I. Педагогические традиции Древней Руси и Русского государства формировались в контексте историко-культурного развития восточнославянских народов. В разные периоды истории приоритетность таких факторов воспитания, как семья, церковь, школа, государство определялась по-разному.
Для дохристианского периода было характерно:
- главенствующая роль семьи, окружающего ребёнка мира народной культуры;
- половозрастная, социальная и общественно-трудовая дифференциация;
- включение детей с раннего возраста в различные виды деятельности как ступень подготовки к жизни;
- нравственно-религиозное воспитание в соответствии с языческим мировоззрением.
Основными средствами народного воспитания были фольклор, бытовые обряды, праздники.
В период существования государства Киевская Русь и русских феодальных княжеств (IX-XIII вв.) определяющими в воспитании и образовании являлись христианская вера, славянская письменность, политика правящей княжеской династии. По сравнению со средневековой Западной Европой следует отметить такие особенности, как:
- наличие ветхозаветного идеала воспитания, согласно которому почитались строгость, уважение отца, матери, беспрекословное послушание взрослым;
- постижение нравственных и религиозных истин в образно-поэтической форме через наставления, поучения на славянском языке;
- сохранение традиций семейного народного воспитания при тенденции государственного контроля, о чём свидетельствуют статьи «Русской правды» (1016).
На начальном этапе становления Руси (кон. X-XI вв.) отмечается концентрация просвещения в её стольном Киеве, а также в Новгороде. В домонгольский удельный период (XII в.) наблюдаются децентрализация очагов просвещения и одновременное развитие сети школ и образования в княжеских столицах: Чернигове, Смоленске, Галиче, Владимире-Волынском, Муроме, Полоцке, Турове, Переяславле, Рязани, Владимире-Клязьменском и др. По мере дезинтеграции Владимирской Руси (XIII в.) сеть школ охватывает и другие её города (Суздаль, Ростов, Ярославль, Тверь, Белоозеро, Переяславль-Залесский, Углич, наконец, Москва), хотя в монголо-ордынский период отечественному просвещению и был нанесён жестокий удар.
В период усиления Москвы и образования русского централизованного государства (XIV-XVI вв.) постепенно восстанавливаются и развиваются образовательно-воспитательные тенденции предыдущих эпох. Одновременно (нач. XVI в.) отмечается ориентация на западные образцы обучения, внимание к светской европейской культуре, к повышенному уровню образования.
Педагогическая мысль Русского государства представлена трудами епископа Луки Жидяты (XI в.), митрополита Илариона (XI в.), кн. Владимира Мономаха (1053-1125), Кирилла Туровского (1130-1182), Кирика Новгородца (1136-неизв.), Сергия Радонежского (1321-1386), Стефана Пермского (1340-1396), Епифания Премудрого (1380-1420), архиепископа Геннадия (1430-1505), Нила Сорского (1433-1508), Максима Грека (1470-1556).
Следует подчеркнуть, что русская педагогическая мысль развивалась, прежде всего, в среде монашества. Она обобщала опыт монастырского воспитания и обучения, опираясь преимущественно на осмысление воспитательной практики Византии, и представляла философские сочинения античных и средневековых авторов, которые переводились на русский язык.
В целом, просветители содействовали утверждению добродетелей в воспитании и обучении через познание бога, веры, положительное отношение к грамоте, соблюдение нравственно-этических норм поведения на основе гуманизма.
& Литература:
1. История педагогики и образования. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2013. – Гл. 4-7.
2. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений. / Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2010. – Раздел I. Гл. 3-4.
3. Латышина Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли. Учеб, пособие. – М.: Гардарики, 2007. – Часть I. Раздел I. Гл. 2; Часть II. Раздел I.
4. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. Учебник для студ. высших учеб. заведений. – М.: Владос-Пресс, 2008. – Раздел II. Гл. 1-5.
5. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 2006. – Раздел 2.
6. Дидактические материалы к разделу 3 (CD).