Роман Вальтера Скота (по выбору)

Роман «Айвенго». Прошло почти сто тридцать лет с тех пор, как в битве при Гастингсе (1066) норманнский герцог Вильгельм Завоеватель одержал победу над англосаксонскими войсками и завладел Англией. Король Ричард Львиное Сердце не вернулся из последнего крестового похода, взятый в плен ковар­ным герцогом Австрийским. Между тем брат короля, принц Джон хочет захватить престол.

Седрик Ротервудский не оставляет надежду сбросить норманнское иго и поставить во главе освободительного движения потомка королевского рода Ательстана Конингсбургского. Чтобы придать больше веса его фигуре, Седрик мечтает женить Ательстана на своей воспитанни­це, леди Ровене, последней представительнице рода короля Альфреда. Из-за любви леди Ровены и сына Седрика, Айвенго, он изгнал сына из родительского дома и лишил наследства.

И вот теперь Айвенго в одежде пилигрима тайком возвращается из крестового похода домой. Его догоняет отряд командора ордена храмовников Бриана де Буагильбера, который направляется на рыцарский турнир. Они все останавливаются у Седрика на ноч­лег, даже еврей Исаак. Буагильбер своими подвигами во имя гроба Господня. Пили­грим защищает честь Ричарда и его храбрых воинов.

Айвенго прини­мает вызов надменного командора на бой. Пилигрим советует Исааку незаметно покинуть дом, так как Буагильбер хочет схва­тить еврея. Исаак, рзглядевший под странническим одеянием юноши шпоры, в благодарность дает ему записку к родственнику-купцу, в которой просит одолжить пилигриму доспехи и боевого коня.

Турнир при Ашби. Рыцари-устроители, в числе которых Бриан де Буагильбер одерживают одну победу за другой. Вдруг на арене появляется новый боец с де­визом «Лишенный Наследства» на щите, вызывает на смертный бой самого храмовника. Несколько раз схо­дятся противники, и копья их разлетаются обломками по самые ру­коятки. Буагильбер падает с лошади, и поединок признают законченным. Тогда рыцарь Лишенный Наследства дерется по очереди со всеми зачинщиками и берет над ними верх. Как победитель он выбирает королеву любви и красоты пре­красную Ровену.

На другой день- общий турнир: партия рыцаря Лишен­ного Наследства борется против партии Бриана де Буагильбера. Если бы не помощь таинственного Черного Рыцаря, ему вряд ли удалось бы во второй раз стать героем дня. Королева должна возложить на голову победителю почетный венец. Когда снимают с незнакомца шлем, Айвенго падает у ее ног, истекая кровью от ран.

Тем временем принц Джон получает с гонцом записку: «Будьте осторожны — дьявол спущен с цепи» (брат Ри­чард получил свободу). Норманнскому рыцарю Морису де Браси, Джон предлагает в жены леди Ровену. Де Браси в восторге решает напасть на отряд Седрика и похитить прекрасную Ровену.

На Седрика, Ровену, Исаака с Ревекой набрасывается многочисленный отряд разбойников и всех их берут в плен.

Их везут в укрепленный замок Фрон де Бефа. Де Браси является к леди Ровене пытается завоевать ее расположение, но на него ей наплевать, она молит его спасти Айвенго.

К Ревеке воспы­лал страстью Бриан де Буагильбер.

Между тем вокруг замка стягиваются отряды приведенные спасшимися от плена слугами Седрика. Осадой руково­дит Черный Рыцарь. Черный Рыцарь убивает Фрон де Бефа, берет в плен де Браси. Вдруг замок охватывает пламя. Буагильбер похищает Ревекку. В погоню за ним бросается Ательстан, решивший, что хра­мовник похитил леди Ровену, Бриан как будто убивает Ательстана. Предводитель стрелков Люксли дарит Черному рыцарю на прощание охотничий рог и просит трубить в него в случае опасности. Буагильбер укрывается с Ревеккой в Ордене. Когда проверяющий узнает, что в ордене укрывается пленная еврейка, то решает устроить над девушкой судилище и обвинить ее в колдовстве. Ревекка отвергает все обвинения и требует назначения поединка: пусть тот, кто вызовется защитить ее, мечом докажет ее правоту. Тем временем Черный наталкивается на засаду, явившиеся на звук рога вольные стрелки под предводительством Локсли спасают его. Рыцарь говорит, что он — Ричард, законный король Англии, Локсли говорит, что он — Робин Гуд из Шервудского леса. Тут компанию догоняет Айвенго, едущий в замок Конингсбург, Ричард отправляется с ним. В замке он уговаривает Седрика простить непо­корного сына и отдать ему в жены леди Ровену. К его просьбе всего-навсего оглушенный сэр Ательстан, но в разгар беседы Айвенго вдруг исчезает.

Если заступник не явится до захода солнца, Ревекка будет предана сожжению, появляется Айвенго. Противники сходятся — и Айвенго пада­ет, не выдержав удара храмовника. Однако от мимолетного прикосновения копья Айвенго падает и Буагильбер и умирает. Ревекку объявляют свободной и неповинной.

Заняв престол, Ричард прощает брата. Седрик согласен на свадьбу леди Ровены с сыном, а Ревекка с отцом навсегда покидают Англию.

30."Рене" Р. Шатобриана.

Повесть «Рене» была впервые напечатана в составе трактата Шатобриана «Гений христианства» (1802) как приложение к главе «О смутности страстей». В этой главе Шатобриан анализирует «состояние души, которое не привлекало до сих пор должного внимания»: «способности наши, юные, деятельные, цельные, но затаенные в себе, лишенные цели и предмета, обращаются лишь на самих себя. <...> Мы познаем разочарование, еще не изведав наслаждений, мы еще полны желаний, но уже лишены иллюзий. Воображение богато, обильно и чудесно; существование скудно, сухо и безотрадно. Мы живем с полным сердцем в пустом мире и, ничем не насытившись, уже всем пресыщены»; силы «пропадают втуне», беспредметные страсти «сжигают одинокое сердце». Шатобриан связывает подобное состояние с прогрессом цивилизации и его печальными последствиями: «обилие примеров, проходящих перед глазами, множество книг, трактующих о человеке и его чувствах, делают искушенным человека неопытного». У описанного душевного состояния были и совершенно конкретные исторические причины, которые Шатобриан не называет прямо, но как бы подразумевает: «пылкие души, которые живут в свете, не вверяясь ему, и становятся добычей тысячи химер»,— это молодые люди послереволюционной эпохи, у которых революция отняла не только родных, но и весь привычный уклад жизни, поприще, на котором они могли бы с пользой растрачивать свои силы. Впрочем, в самой повести исторические, «материальные» причины скорби Р. остаются за кадром, отчего скорбь эта обретает вселенский, поистине метафизический характер. Объятый меланхолией, Р. покидает родные края и отправляется в путешествие по Европе, посещает Грецию, Италию, Шотландию; он созерцает древние руины и размышляет о судьбах мира, воссев на вершине вулкана, и нигде душа его не находит успокоения. Р. возвращается домой, где его ждет любимая сестра Амели, но та чахнет от непонятной болезни и наконец удаляется в монастырь; в день пострижения Р. случайно узнает ее страшную тайну: Амели питает преступную страсть к нему, своему родному брату, и именно поэтому бежит от соблазнов мира в монастырь. Р., в отчаянии сознающий себя причиной горя Амели, избирает себе другое прибежище: он уезжает в Америку, где поселяется среди индейцев-натчезов и женится на индианке Селюте. Амели умирает в монастыре, Р. же остается жить и страдать.
Шатобриана огорчало то, что его мысль не поняли до конца, что, пленившись сочувствием к Р., читатели упустили из виду финал повести. Ведь целью писателя было не только изобразить разочарованность и меланхолию Р., но и осудить их. В финале «Рене» герой получает суровую отповедь от священника отца Суэля: человек не имеет права обольщаться химерами, потакать собственной гордыне и изнывать в одиночестве; он обязан трудиться вместе с людьми и на благо людей, и эта жизнь заодно с себе подобными излечит его от всех нравственных недугов. Именно к Р. обращает в финале повести индеец Шактас знаменитые слова, которые так любил Пушкин: «Счастье обретается лишь на проторенных путях» (ср.: «Привычка свыше нам дана; Замена счастию она»). «Проторенные пути» — это возвращение к людям, лекарство от вселенской тоски. Р. и сам мечтает о подобном исцелении, недаром он просит натчезов принять его в число воинов племени и мечтает зажить такой же простой и чистой жизнью, как и они. Однако излечиться Р. не суждено; и среди индейцев он остается человеком, абсолютно разочарованным в жизни, лелеющим свою скорбь. Такое отношение к миру не было придумано Шатобрианом; мало того, что в описании психологии Р. много автобиографических моментов, гораздо важнее, что сходные чувства испытывали в начале века многие молодые люди, Шатобриан лишь выразил его в такой емкой и всеобъемлющей форме, какая до тех пор никому не была доступна. Шатобри ан был убежден, что воплотил в образе Р. «болезнь века», которая умрет вместе с веком, однако читатели разных эпох продолжали узнавать себя в Р. Это выражение тревог души, которая все испытала и чувствует, что все от нее ускользает, ибо всему приходит конец. Это смертельная тоска, неразрешимое сомнение, безутешное отчаяние безнадежной агонии; это ужасающий вопль общества, которое вот-вот распадется, последняя судорога умирающего мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: