — вечность»? То есть, что нужно, чтобы попасть не на Луну, а в вечность? (По ходу обсуждения суммируйте ответы учащихся, предложите одному из них записывать ответы на доске или на листе бумаги).

«Прямо по курсувечность»

1. Вера и покаяние перед Богом.

2. Тщательное изучение Его заповедей.

3. Борьба с грехом.

4. Полное послушание Богу и точное исполнение Его заповедей.

Попросите учащихся вспомнить золотой стих 1Тим.4.16; «Вникай в себя и в учение...»,

Подведите итог:

Если полет на Луну требует столько труда, усилий, безупречной точности, то насколько больше таких качеств требует достижение вечности! Вечность — это гораздо выше цель, чем полет на Луну. Бог зовет туда всех, и у каждого есть шанс благополучно совершить такое путешествие. Путь к вечности и полет на Луну безоговорочно сходятся в одном — безукоризненном, точном, полном послушании Богу. Только это" может быть гарантией успеха.

Библейское повествование

Проверьте выполненное домашнее задание, которое было адресовано всем (см. урок 6).

· Кем был Иисус Навин и что особого он сделал? (Израильтянин, вышедший из Египта, служитель Моисея, участвовал в битве с амаяикитянами. Вместе с соглядатаями ходи» осматривать Ханаан. Смелый. Господь повелел Моисею сделать его своим приемником).

· Кто из вас может показать на карте территорию, которую Бог обещал дать израильтянам? (Дайте возможность одному из учащихся показать на карте Древнего мира пределы обещан ной Богом земли (И.Нав.1.4)). Сделайте короткое примечание:

«Границы земли огромны. Для того, чтобы победить, на эту территорию нужно было «ступить ногой» (И.Нав.1.3) и, надеясь на помощь Божью, начать сражение с теми народами, которых Бог повелел истребить.»

· Каким нужно было быть Иисусу Навину и что ему нужно было делать, чтобы всегда иметь успех во всех делах? (Быть твердым и мужественным, в точности исполнять весь закон).

· Возможно, кто-нибудь из вас знает дальнейшую судьбу Иисуса Навина? (Дайте возможность ответить всем учащимся и подведите итог: когда народ израильский перешел Иордан, Иисусу Новину было 84 года. В продолжении 26 лет он покорял Ханаан. Этот вождь на протяжении всей своей жизни старался исполнять все то, что записано в Законе Моисея. И Бог благословил его необычайным успехом. Хотя у Иисуса Навина были храбрые воины, он побеждая благодаря молитве и упованию на Бога. Перед смертью Иисус Кабин призвал старейшин израильских. Он убедительно просил их в точности исполнять заповеди Божий и не идти на компромиссы с врагами, которых Бог повелел истребить.)

Пусть кто-либо из учащихся прочитает Суд.1.28-33.

Прикрепите к доске карту Палестины с границами уделов. Покажите уделы Ефрема, Завулона, Асира, Неффалима. Если у вас нет такой карты и вы не можете ее сделать самостоятельно, пусть ученики проследят границы колен по карте, приведенной в конце Библии.

Иисус Навин полностью выполнил свою задачу — ввел народ Израильский в назначенные ему пределы, и Бог через него мог совершать Свою волю. (Попросите одного из учащихся прочитать И.Нав.21.44-45). Но израильтяне не должны были останавливаться на этом, они должны были освоить эту землю и истребить всех врагов.

Предложите учащимся вспомнить, за что постиг гнев Божий филистимлян.

Народы Палестины к тому времени преисполнили чашу гнева Божьего. Поклонения Ваалу и Астарте сопровождались ужасными действиями. Например, когда заканчивалась постройка нового дома, то в жертву Ваалу приносился младенец, тело которого позже замуровывалось в стену для счастья всех живущих в доме. Можно ли удивляться повелению Бога полностью истребить эти народы? Многие археологи, которые ведут раскопки в Ханаане, удивляются тому, что Бог не уничтожил их гораздо раньше.

После смерти Иисуса Навина израильтяне, которые не были свидетелями чудес Божьих, посчитали точное исполнение заповедей не таким уж важным делом. Они решили, что гораздо выгоднее покорить хананеев и заставить их платить дань. Таким образом поступили израильтяне из колена Ефрема и Завулона. Колена же Асира и Неффалима даже не пытались бороться: они просто поселились среди хананеев и мирно сосуществовали вместе с ними. Как вы думаете, есть ли враги у христианина? Дайте возможность учащимся высказать свое мнение. (Бог в Слове Своем говорит, что главный враг христианинаэто грех, и с грехом нельзя идти на компромиссы, но, уповая на помощь Божью, надо побеждать их подобно Иисусу Лавину, в точности исполняя повеления Божий).

Пусть учащиеся поочередно прочитают стих за стихом Суд.2.14-23; 3.1-6. Покажите на карте место расположения Хеттеев, Амореев, Ферезеев, Евеев, Иевусеев, Сидонян, Филистимлян.

Когда Иисус Навин покорил Ханаан, все окружающие народы трепетали перед израильтянами и их Богом, хотя иногда и пытались оказать сопротивление. Но как только враги увидели, что израильтяне потеряли бдительность, допускают идолопоклонство и примирение с ними, они перешли в наступление. Некоторые народы использовали для этого всякие выгодные торговые сделки, другие, более агрессивные, старались выжить израильтян со своей земли путем грабительских набегов. Видя, что им не оказывают должного сопротивления, хананеи стали теснить израильтян со всех сторон, так что жизнь их превратилась в сплошное страдание.

· Как вы думаете, может ли подобное случиться в жизни христианина? (Дайте возможность ответить всем желающим, затем продолжите обсуждение небольшим рассказом и последующим комментарием).

Недалеко от Ирландии затонул корабль, попавший на рифы. Никто не знал, как могло произойти, что корабль так далеко отклонился от своего курса. Но когда водолазы достали с затонувшего корабля компас, в нем обнаружился маленький кончик металлического ножа. Этот кусочек стали и заставил стрелку компаса отклониться от правильного направления. Случилось так: незадолго до гибели корабля один матрос получил поручение почистить компас. При этом он пользовался перочинным ножиком, кончик которого обломался. Небольшая оплошность стоила жизни многим людям. Грех часто кажется нам только лишь оплошностью. Но Библия говорит, что возмездие за грех — смерть. Иисус Христос умер за грехи людей и таким образом победил смерть. Верующим в Него, Он также дает силу побеждать грех, (Предложите учащимся вспомнить золотой стих Еф. 6.14-17). Чтобы победить, нужно облечься во всеоружие, уповать на Бога и быть готовым к сражению. Хорошо, когда человек верит в то, что Христос его Спаситель, Который дарит спасение даром, не по делам. Но это только первый шаг, дальше христианину нужно идти тем путем, которым прошел Христос — исполнить в точности волю Отца Небесного. Если он не будет побеждать грехи, то неизбежно будет побежден ими. Господь же всегда пойдет навстречу человеку, который борется с грехом и просит Его о помощи.

Разучивание золотого стиха

Предложите учащимся расшифровать золотой стих урока и записать его в тетрадь. Приготовьте заранее большой лист бумаги и в хаотичном порядке напишите на нем слова стиха. Учащиеся должны расставить слова в правильном порядке, после чего назовите ссылку — 2Пар.15.2. Скажите, что стих начинается со слова «Господь».

Пение

Разучите с учащимися песню «Я не хочу полуправды» (приложение №11).

Закрепление

и практическое применение

Предложите учащимся записать в тетрадь тему урока, библейскую историю, библейский источник и следующие выводы.

· Бог оставил человеку Свои заповеди для того, чтобы он, исполняя их, мог иметь успех.

· Неполное послушание Богу неизбежно приводит к большим бедствиям.

· Побеждай грех, иначе он победит тебя.

· Бог всегда приходит на помощь человеку, который ненавидит свои собственные грехи и ведет борьбу с ними.

Предложите учащимся разделиться на четыре группы, каждая из которых должна обсудить вопрос: «Как выражается у современных христиан неполное послушание заповедям Божьим?»

Дайте время для выполнения этого задания, затем соберитесь вместе и суммируйте выводы учащихся. Обобщите и выведите четыре рода искушений:

1. Жажда удовольствий и роскоши.

2. Сребролюбие и жажда наживы.

3. Конфликты со старшим поколением.

4. Волшебство и лжерелигии.

Спросите у учащихся, знают ли они, как бороться с искушениями. Выслушайте ответы учащихся, обобщите их и предложите им сделать запись в тетрадь.

Как бороться с искушениями?

· Принять твердое решение прекратить встречи с плохими друзьями.

· Рассказать об искушении другу или наставнику и попросить его молиться.

· Когда появляются плохие мысли, сразу же говорить о них Богу и просить защиты.

· Поговорить об этом с пастором или с другим служителем церкви.

· Изучать Библию, чтобы больше знать Слово Божье и, подобно Иисусу, отражать им нападки дьявола.

· Раскаяться в связи с потусторонним миром, если таковая была, и только в Библии искать путь к Богу.

Предложите каждому написать список грехов, с которыми чаще всего ему приходится бороться и с которыми чаще всего бывают компромиссы. Желательно, чтобы вы также составляли такой список.

Домашнее задание

Задание для девочек

Прочитать Суд. 4 и 5 главы и выполнить следующие задания:

1. Найти на карте Раму, Вефиль, гору Ефремову, Кадес, гору Фавор, поток Киссон.

2. Написать в тетрадь, кем была Девора и кем был Барак.

3. Благодаря чему совершилась победа над хананеями?

4. Передать коротко своими словами содержание песни Деворы.

5. Выписать в тетрадь Суд.5.31.

Задание для мальчиков

Прочитать Суд. 6 и 7 главы и выполнить следующие задания:

1. Найти на карте Офру, территории, где жили мадианитяне, амаликитяне, источник Харод, холм Море, долину Изреельскую.

2. Описать по порядку действия Гедеона.

3. Благодаря чему совершилась победа над мадианитянами?

Заключительная молитва

Совершите молитву, принося Господу нужду о помощи в борьбе с грехами, попавшими в список. Молитва может быть тихой или вслух.

Материальное обеспечение

1. Библия. 2. Приложения №10,11.

3. Доска или листы бумаги и пишущие принадлежности. 4. Лист бумаги с золотым стихом.

5. Небольшие листочки для всех учащихся (для списка грехов). 6. Карта Палестины с нанесенными границами колен (по возможности).



ЦИКЛ «ЧЕЛОВЕК» ПОБЕДА И ПОРАЖЕНИЕ В БОРЬБЕ

УРОК 8

Тема урока:

ПОСЛУШАНИЕ ПОБЕЖДАЕТ СТРАХ

Цель урока:

Показать учащимся, что любовь к Богу и послушание Ему помогают преодолеть страх и совершить победу.

Библейский источник:

Суд. 4-1 гл.

Библейская история:

ПОБЕДЫ ДЕВОРЫ И ГЕДЕОНА

Золотой стих:

«Господи! Не в Твоей ли силе помочь сильному или бессильному? Помоги же нам, Господи, Боже наш; ибо мы на Тебя уповаем» — 2 Пар. 14.11.

Второй план:

Для Господа ценно послушание, основанное не на страхе, но на глубокой любви к Нему.

Практическая цель:

Пробудить у учащихся желание смело вступать в борьбу с грехом и иметь при этом твердую уверенность в помощи Божьей и победе.


Приветствие

Приветствуйте учащихся, интересуясь их проблемами и радостями. Особое внимание уделите тем, кто пришел впервые. Рассадите мальчиков и девочек отдельно, потому что большую часть заданий этого урока они будут выполнять отдельно друг от друга.

Молитва

Помолитесь о ниспослании силы Божьей, способной преодолеть.

Пение

Спойте с учащимися песню «Я не хочу полуправды» (приложение №11)

Мотивация

После приветствия и молитвы предложите мальчикам и девочкам обсудить в своих группах тему «Страх». Заранее перепишите приведенные ниже вопросы на отдельные листочки в двух экземплярах, предложите каждой группе выбрать своего лидера и вручите ему листочки с вопросами. Попросите учащихся провести групповое обсуждение и подвести итог. Вопросы, которые надо переписать на листочки.

· Чего обычно боятся люди?

· Испытывали ли вы когда-нибудь страх и с чем это было связано?

· Чего больше всего вы боитесь?

· Как бороться со страхом?

· Что Библия говорит о страхе?

· Кого надо бояться больше: людей или Бога?

Время от времени подходите к каждой группе, включайтесь в обсуждение, расскажите о своих страхах и выскажите свое мнение. Мальчикам, вероятно, труднее будет признаваться в своих страхах, но постарайтесь их привести к тому, чтобы они были честны и открыты перед Богом. Посредством такого задания вы лучше узнаете своих учеников.

Подчеркните, что страх—это нормальное и всеобщее человеческое чувство, но Библия предлагает нам бояться только Бога, а ни людей, ни сатану, ни себя и т.д.

Библейское повествование

Предложите группе девочек, используя материал домашнего задания (см. урок 7), на большом листе бумаги или на отдельных листочках нарисовать 4-5 схематических рисунков, изображающих последовательность библейских событий, описанных в Суд.4-5 гл. (При необходимости помогите им более четко выбрать сюжеты). Например:

1. Израильтяне приходят на суд к Деворе;

2. Девора зовет Варака вступить в сражение с Иавином;

3. Иавин терпит полное поражение;

4. Девора поет песни победы Господу. Предупредите о том, что рисунки нужно будет прокомментировать, когда весь класс соберется для обсуждения.

Предложите группе мальчиков аналогичное задание по Суд. 6-7 гл. о Гедеоне. При необходимости помогите им более четко выбрать сюжеты. Например:

1. Ангел является Гедеону, когда тот выколачивал пшеницу в точиле;

2. Гедеон разрушает жертвенник Ваала и ставит жертвенник Богу;

3. Гедеон по повелению Бога распускает большую армию и оставляет небольшой отряд;

4. Гедеон и его воины с кувшинами, светильниками и трубами приходят в стан мадианитян;

5. Мадианитяне терпят полное поражение. (Рисунков по этой библейской истории, может быть 7-8).

После завершения работы в каждой группе, соберитесь все вместе. Перед тем, как дать возможность каждой группе представить свои рисунки, сделайте небольшое вступление.

Итак, израильтяне пришли в Землю Обетованную и вместо того, чтобы одерживать победу за победой, отвоевывать территорию за территорией, они решили пойти на компромисс с врагами Бога и своими врагами. У них были свои желания: побыстрее обосноваться на новом месте и жить в свое удовольствие. Враги оказались не такими уж страшными. Правда, они поклонялись деревянным истуканам и вели себя очень распутно, но, в конце концов, с ними можно было договориться. К тому же, некоторые враги были умными, богатыми, предприимчивыми. У них можно было кое-чему поучиться. Наверное, Бог немного ошибся, дав повеление истребить их. Израильтяне не собирались воевать, но и враги тоже не собирались так быстро сдавать свои позиции. Поначалу они были в паническом страхе от Бога израильтян. Слухи о том, какие чудеса творил этот Бог, заставили трепетать самых храбрых царей. Но теперь Бог оставил израильтян, враги это видели и сразу же пошли в наступление. Они хотели выжить со своей земли чужаков. Врагам очень часто удавалось сделать жизнь израильтян невыносимой. И только тогда израильтяне вспоминали о своем Боге. Бог отвечал им и посылал храбрых людей-судей.

Предложите группе девочек показать свои рисунки и рассказать о Деворе. Дополните и обобщите рассказ девочек, указывая места событий на карте, прикрепленной к доске или ссылаясь на карту, приведенную в конце Библии.

Иисус Навин в свое время одержал победу над Ханаанским царем из Асора, но тот через некоторое время пошел войной на израильтян. Этот царь отвоевал себе выгодную в военном отношении позицию — городок Харошеф-Гоим и оттуда совершал набеги на другие территории. Его девятьсот железных колесниц и храбрый начальник Сисара приводили израильтян в ужас. Колена, жившие на севере, более всего подвергались нападениям врагов, которых они в свое время не истребили. Целых двадцать лет хананеи угнетали жителей колена Завулона, Неффалима и Асира, пока они не возопили к Богу. Бог открыл Деворе - пророчице, судившей в то время народ, что Ба


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: