Занятие № 1 (2 часа). Нарушение „личного" пространства.
Цели: осознание важности пространства в общении; установление влияния пространственного расположения партнеров на процесс коммуникации.
Порядок работы.
1. „Ледокол". Участники стоят в две шеренги лицом друг к другу. Задача — оттолкнуть партнера. Обсуждение. Почему возникают неприятные чувства?
Упражнение 1.
Группа делится на пары. Партнеры, приближаясь и удаляясь, заходя с боку и со спины, пытаются определить свои ощущения при приближении — при удалении.
После того как участники выскажутся, можно обсудить чувства людей в переполненном автобусе при нарушении дистанции субъективно осознаваемой безопасности. Обратить внимание на закономерное в этом случае возрастание тревожности.
Упражнение 2.
Один участник стоит в центре, остальные приближаются к нему. Затем он приближается к остальным.
Обсуждение.
Какие испытываем ощущения? Какие заметил закономерности проявления чувств каждый из вас?
|
|
Упражнение 3.
Двум учащимся, между которыми существует дружеская симпатия, предлагается поговорить:
а) о погоде;
б) о каком-либо вопросе, не предназначенном для посторонних (шепотом).
Остальные наблюдают изменения пространственного расположения в процессе беседы. В обсуждении обговариваются причины изменения дистанции в общении.
Обобщение.
Участникам предлагается высказать свои предположения по поводу закономерностей в возникновении чувств и влияния этих чувств на процесс взаимодействия при нарушении дистанции субъективно осознаваемой безопасности.
Тема 2. Эмоции и чувства
Занятие №2 (2 часа). Роль эмоций в общении.
Цели: актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы; проявление проблемы суженного опыта восприятия и трансляции чувств.