Основные направления и традиции воспитания и образования в Древней Руси и Русском государстве

1. Данное задание предполагает самостоятельную работу с текстом учебного пособия З.И. Васильевой (с. 67-84).

При этом следует обратить внимание на воспитательные традиции Древней Руси, византийское влияние, сочетание духовного и светского направлений в развитии просвещения, особенности образования и педагогической мысли в период Киевской и Московской государственности.

! Заполните таблицу:

Таблица 5.

“Направления и сущность воспитания и образования

в Древней Руси и Русском государстве до XVI в.”.

периоды развития Руси направления воспитания (содержание, формы, методы воспитания)
семейное воспитание духовное воспитание и образование светское воспитание
Древняя Русь, Киевское государство      
Московское государство      

Для конкретизации таблицы используйте Дидактические материалы (CD), представляющие вопросы воспитания в устном народном творчестве, в литературных памятниках Древней Руси и Русского государства: народные пословицы, поговорки о воспитании, обучении, выдержки из «Поучения…» князя Владимира Мономаха, «Домостроя».

Следует иметь в виду, что истоки нравственных и этических представлений о воспитании, которые сохранялись у русского народа на протяжении многих веков, были заложены условиями и образом семейной жизни, воздействием среды, обычаев, живого примера. По словам В.О. Ключевского, «это было не пятичасовое, а ежеминутное действие, посредством которого дитя впитывало в себя сведения, взгляды, чувства, привычки» (Очерки и речи. Второй сб. статей. – М., 1913, с 227).

Глубокая народная мудрость по вопросам воспитания концентрировалась в произведениях русского фольклора.

2. Познакомьтесь с народными пословицами и поговорками.

! Выпишите примеры пословиц и поговорок, в которых

1. нашли отражение вечные истины добра, уважения к ближнему, почитания Бога, трудолюбия как нравственные идеалы воспитания;

2. утверждается ценность знания, учения, ума;

3. присутствуют указания в отношении методов и средств воспитательного воздействия, отмечается важность личного примера родителей, взрослых.

В XI-XII вв. появились своеобразные руководства по семейному воспитанию – «Поучения». Они создавались священниками, образованными людьми и, несмотря на то, что были адресованы детям, воспринимались родителями как рекомендации для воспитания. Таким было «Поучение», написанное князем Владимиром Мономахом (1053-1125) своим детям в 1096 г.

3. Познакомьтесь с текстом «Поучения».

Обратите внимание на значение духовного аспекта в воспитании, призывы к добродетели, гуманности, трудолюбию, мужеству в борьбе с врагом, мудрости, знанию.

! Сделайте выписки примеров добродетели.

4. Понимание светского направления в воспитании даёт обращение к тексту «Домостроя», ставшего в Русском государстве XVI в., благодаря одному из его авторов – священнику Сильвестру, «катехизисом» морали и энциклопедией домашнего быта.

! Выпишите сохранившие актуальность идеи «Домостроя».

Сделайте вывод о том, какие общие педагогические идеи характерны для «Поучения» Владимира Мономаха и «Домостроя».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: