Методика «сложные аналогии»

Цель: Методика используется для выяснения того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназ­начается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.

Инструкция: На бланке перед вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. На­против каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответству­ющие им буквы приведены в таблице «Шифр». Вы должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «Шифр». И после этого в буквенном ряду обвести круж­ком ту из букв, которая соответствует найденному в таб­лице «Шифр» аналогу. Время выполнения задания – 3 минуты

Экспериментальный материал: представляет собой 20 пар слов – логических задач, которые предлагается решить испытуемому и шифр к ним.

Текст МЕТОДИКИ

Шифр

A. Овца — стадо

Б. Малина — ягода

B. Море — океан

Г. Свет — темнота

Д. Отравление — смерть

Е. Враг — неприятель

1. Испуг – бегство 2. Физика – наука 3. Правильно – верно 4. Грядка – огород 5. Пара – два 6. Слово – фраза 7. Бодрый – вялый 8. Свобода – воля 9. Страна – город 10. Похвала – брань 11. Месть – поджог 12. Десять – число 13. Плакать – реветь 14. Глава – роман 15. Покой – движение 16. Смелость – геройство 17. Прохлада – мороз 18. Обман – недоверие 19. Пение – искусство 20. Тумбочка – шкаф А Б В Г Д Е А Б В Г Д Е А Б В Г Д Е А Б В Г Д Е А Б В Г Д Е А Б В Г Д Е А Б В Г Д Е А Б В Г Д Е А Б В Г Д Е А Б В Г Д Е А Б В Г Д Е А Б В Г Д Е А Б В Г Д Е А Б В Г Д Е А Б В Г Д Е А Б В Г Д Е А Б В Г Д Е А Б В Г Д Е А Б В Г Д Е А Б В Г Д Е

Обработка результатов: результаты обрабатываются в соответствии с ключом

КЛЮЧ К ОБРАБОТКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

                                       
Д Б Е А Е А Г Е В Г Д Б Е А Г Е В Д Б В

ОЦЕНКА

Оценка, баллы                  
Кол-во правильных ответов         12-14 10-11 8-9    

Анализ результатов и выводы: Если испытуемый правильно, без особого труда решил все за­дания и логически объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и слож­ных логических связей.

Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибает­ся при сопоставлении (только после тщательного анализа ошибок и рассуждений), можно сделать вывод о соскальзыва­нии умозаключений, растекаемости мышления, о произволь­ности, нелогичности рассуждений, диффузности, расплывча­тости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей. Наиболее информативное значение имеют рассуждения ис­пытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотно­шение понятий «прохлада – мороз».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________­­­­____


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: