Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства

В мировой практике известны два варианта поддержки государством малого предпринимательства.

Первый вариант - широкое государственное регулирование деятельности малых предприятий в сочетании с протекционистской политикой в их пользу, в некоторой степени это создание «тепличных условий», не формирующих нужных стимулов к развитию.

Второй вариант - умеренное государственное регулирование рыночных условий для формирования реальных конкурентных отношений. Это наиболее эффективный компонент экономической политики в условиях развитого рынка, обеспечивающий выживание сильнейшего.

Эти два варианта не противоречат друг другу, а скорее дополняют, так как соответствуют разным этапам развития рыночных отношений.

14 июня 1995 г. в нашей стране был принят Закон №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который был направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. С принятием этого Закона начата формироваться нормативно-правовая среда, регламентирующая порядок государственной поддержки малого предпринимательства.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

− формирование нормативно-правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства;

− создание и совершенствование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

− создание льготных условий для использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

− установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

− поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами:

− организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий;

− обеспечение социальной защищенности и безопасности в малом предпринимательстве;

− создание системы государственной и общественной поддержки малого бизнеса.

Закон №88-ФЗ определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, а также устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования действия субъектов малого предпринимательства.

Процесс создания и укрепления сферы малого предпринимательства в Самарской области обеспечивается поддержкой и стимулированием со стороны государства. Государственная поддержка малого бизнеса в Самарской области начиная с 1993 года носит системный характер: в Администрации области создан департамент поддержки предпринимательства и малого бизнеса - координатор всех мероприятий по государственной поддержке малого бизнеса в области, реализация которых, начиная с 1994 года, проводится в рамках областных программ. Основной принцип реализации всех программ - инициатива со стороны местных органов самоуправления Самарской области, которые становятся непосредственными участниками реализации мероприятий программ государственной поддержки малого бизнеса.

Совместно с органами местного самоуправления на территории области созданы центры развития малого бизнеса, основной задачей которых является подъем деловой активности на конкретной территории путем приближения финансовых и информационных источников к предпринимательской среде, работающей в сфере малого бизнеса.

Центры, являясь основой инфраструктуры государственной поддержки малого бизнеса в области, совместно с местными банками, используя при этом как средства бюджета, так и средства самих банков, отрабатывают механизмы финансового взаимодействия между предпринимателями и банкирами. Это целевые кредиты малым предприятиям, в том числе и под гарантии департамента; краткосрочные кредиты в качестве временной финансовой помощи малым предприятиям, финансовый лизинг. Усилия Администрации по созданию в области благоприятной среды для деловой активности в сфере малого бизнеса не остались незамеченными со стороны Европейского экономического сообщества. В области проводится ряд программ поддержки малого бизнеса в рамках проектов TASIS, Европейский банк реконструкции и развития совместно со Сбербанком, Росэстбанком и Инкомбанком провел программу финансирования малого бизнеса, в которой было охвачено около 400 предприятий. В настоящее время активное участие в решении проблем кредитования принимает компания FINKA.

Принятая в 2003 году Самарской Губернской Думой «Комплексная программа развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Самарской области на 2004 - 2010 годы» предусматривает следующие приоритетные направления.

1. Информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

2. Нормативное правовое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства.

3. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.

4. Разработка и развитие прогрессивных финансовых и имущественных технологий поддержки субъектов малого предпринимательства,

5. Поддержка предпринимательства в сфере производства наукоемкой промышленной продукции.

6. Научно-методическое, техническое и финансовое обеспечение подготовки кадров для малого предпринимательства.

7. Продвижение услуг и товаров, производимых субъектами малого предпринимательства, на муниципальные региональные и международные рынки. Взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганды.

8. Реализация совместных программ (проектов) поддержки малого предпринимательства.

Данная система мероприятий обеспечивает преемственность развития уже имеющейся системы государственной поддержки малого предпринимательства.

В настоящее время существенной проблемой осуществления реальной поддержки малого предпринимательства является несовершенство законодательства по применению льгот кредитным, финансовым, страховым, образовательным организациям, работающим с малыми предприятиями.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны разрабатывать и осуществлять меры по созданию соответствующей информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информацией.

Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать малым предприятиям полностью или частично расходы, связанные с информационным обслуживанием их деятельности. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между малым предприятием соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.


Рекомендованная литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. №51-ФЗ от 30.11.1994 (с изм. и доп.).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. №14-ФЗ от 26.01.1996 (с изм. и доп.).

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 3. №146-ФЗ от 26.11.2001 (с изм. и доп.).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 4. №230-ФЗ от 18.12.2006 (с изм. и доп.).

5. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» №128-ФЗ от 08.08.2001 (с изм. и доп.).

6. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 №88-ФЗ (с изм. и доп.).

7. Федеральный закон «О рекламе» №38-ФЗ от 13.03.2006 (с изм. и доп.).

8. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99. «Торговля. Термины и определения».

9. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51304-99. «Услуги розничной торговли. Общие требования».

10. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51305-99. «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу».

11. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51773-2001. «Розничная торговля. Классификация предприятий».

12. Бланк И.А. Торговый менеджмент. – Киев: Эльга, Ника-Центр, 2004.

13. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2001.

14. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.

15. Петров П.В., Соломатин А.Н. Экономика товарного обращения. – М.: ИНФРА-М, 2002.

16. Погодина Г.В. Экономика и управление малыми предприятиями торговли. – Самара: Международный институт рынка, 2007.

17. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. – М.: ИНФРА-М, 2001.

18. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях общественного питания. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

19. Снегирева В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. – СПб: Питер, 2007.

20. Усов В.В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

21. Экономика торгового предприятия: Торговое дело / Под ред. Л.А.Брагина. – М.: ИНФРА-М, 2008.


[1] Материальная помощь, беспроцентные ссуды на улучшение жилищных условий, пособия неработающим пенсионерам, выходные пособия при увольнении, стипендии студентам, направленным предприятием на обучение с отрывом от производства, и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: