Глава 1: Теоретическая Часть

Появление и развитие поисковых систем происходит вот уже более десяти лет. За это время в мире в целом и его отдельных регионах в частности успели громко заявить о себе десятки поисковиков. Некоторые из них так же громко канули в Лету, оставив после себя лишь воспоминания, другие, наоборот, смогли превратиться из потенциально успешных новичков в настоящих монстров поискового сегмента сети Интернет. Бесспорным мировым лидером среди поисковых систем современности является Google. Многие пользователи ошибочно полагают, что поисковик №1 является старейшим поисковым ресурсом в мире. Однако это далеко не так. Google родился тогда, когда многие поисковые системы уже находились в зените славы. Но, несмотря на это, благодаря гению своих разработчиков эта поисковая машина в относительно сжатие сроки смогла перевернуть все с ног на голову в сети, заняв, таким образом, почетный трон в мире поисковиков.

Google Inc. – американская компания, владеющая одной из первых в мире по популярности поисковой системой Google. Вид хозяйственной деятельности корпорации Google - предоставление различных услуг по работе с информацией, прежде всего - поиск информации в сети Интернет. Основную прибыль компания получает от предоставления рекламодателям возможности размещения за плату веб-рекламы, которая соответствует информации, отображаемой на текущей странице поиска.[2] Google является корпорацией публичного типа: с 19 августа 2004 г. акции компании торгуются на американской бирже NASDAQ. По принадлежности фирмы по капиталу и контролю Google следует отнести к национальной компании. Основными акционерами являются основатели компании американцы Эрик Шмидт, Сергей Брин и Лэрри Пейдж. Разработка новой продукции в основном планируется централизованно, однако в процессе разработки в силу специфики продукта участвуют все офисы. Так, продукция, разработанная в одном из офисов, например, московском, становится доступной во всех странах мира. Что касается непосредственно деятельности, приносящей основную прибыль компании - рекламы, стандарты ее осуществления также определяются централизованно.

Интересна сама история зарождения компании, с чего все начиналось и как ее основатели сумели за столько короткое время достигнуть таких успехов?

Компания Google основана 7 сентября 1998 года двумя студентами Стэнфордского Университета Лэрри Пейджем и Сергеем Брином. Первый офис компании Google располагался в гараже, который Брин и Пейдж арендовали у своего знакомого. Оттуда партнеры управляли только что запущенным сайтом google.com, обслуживавшим уже около 10 тысяч запросов в день. На сам сайт Брин и Пейдж особенно не надеялись. Они полагали, что google.com останется открытой площадкой для демонстрации возможностей их технологии, а сама поисковая система будет продаваться для внутрикорпоративного использования. Между тем, сайт заметили в прессе. Стали появляться статьи о Google, в которых особенно отмечалось удобство поиска. В декабре 1998 года PC Magazine назвал сайт в числе 100 лучших поисковых серверов мира. Google начал свой поход к мировой славе и стал что-то зарабатывать на баннерной рекламе.

Компания развивалась, но средств не хватало. Интернет-рынок переживал кризис перенасыщения, обычная медийная реклама не обеспечивала необходимого дохода. Тогда Сергей Брин и Ларри Пейдж решили пойти на эксперимент и, сами того не ожидая, совершили еще одну революцию в Интернете. Они открыли новую модель заработка в Сети, сильно удивив Силиконовую долину, которая продолжала грезить тогда глобальными порталами, под завязку начиненными баннерами. Google отказался от баннеров на первой странице сайта, а вместо показа назойливых рекламных картинок его основатели решили размещать рядом с результатами поиска релевантные текстовые объявления под заголовком «спонсируемые ссылки». Так появилась поисковая, или контекстная, реклама. Она стала настоящей золотой жилой интернет-индустрии. На американском рынке поисковой интернет-рекламы, объем которого аналитики оценивают в 7 — 8 млрд, Google уверенно держит едва ли не монопольное положение.

Уже к началу IV квартала 2001 года Google объявил о самоокупаемости. Мичиганский парень Ларри Пейдж и московский Сергей Брин добились своего. Всего за семь лет, с 2000-го по 2006-й, оборот компании вырос с 19 млн до 10 млрд долларов, львиную долю которых составляет именно поисковая реклама.

В последующие годы наблюдался крайне быстрый рост компании и ее популярности среди пользователей сети Интернет, в результате чего она была не раз удостоена различных наград. Череда поглощений Google началась в 2003 году. Компания выкупила такие компании как: Applied Semantics,Pyra Labs (Blogger), Picasa, Urchin, AOL и другие[3]. В 2006 году было поглощено более 10 компаний, самая крупная из которых - YouTube. В 2007 году Google приобрел еще 16 компаний (Xunlei, Trendalyzer, Marratech, Image America и др.) В прошлом году были совершены лишь 3 сделки по поглощению - с компаниями Omnisio, Tatter & Company и российским ЗАО "Бегун". Всего по данным на 17 марта 2009 года Google поглотила 54 компании, и почти все эти поглощения – дружественные.[4]

Продукция корпорации Google подразделяется на платную и бесплатную. Первая представляет собой услуги по размещению рекламы в сети Интернет, а также по оптимизации работы веб-сайтов. Вторая группа подразделяется на продукцию, связанную с поиском информации, с онлайн-общением и обменом информацией, с использованием мобильных устройств и с повышением эффективности компьютера. Google также предоставляет доступ к некоторым новым разработкам (Лаборатория Google) и коду некоторых программ (Open Source). Помимо предоставления совей основной программы по интернет поиску - Google Web Search, компания предоставляет клиентам и другие таких как: Google Desktop, Google AdWords, Gmail, Google AdSense, Google Earth, Google News, Google Finance, Google Maps, Google Enterprise и новый браузер Google Chrome. Такое изобилие интернет услуг, несомненно, привлекает клиентов и располагает их лояльностью к данной компании.

Материально-техническая база корпорации Google достаточно большая. Сама компания предпочитает публиковать минимум информации по этому вопросу: в годовом отчете Google говорится лишь о недвижимой собственности в США и за их пределами Google. Кроме того, в открытом доступе находится информация об офисах компании (всего их 67, в 32 странах). Своим основным капиталом Google считает своих работников - на 30 сентября 2008 года их количество составляло 20123. Что касается технической базы, по неофициальным данным в одном только головном офисе Google в Mountain View количество компьютеров достаточно велико для хранения на жестких дисках всех имеющихся в Интернете данных. Кроме того, приблизительно каждые 10 секунд выходит из строя один компьютер, что никак не сказывается на работе поисковой машины. К сожалению, более подробная информация о материально-технической базе Google является внутренней, и доступ к ней ограничен.

Основным инструментом взаимодействия Google с другими фирмами является Google Network: фирмы заключают соглашения с корпорацией Google о размещении последней на веб-страницах первых различных рекламных ссылок по технологии Google AdSense и впоследствии получают часть доходов от выплат рекламодателей. Кроме того, многие компании, такие как итальянский портал Virgilio ведущий онлайновый справочник Великобритании Virgin Net, имеют договоренность с Google об использовании ее поисковой системы. Следует отдельно отметить партнерские соглашения Google с различными компаниями, предоставляющими информацию для ее сервисов (книжными издательствами, картографическими компаниями, новостными агентствами и т.д.)

Особую роль играют внутрикорпорационные связи Google, поскольку именно за счет них достигается стабильный рост компании. В связи со спецификой отрасли продукты Google могут быть разработаны в одном офисе, а использоваться в других или сразу во всех, что свидетельствует о важности взаимодействия различных офисов.

Про компанию Google мы много слышали также как об одном из самых лучших работодателей, главной ценностью которого являются его сотрудники. В компании поддерживается творческая, креативная и дружная корпоративная культура, обеспечивается наиболее благоприятные условия труда для эффективной работы персонала. Все это, непосредственно, является залогом успешного функционирования компании.

Еще одним и неоспоримым доказательством успешности и узнаваемости бренда и, соответственно, компании можно считать данные рейтингового агентства The Global 500, в который входят 500 самых дорогих в мире брендов, ежегодно составляющие аналитики британской консалтинговой компании Brand Finance. По данным рейтинга компании поисковая компания Google «обогнала Coca-Cola, Microsoft и IBM и заняла вторую строчку в рейтинге самых дорогих брендов. На первом месте находится американская розничная сеть Wal-Mart… Стоимость бренда Google оценили в $36,1 млрд…. За год Google поднялся с пятой строчки рейтинга на вторую, а его стоимость выросла на 23%» [5]

Если говорить о «жизни» Google в России, то в декабре этого года прошло пять лет с того момента, как всемирно известная компания Google открыла подразделение в Москве. На тот момент там работало всего два человека. Сейчас же в российских офисах Google работает намного больше специалистов. По случаю празднования знаменательной даты, представители компании решили подвести итоги пятилетней деятельности. С таких рекламных программ, как AdSense и AdWords, Google начала продвижение на российский рынок. На то, чтобы создать русский интерфейс этих продуктов, разработчикам понадобился год. Конечно, сначала доходы от данных программ были невелики, потому что пять лет назад Интернет-реклама была развита не так хорошо, как сейчас. Но со временем продукты приобрели популярность среди российских пользователей. Стоит отметить, что сейчас, несмотря на обилие у Google различных сервисов, 60% прибыли компании составляют средства, заработанные на рекламе. За пять лет удалось увеличить долю переходов с поисковика в России с 6% до 21,4%. На сегодняшний день Google находится на втором месте после Яндекса, крупнейшего русскоязычного поисковика. Российская команда разработчиков принимала активное участие в создании ряда сервисов и приложений, таких как «Карты», «Новости», «Голосовой поиск», «Пробки», популярный видеохостинг YouTube и др. За пять лет компания заняла свое место под солнцем на российском рынке.[6]

Теперь мы имен наиболее полное представление о компании Google, ее основной деятельности как ведущего Интернет поисковика. Пришло время узнать, какой же PR – стратегии придерживается компания Google и как ей удается сохранять лидирующие позиции на мировом рынке интернет услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: