Разложение школ классической греческой философии под влиянием мистико-теософских учений Востока. Герметизм – мистико-религиозное учение, с поздней античности стремившееся синтезировать элементы платонизма, стоицизма и пифагореизма с эзотерическими учениями Египта и Востока, халдейской астрологией и магией и оказавшее влияние на формирование христианской традиции в ранний период ее становления[25].
1-(7) | Рождение Христа (дата условная ) [26] |
Овидий «Наука любви 8– «Метаморфозы» | |
7-40 | Ирод Антипа – царь Галилеи |
Правителем Иудеи становится римский наместник в Сирии. Проповедь Иоанна Крестителя (проповедника, вероятно, связанного с кумранской общиной) о скором приходе мессии и призывом людей к очищению от грехов путем крещения в водах р. Иордан. Казнь Иоанна Иродом Антипой. Посредническая роль ИоаннаКрестителя между кумранским учением и массовой христианской проповедью, из которой выросло христианство. | |
Овидий «Метаморфозы» Авл Корнелий Цельс. Римский писатель эпохи императора Тиберия, автор энциклопедии «Искусства(«Artes») из 8 книг, которая включала вопросы медицины, сельского хозяйства, риторики, военного дела. Сохранились только те части этого сочинения, которые имели отношение к медицине. Обладал широкими медицинскими познаниями, хотя сам врачем не был. | |
Проповедническая деятельность Иисуса (длилась согласно ангельским текстам от одного года до трех лет) Первые христианские общины | |
1-100 | Апполоний Тианский греческий философ-пифагореец основатель эллинистического христианского мистицизма. Согласно традицииобучался в Индии. Путешествовал по Египту и Греции. В 65 году проповедовал в Римских храмах.В 95 году основал в Эфесе пифагорейскую школу – главный центр тайно-знания, в котором изучались «науки» входившие в состав «герметического свода». Учил о нечистоте материи и величайшем боге среди богов. Выступал в роли собеседника и советника римских императоров Веспасиана, Тита, Нервы. |
Патристика [27]
|
|
10 г. до н.э. – первая половина 1 в. н.э.
Филон Александрийский - иудейско-эллинистический философ, предпринял попытку синтеза религии иудаизма и эллинистической ф илософией и сделал это более последовательно, чем представители неоплатонизма, неопифагореизма и стоицизма, попытался осуществить аллегорическое истолкование «Пятикнижья». Утверждал идею о недостижимости Бога для человека. Создал учение о ЛОГОСЕ, в котором попытался сочетать иудейское вероучение с греческой идеалистической философией. Егоучение сыграло впоследствии большую роль в становлении христианскойтеологии. В этом учении Бог трактуется как Абсолют не обладающий никакими качествами, не протяженный в пространстве и времени. Слово, Разум божий – Логос является посредником между абсолютом и миром. Ниже Логоса находятся «силы Божии», воздействующие на космос и человека.Через логос человек может достигнуть единения с божеством. Учение о Логосе сближало Филона с учением Гермеса Трисмегиста, в котором также присутствовало учение о Божественном Разуме госе, который противостоит миру, созданному демонами и являющимся воплощением зла. Перед лицом бога, когда человек встречает своего Творца, он осознает свое ничтожество. «Бог – пастух мира и людей», который «в соответствии с законом и справедливостью» гонит «землю и воздух и огонь и все, что в них растет и живет...ставя во главе Свое истинное слово и Перворожденного сына, который возьмет у него заботу об этом священном стаде..."[28] Вместе с тем, человек превосходит других живых существ тем, что обладает особым даром, которым является Ум», приученный схватывать природу как материальных объектов, так и вещей вообще…из всего, что в нас, один ум неразрушим. Ибо только ум Отец, Который сотворил его, счел достойным свободы и, развязывая узлы необходимости, отпустил его, дав от своей свободы воли, которая является Его наиболее специфическим и внутренним владением, такую часть, которую он был в состоянии вместить… Он сделал человека свободным и вольным для того, чтобы использовать его энергии поступать добровольно и привольно, чтобы он, зная добро и зло, получив понятие хорошего и низменного, ясно понимая справедливое и несправедливое и вообще то, что принадлежит добродетели и пороку, - мог выбрать лучшее и избегать противоположного»[29]
|
|
30-100 | Юстин (Иустин Философ) – христианский писатель. Основал в Риме христианскую школу (наставником школы после смерти Юстина стал Титиан). Разделял некоторые взгляды гностиков, которые обобщил и критически переосмыслил с позиций платонизма и христианской ортодоксии в сочинении «Sintagma»(не сохранилось),которое считается самым ранним произведением христианской критики «еретического» учения о гносисе. |
По просьбе иудеев из-за жестокого правления отозван римский наместник в Иудее Понтий Пилат | |
37-41 | Калигула – римский император объявляет себя богом |
Распятие, смерть и вознесение Христа (по данным традиции) [30] |