Раздел 4. Технология коммуникации

Вступив в возраст исследования своего „Я", дети часто увлекаются „самокопанием" (самообвинения, тиражирование дискомфортного состояния). Неконструктивный способ „общения с собой" усложняет межличностные отношения. Знакомство с технологией общения через анализ и проигрывание реальных ситуаций помогает человеку осознать свой стиль, его позитивные и негативные стороны, позволяет юношам и девушкам развивать свои коммуникативные способности осмысленно, конструктивно, а не переводить все на счет фатума (рока, судьбы), приводит к личностной и социальной стабильности.

У каждого человека свои проблемы: кому-то сложно войти в контакт, кому-то — продолжить и укрепить, а кому-то — выйти из общения. Этот раздел поможет оценить уже имеющийся опыт общения, расширить его, отрепетировав некоторые жизненные ситуации.

Тема 1. Этапы коммуникативного процесса

Занятие № 1 (4 часа). Доминантность — недоминантность в общении.

Цель: Выделение стиля общения — своего и партнера. Порядок работы.

Упражнение 1.

Участникам предлагается представить следующее:

1. Вы приезжаете в другой город, вас поселяют в гостиничной комнате с незнакомым человеком. Попробуйте предсказать ваше поведение.

2. Вам необходимо что-то купить, но магазин закрывается.

Опишите ваши действия.

3. Вы хотите выбрать какую-то вещь, продавец не настроен показывать вам несколько экземпляров на выбор. Как вы себя поведете?

Затем эти ситуации проигрываются небольшими группами.

Обсуждение.

Определить личный стиль поведения.

Каков стиль поведения других участников (предположения)?

Чем вызвано деструктивное поведение?

Какие личные качества мешают (помогают) вести себя адекватно ситуации?

Каков стиль поведения, способствующий развитию отношений?

Каков стиль поведения, прерывающий или формализующий общение?

Варианты упражнения 1.

Его можно проводить несколькими способами на одном занятии, например, такими:

Поочередно даются все задания в состоянии релаксации через воспроизведение образов и ситуаций.

Вопросы даются в качестве анкеты.

Чертится таблица и заполняется по мере чтения вопросов. Предварительно пояснить участникам понятия доминантный (Д) — недоминантный (И) стиль.

Вопрос Я Антон Люся и т. д.
  Д Н Н  
  Н Н Д  
  Д Н Д  
и т. д.        

Полученную своеобразную социограмму можно использовать для определения ресурсов более результативного общения с другими.

Можно сравнить личное мнение о своем стиле с мнениями о нем других членов группы.

Таблицу желательно заполнять анонимно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: