Простое глагольное
1. Любая спрягаемая форма гл. (гл. в любом накл.): Я читал (читаю, буду читать). Он пусть читает (читал бы).
2. Фразеологические сочетания: Какой-то древний царь впал встрашноесомненье; Философ Хома пришел всовершенноеуныние от таких слов; Они произвели запуск ракеты.
3. Инф. со знач. энергичного нач. действия:
И новые друзья ну обниматься, ну целоваться
4. Гл. междомет. со знач. мгновен. действия:Татьяна прыг в другие сени
5. Гл. есть в значении «имеется»:
И ноты есть у нас, и инструменты есть
6. Сочет. двух гл. в одинаковой форме «действие – цель действия»:
Сядь напиши матери письмо
7. Гл. взять + и, да, да и + одинаковой формыдругого гл.: Он взял да и ушел совсем
8. Инф. + не + личная формой того же глагола: Сам работать не работает, да и другим мешает
9. Повтор. сказ. + так:
Вот уж действительно спел так спел
| Составное глагольное
| Составное именное
|
|
Грамматическое знач.
|
+
| Лексич. значение
| Грамм. знач. +/- оттенки знач.
| +
| Лексическое знач.
| |
Вспомогательная часть
| Инфинитив
| Глагол-связка
| Именная часть
| |
1. Гл. с временным значением
(стал, начал, продолжал, принялся, кончил, перестал, бросил, прекратил): Он стал читать.
2. Модальные глаголы:
а) умел, мог, желал, старался, намеревался, осмелился, предпочитал, привык, хотел, стремился;
б) мечтал, любил, ненавидел, остерегался
Он хотел (любил) читать вслух.
|
1. Незнаменательная (есть, был, будет, был бы, пусть будет):
Я был учеником;
Я (есть) ученик.
2. Полузнаменатель-ная (становиться, делаться, казаться, считаться, являться):
Он казался заинтересованным.
3. Знаменательная (глаголы движения и состояния):
Он остался поэтом; Я вернулся учителем из города.
| 1. Существительное: Он отец; Он из рабочих.
2. Прилагательное: Он умен (умный, умнее, умнее всех, наиумнейший); Он казался умным.
3. Числительное: Пять плюс пять равно десять.
4. Местоимение: Кто ты? Ты чей? Он не ты; Ты не он.
5. Причастие: Она не обучена; Она не обученная ничему; Конспект не проверен.
6. Наречие: Его уход кстати; Разговор шел в открытую.
7. Инфинитив: Жить – Родине служить.
8 Деепричастие (в просторечии): Он был выпивши.
9. Междометие: Платье будет ах!
10. Фразеологизмы: Он был мастером на все руки.
| |
3. (+/- был)
кр. прил./прич. (рад, готов, должен, обязан, намерен); нареч. (вправе, не вправе)
сущ. (мастер, любитель)
| |
Он (был) мастер соврать.
Он (был) рад читать каждый день.
4. Устойчивый глагольно-именные обороты с модальным значением
| |
имел желание
имел намерение
испытывал стремление
| =
=
=
| желал
намеревался
стремился
| |
Примеч. В состав СИС могут входить частицы:
Ночь как будто сегодня бледней.
| |
Я имел желание уехать в Париж
| |
Различай! Инфинитив – часть ПГС, СГС, СИС – и инфинитив в роли:
а) обстоятельства при глаголах целенаправленного движения:
| Сложное сказуемое
Состоит из трех и более элементов:
1) личн. глаг. + инф. + инф.:
Я решил попробовать работать; Он хотел начать заниматься;
2) личн. глаг. + инф. + сущ/прил. (сочетание СГС и СИС – сказ. смешанного типа).:
Он хотел стать дипломатом; Он старался казаться веселым; Он хотел выглядеть умнее.
Отличай!
Он решил попробовать учиться в институте (попробовать – глаг. не целенаправленного действия) – Он решил поехать (зачем?) учиться (поехать – глаг. целенаправленного действия);
Командир хотел быть добрым к солдатам (слож. сказ. смеш. типа) – Командир был человеком доброго сердца (= был добрым: СИС)
| |
вышел, поехал, побежал, прилег, присел, пришел
| зачем?
| Вышел (зачем?) подышать воздухом; Приехал (зачем?) посмотреть на город; Поехал (зачем?) учиться; Прилег (зачем?) отдохнуть;
| |
б) дополнения: инф.-доп. и сказ. называют действия разных лиц:
| |
приказал, попросил, велел, сказал
| что?
о чем?
| Он приказал (что?) нам плыть на берег (приказал он, поплывем мы);
Он попросил (о чем?) меня принести тетрадь (попросил он, принесу я)
| |
в) определения при отглагольных существительных
| |
желание, стремление, мысль, попытка
| какое?
| Желание (какое?) помочь не покидало; Стремление (какое?) увидеть ее вновь только крепло
| |
Не путать с СГС (п. 4): Я имел желание помочь (= хотел помочь).
| |
| | | | | | | | | | | | | |
|