Христианство и платонизм

Образцовой философской школой в этот период был платонизм. Значительный вклад в создании христианской теологии сделала основанная в 203 году Александрийская христианская теософская школа, ведущую роль в которой играли представители неоплатонизма Аммоний Саккас (основатель неоплатонизма), Ориген и Плотин, а также видный христианский мыслитель Климент Александрийский. Представители этой школы стремились синтезировать восточный мистицизм и пифагорейско-платоновский гнозис. При этом преподавание в христианских школах «круга наук» (риторики, диалектики, логики, математики и физики) считалось пропедевтикой к изучению, главного предмета – христианской теологии. Ощущая себя наследниками эллинской философии, многие из представителей этой школы, так, например, Климент Александрийский и Ориген, играли видную роль в деятельности христианской церкви[44].

Обожествление римских императоров. Объявление христианства «незаконной религией» (religio ellicita) в связи с отказом христиан участвовать в культах обожествленных императоров.

Гонения на христиан, отказывавшихся признавать «божественность» императора. Эти гонения в эпоху «добродетельных императоров»: Нервы, Трояна, Адриана, Антонина и Марка Аврелия, вопреки утвердившегося в официальной истории христианской церкви, носили не постоянный, а спорадический характер и были связаныне с преследованиями «за веру», к ней в этот период отношение имперской власти было достаточно терпимым, а с вспыхивавшими, по тем или иным поводам и в разных частях римской империи, «бунтов» толпы, которые нередко провоцировались выступлениями христианских миссионеров. Вместе с тем в Риме отсутствовала целенаправленная политика борьбы с неримскими культами и религиозными учениями, в том числе и христианством. Что касается христианской церкви, то во 2 веке она «по всем пунктам сближалась с государством». Некоторые ее иерархи (епископы) стремились в своих посланиях к императору доказать, что порвавшее с иудейской традицией христианство может принести Римскому государству щедрые блага (примером может служить послание епископа Мелитона императору Марку Аврелию)[45].

  Тацит «Анналы»
  Рескрипт императора Траяна, запрещающий проповедовать христианство, но ограничивающий преследования христиан
111-113 Плиний Младший. «Письма»
121-180 Марк Аврелий – римский император, философ стоик. Автор трактата «Наедине с собой. Размышления в 12 кн.»
117-128 Строительство в Риме Пантеона – купольного храма, грандиозного сооружения, сыгравшего уникальную роль в развитии европейской храмовой архитектуры.
  Император Адриан основывает в Риме высшую школу – Атенеум, в которой изучаются риторика, философия, литература и право
  Выступление в Александрии гностика Василида
45- 120 Плутарх греческий писатель, философ-моралист, последователь Платона. Выступал против эпикурейцев и стоиков. Верховный жрец Аполлона пифийского в Дельфах. Автор многочисленных произведений, посвященных различным проблемам и аспектам античной культуры. Наиболее значительными являются его знаменитые «Сравнительные жизнеописания», «Моралии», включающие «Застольные беседы» (8 книг) и Трактаты и диалоги. П. считается также крупнейшим античным теоретиком музыки, которой посвящены ряд его произведений. Будучи эклектиком, П. стремился объединить платоновское учение с элементами стоицизма, идеями перипатетиков и пифагорейцев. Согласно П., философия – это систематическая дисциплина, являющаяся средством самовоспитания универсально образованного дилетанта. Платоновская «пайдейя» трактуется им как «образование» и «филантропия» («человеколюбие», «эллинистическая гуманность»). Вслед за Филоном из Ларисы П. рассматривает риторику, диалектику и грамматику (понимаемую как вспомогательную дисциплину) в качестве неотъемлемых частей философии. Эти идеи П. явились одним из источников формирования системы т.н. «свободных искусств», составивших основу общего образования в Средние века.
  Светоний. «Жизнь 12 цезарей».
136-140 Выступление в Риме гностика Ваплентина. Его претензии на пост епископа Рима
125 –180 Апулей римский писатель, софист, ритор и маг. Автор романа «Метаморфозы, или Золотой осел» (153 г.). Получил образование в Карфагене и Афинах, где занимался философией, риторикой, геометрией, музыкой и поэзией. В Риме совершенствовался в адвокатской практике. Совершил путешествие на Восток и опять обосновался в Карфагене. Вел жизнь странствующего ритора и софиста, занимался оккультными науками и магией. В конце жизни удостоился почестей как прославленный оратор. В философии был последователем Платона (средний платонизм), написал соч. «Платон и его учение» - учебник, в котором изложил платоновскую физику (теологию, космологию, антропологию) и этику. Учение о логике в этом сочинении отсутствует. Философия, по А. – высшая формы знания, по отношению к которой все конкретное знание носит пропедевтический характер, выполняет роль предварительной и необходимой общеобразовательная подготовки. Наряду с сочинениями Плутарха и Альбина, идеи Аппулея послужили источником для формирования в период раннего Средневековья системы т.н. «свободных кусств (наук)».
  «Физиолог»- книга неизвестного автора с описанием свойств растений, животных, минералов, часто фантастических. В Средние века был популярен ее перевод(с греческого языка),перетолкованный в духе христианской- символики.
117-138 Карпократ [46]– христианский автор гностической ориентации, пытавшийся сочетать христианскую идеологию с гностическим учением. Утверждал, что отличие Христа от других людей состояло в том, что его душа сохранила живое воспоминание о боге, который освободил его за это от земных уз.
  Основание Карпократом в Александрии первой христианско-гностической школы (секции)
  Ювенал «Сатиры»
  Окончательное разрушение Иерусалима и основание на его месте Элии Капитолины (после подавления восстания иудеев во главе с Бар Кохбой).
130-200 Ириней Лионский епископ и христианский писатель. Апологет христианства и критик ересей. Автор трактата «Развенчание и опровержение того, что ложно зовется гносисом» (в латинском переводе «Против ересей»).
29-199 Клавдий Гален из Пергама –римский философ, врач и ученый.
140-150 Расцвет влияния гностика Макриона в Риме.
150-215 Климент Александрийский. Христианский писатель. Ученик Пантена. Глава Александрийской христианской школы (190-202). В его произведениях «Увещевание язычникам», «Педагог», «Апологетик», «Стоматы» сохранились которая, по его мнению, «сама по себе вовсе не является гибельной на человеческую жизнь и причиной ложных мнений и дурных дел, как клевещут некоторые», он утверждает одновременно мысль о том, что она должна стать «служанкой богословия»: «…Прежде пришествия Господа философия была необходима эллинам для достижения некоей правоты, а ныне она необходима для приведения к истинному благочестию тех, чей дух может открыться для истинной веры не иначе,как путем выводов из посылок или после предварительных опытных доказательств; для них философия есть своего рода подготовительное учение… быть может, философия, прежде чем Господь призвал эллинов к Себе, была дана им до времени и на первый случай – с той же целью, с какой и евреям – Писание. Она была для эллином таким же детоводителем ко Христу, каким закон для евреев»[47]. В сочинении «Педагог» К.А., рассматривая отношение между Богом и человеком, называет Бога «воспитателем». Он пишет: «Воспитатель наш – святой Бог Иисус, Слово, наставляющее все человечество, сам человеколюбивый Бог есть воспитатель» [48]. В полном соответствии с этой новой установкой, когда не античная пайдейя (культура), а слово «священного писания», которое и есть Бог, выступает в роли воспитателя человека, переосмысливается и античное учение о Логосе – важнейшем смыслообразующем элементе античной культуры, создателем которого был Гераклит. В своем сочинении «Наставник» он пишет: «…Богом же становится тот человек, который исполняет волю Божию. Значит верно сказал Гераклит: «Люди – боги, боги люди. Ибо логос один и тот же». Тайное явно (смысл этого таинственного изречения очевиден): Бог в человеке, и человек – Бог, а волю Отца исполняет Посредник, так как Слово (Логос) – Посредник (между Богом и человеком), общий им обоим…»[49] В трактате «Стоматы» К.А. утверждает, что знание философии и связанных с ней наук необходимо для уразумения Священного писания /Кн.1,9 (52)/.Но необходимо отличать софистику от философии и не увлекаться мирскими науками в ущерб вере. «Смотрите, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу». Примером подобных увлечений К.А. считает античную натурфилософию. «Философия согласная с божественным преданием, признает и утверждает провидение… Стихиями же считают: Диоген – воздух, Фалес – воду, Гиппас – огонь; они усматривают начало в атомах лишь прикрываясь именем философии…будучи людишками любострастными и безбожными» /«Стоматы» Кн.1.11(52)/. Каждая часть античной философии содержит лишь часть истины, а многие ее школы имеют восточное происхождение. Познать же Бога можно только верой. Вера, в отличие от философии, прямой путь к истине. Второй путь к истине – страх Божий. «Одного Бога сильно бойся», - восклицает К.А (Стоматы. Кн. вторая, 2.) Таким образом, культура для К.А не что иное, как результат синтеза христианской веры и античной философии при безусловном приоритете в этом синтезе веры.
  Птолеме й «Великое математическое построение астрономии» (в 13 кн.)
140-150 Период наивысшего влияния гностика Карпократа
  Аппиан «Римская история»

Середина II века

Галлы в союзе с германскими племенами восстают против власти Рима.

Вторая половина 1 в. до н. э.

Альбин античный философ, платоник. Автор сочинения «Введение к диалогам Платона». Одно из наиболее полных изложений учения Платона, использовавшееся в качестве учебника. В эпоху итальянского Ренессанса учебник Альбина стал одним из первых источников знакомства итальянских гуманистов с философией Платона. Его латинский перевод был осуществлен в 1469 году. В этом сочинении изложение платоновской диалектики (логики) предваряется определение философии и диалектического суждения (гносеологии). Наиболее характерной особенностью сочинения Альбина состояло в привлечении аристотелевской логики в качестве введения в философию Платона. Этот подход, предполагавший использование логики в качестве пропедевтики философии, позднее получил развитие в александрийской школе неоплатонизма и нашел затем отражение в организации «семи свободных искусств» как единой системы знания.

150-230 Тертулиан. Христианский философ и писатель. Ортодокс. Создатель христианской латыни. Внес в христианскую письменность приемы схоластического стиля. Ярый враг античногофилософского наследия. Об этом свидетельствует его высказывание: «Подчиняясь повелению Бога и следуя закону Отца бессмертия, мы отбрасываем все, что зиждется на человеческом мнении…Нет никакого толка от тех, кто называет себя философами». Автор более 70 произведений, среди которых наиболее известны «Защита от язычников», «Против еретиков», «Апология» (197). Один из главных критиков гностической ереси.
130-180 Авл Геллий –писатель, филолог. Автор трактата «Аттические ночи» (ок. 169), в котором содержится определение «культуры humanitas».
175-242 Аммоний Саккас –греческий философ, основатель неоплатонизма, учитель Плотина.
176 Марк Аврелий основывает в Афинах четыре философских кафедры – стоическую, эпикурейскую и назначает главе каждой из них годовое жалование в 10000 тыс. драхм в год. Кандидатуры заведующих кафедрами были утверждены «голосованием лучших граждан». Ведущую роль в его трудах, под влиянием стоика Эпиктета, занимает этика.
180 Павсаний «Описание Эллады »
  Основание стоиком Пантеном, принявшим христианство, школы в Александрии. Наиболее значительными ее представителями были его ученик Климент и Ориген.
185-253\ 4 Ориген – христианский теолог, философ и ученый – представитель ранней патристики, глава Александрийской школы (с 217), умер в заключении в тюрьме г. Тира во время гонений христиан при императоре Деции. Один из важнейших предшественников византийской мысли. Основой его учения был стоически окрашенный платонизм. Ориген заложил основы средневековой традиции аллегоризма и символизма. «В его сочинениях христианская мысль впервые достигает высшего философского уровня эллинистической культуры того времени». Вслед за Филоном Александрийским разрабатывает учение о трех смыслах библейского текстателесном (буквальном), душевном» (моральном), «духовном» (философско-мистическом), отдавая приоритетную роль последнему. Тем самым он закладывает основу средневековой традиции аллегоризма и символизма. Учение Оригена об аскетическом самопознании и борьбе со страстями оказало сильное влияние на становление монашеской мистики IV-VI вв. Выработанная им система понятий широко использовалась при построении церковной догматики. Вслед за греческими мыслителями считал мир как серию миров, созданных не одновременно, а последовательно друг за другом. Конец мира должен быть сходен с его началом, Христос воплотился в этом мире только один раз, и «его инкарнациисуждено остаться уникальным не воспроизводимым событием». В учении Оригена впервые встречается термин «богочеловек». Ориген воспроизводит в высшую степень свободную волю людей на всех уровнях их существования» [50]. Он предпринял также попытку создать критический текст греческого перевода Библии (Септуагинты). «Ориген был умом наиболее философским и эрудитом из эрудитов античной церкви, «апологетом» христианства в точном смысле этого слова»[51].
  Цельс. Римский писатель эпохи Аврелия, был автор полемического сочинения «Истинное слово» (ок. 178 г.),направленного против христиан, в котором он обвинил эту религию в нравственной интеллектуальной деградации, подвергнув ее всесторонней критике как враждебной римской культуре и традициям Рима.
180-192 Коммод – римский император, утверждает в качестве официальных восточные культу Изиды и Митры.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: