1. Данное задание предполагает самостоятельную работу с текстом учебного пособия З.И. Васильевой (с. 67-84).
При этом следует обратить внимание на воспитательные традиции Древней Руси, византийское влияние, сочетание духовного и светского направлений в развитии просвещения, особенности образования и педагогической мысли в период Киевской и Московской государственности.
! Заполните таблицу:
Таблица 5.
“Направления и сущность воспитания и образования
в Древней Руси и Русском государстве до XVI в.”.
периоды развития Руси | направления воспитания (содержание, формы, методы воспитания) | ||
семейное воспитание | духовное воспитание и образование | светское воспитание | |
Древняя Русь, Киевское государство | |||
Московское государство |
Для конкретизации таблицы используйте Дидактические материалы (CD), представляющие вопросы воспитания в устном народном творчестве, в литературных памятниках Древней Руси и Русского государства: народные пословицы, поговорки о воспитании, обучении, выдержки из «Поучения…» князя Владимира Мономаха, «Домостроя».
|
|
Следует иметь в виду, что истоки нравственных и этических представлений о воспитании, которые сохранялись у русского народа на протяжении многих веков, были заложены условиями и образом семейной жизни, воздействием среды, обычаев, живого примера. По словам В.О. Ключевского, «это было не пятичасовое, а ежеминутное действие, посредством которого дитя впитывало в себя сведения, взгляды, чувства, привычки» (Очерки и речи. Второй сб. статей. – М., 1913, с 227).
Глубокая народная мудрость по вопросам воспитания концентрировалась в произведениях русского фольклора.
2. Познакомьтесь с народными пословицами и поговорками.
! Выпишите примеры пословиц и поговорок, в которых
1. нашли отражение вечные истины добра, уважения к ближнему, почитания Бога, трудолюбия как нравственные идеалы воспитания;
2. утверждается ценность знания, учения, ума;
3. присутствуют указания в отношении методов и средств воспитательного воздействия, отмечается важность личного примера родителей, взрослых.
В XI-XII вв. появились своеобразные руководства по семейному воспитанию – «Поучения». Они создавались священниками, образованными людьми и, несмотря на то, что были адресованы детям, воспринимались родителями как рекомендации для воспитания. Таким было «Поучение», написанное князем Владимиром Мономахом (1053-1125) своим детям в 1096 г.
3. Познакомьтесь с текстом «Поучения».
Обратите внимание на значение духовного аспекта в воспитании, призывы к добродетели, гуманности, трудолюбию, мужеству в борьбе с врагом, мудрости, знанию.
|
|
! Сделайте выписки примеров добродетели.
4. Понимание светского направления в воспитании даёт обращение к тексту «Домостроя», ставшего в Русском государстве XVI в., благодаря одному из его авторов – священнику Сильвестру, «катехизисом» морали и энциклопедией домашнего быта.
! Выпишите сохранившие актуальность идеи «Домостроя».
Сделайте вывод о том, какие общие педагогические идеи характерны для «Поучения» Владимира Мономаха и «Домостроя».