Занятие посвящено попытке реализовать свои актерские способности. Непосредственнее всего это делают дети. Чтобы освободиться от условностей, необходимо поиграть в детские игры: „ледокол" — третий лишний или кошки-мышки.
При обсуждении игры педагогу-психологу следует обратить внимание ее участников на изменение собственного эмоционального состояния в ходе игры. Это становится, как правило, началом исследования основных вопросов: как мы чувствуем изменение эмоционального состояния в себе? Как выражаем это состояние? Как его замечаем?
Участники делятся на две группы: первая — актеры, вторая — зрители.
Руководитель предлагает актерам темы инсценировок:
а) идти против ветра;
туда, куда не хочется;
так, чтобы кого-нибудь не разбудить;
б) идти с тем, кто веселее всех;
с тем, кто напоминает кого-нибудь из жизни знакомых;
с самым симпатичным для тебя человеком в этой группе;
с тем, кто вызывает настороженность;
с тем, кого бы ты хотел изменить.
Группа зрителей должна понять, кого показывают актеры. Затем группы меняются ролями, и предлагаются следующие темы:
мы куда-нибудь идем, и вдруг… (встреча с неожиданностью)
…понимаем, что что-нибудь забыли;
…не хватает денег (нет жетона для телефона);
…видим человека, который нам очень нравится;
…видим человека, которому хотим понравиться;
…узнаем, что на чулке (рукаве и т. д.) дырка.
Обсуждение.
Что помогает осознать, выразить чувство? Что помогает нам понять, что чувствует другой человек?
После обсуждения руководитель предлагает систематизировать невербальные реакции, которые помогают узнавать эмоцию, и классифицировать типичные жесты, пантомиму, мимику.
Занятие № 4 (2—4 часа). Анализ чувств.
Цели: тренировка осознания и вербализации чувств; выявление двойственности чувств. Порядок работы.
Упражнение 1. „Ледокол".
Можно использовать любое упражнение на доверие, например упражнение „Слепой и поводырь". Группа делится на пары. В паре договариваются, кто будет „слепым", а кто „поводырем".
Правила игры. „Слепой" закрывает глаза и доверяется „поводырю" во всем. „Поводырь" должен провести „слепого" по всему пространству, стараясь как можно меньше нарушать комфортное состояние своего партнера: всячески его оберегать, заботиться, комментировать происходящее.
Затем партнеры меняются ролями и упражнение повторяется. Все пары движутся по помещению хаотично. При анализе этого упражнения обратите внимание на то, как собственный опыт переживания „слепоты" повлиял на действия в последующей роли „поводыря".