Психо-физиологическая адаптация

Процесс освоения совокупности всех условий, необходимых в процессе обучения.

Объективный показатель: степень утомляемости.

Субъективный показатель: оценка самочувствия, условий обучения.

При рассмотрении данного вида адаптации нужно четко отграничивать самочувствие его ухудшение от врожденных или приобретенных хронических заболеваний. В литературе встречается цифры повышения количества болезней от первого класса к выпускным.

Мы провели анализ заболеваемости по классам в которых наиболее актуальны процессы адаптации. Первый и пятый классы а так же восьмые профильные классы.

Таблица 2

Заболеваемость учащихся (хронические заболевания)

  1 классы 5 классы 8 классы
Нарушения осанки, сколиоз, плоскостопие. 26% 19% 35%
Миопия и др. нарушения зрения 11% 19% 27%
Болезни органов дыхания 15% 32% 17%
Аллергии, дерматиты 11% 11% 12%
Болезни ЖКТ 2% 16% 33%
Заболевания нервной системы (энцелопатии, гиперкинезы) 13% 24% 27%
Нарушения сердечно-сосудистой системы 11% 24% 35%
Нарушение эндокринной системы - 5% 12%
Нарушения моче-выводящей сферы 8% 19% 12%
здоровые 24% 5% 8%

В литературных источниках, в том числе и в материалах по итогам федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания среднего образования выделяются увеличения количества заболевания костно-мышечной системы, нарушение зрения (нужно отметить, что выделяют в основном миопические нарушения, тогда как в нашем анализе есть дети с астигматизмом, различными хроническим конъюнктивитами и заболеваниями хрусталика), и болезни ЖКТ. Можно отметить большое количество заболеваний нервной и сердечно-сосудистой систем, а так же что является особенностью края с недостатками содержания йода заболевания эндокринной системы.

Каждая из перечисленных заболеваний в той или иной степени может влиять на школьную успешность и на вхождение в коллектив нового класса.

2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ –

Включение ученика в систему взаимоотношений коллектива школы и класса с их традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации ученик постоянно получает разностороннюю информацию о своем коллективе, его нормах, ценностях, о системе деловых и личностных взаимоотношений в группе, о социально-психологической позиции отельных членов группы в структуре взаимоотношений, о групповых лидерах.

Объективный показатель: участие в жизни коллектива, социально-психологическая позиция в нем.

Субъективный показатель: оценка отношений с классным коллективом, учителями.

Учащийся не адаптировался если:

Нет интереса к внеучебной жизни класса, ребенок не имеет поручений, не участвует в праздниках, его с трудом можно дозваться на внеклассные и внешкольные мероприятия.

Нет друзей в классе, в школе. После уроков идет домой один даже если по дороге с одноклассниками.

Родители не знают имен одноклассников, учителей-предметников. Часто имен учителей предметников не знает и сам ребенок. О жизни школы родители узнают из разговоров с классным руководителем.

Ребенок часто переспрашивает на уроке и во время классного часа. Самостоятельно не выполняет домашнее задание, какие-то внеурочные поручения. Не проявляет инициативу.

Похудел, жалуется на головную боль.

Таблица 3

  1 класс 5 класс 8 класс
Не имеет поручений классе - 10% 15%
Редко или неохотно участвует во внеклассных мероприятиях 15-20% 20% 40%
Идет домой один - 5% 10%
Похудел, жалуется на головную боль 20% 10% 30-40%

Мы задали вопрос пятиклассникам: Если бы ты мог выбирать, то что бы выбрал?

3. Учебная адаптация –

выражается в определен ном уровне овладения обще учебными умениями и навыками, в формировании некоторых необходимых качеств личности в развитии устойчивого положительного отношения к учению.

Объективный показатель: соответствие личности требованиям к учащемуся.

Субъективный показатель: отношение к учебе, к будущей профессии, оценка перспектив обучения.

Зачем нужно ходить в школу

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НА АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ ДЕТЕЙ:

· принятия правил поведения и режима новой школы;

· принятие новичков в коллектив;

· поиск личностного смысла и мотивации учения;

· узнавание специфики мира юноши и девушки;

· организация процесса самопознания и доброжелательной конструктивной обратной связи.

Условно адаптационный период можно разделить на три этапа:

· подготовительный, когда происходит и своевременное назначение классных руководителей, и проведение семинаров, продумывание открытых мероприятий, итоговых выступлений кружков, проведение экскурсий по школе. Январь-март предыдущего учебного года.

· собственно адаптационный период.

В зависимости от возраста адаптация может продолжаться: 1 класс от 6 до 8 месяцев, 5 класс 2-4 месяца, более старшие классы от 2 недель до 2 месяцев.

· постадаптационный период, когда происходит анализ результатов адаптационного периода, это и обсуждение, и оформление выставок, работ, стендов, а также аналитико-проектирование, где администрация определяет пути решения проблем и вопросов, возникших в процессе работы.

·

Нарушения адаптации выражаются в виде:

Реакции активного протеста. Ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева.

Реакции пассивного протеста. Ребенок редко отвечает на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным делам. У него преобладает подавленное настроение, страхи.

Таблица 4

Виды отклонений в поведении у учащихся о время периода адаптации (по опросам учителей предметников и классных руководителей)

  1 класс 5 класс 8 класс
Отклонение в поведение 30-40% 25% 45%
Опаздывает 5% 15% 35%
Сквернословие 5% 40% 40%
Не выполняет домашнее задание 7% 20% 35%
Уход с урока 0,5% 5% 10%
Много пропусков 1% 25% 40%
Эмоциональные расстройства 15% 15% 15%
Изменчивость настроения 30% 45% 55%
адаптированность 10-15% 75-80% 100%
гиперактивность 60-70% 30-40% 10%
тревожность 50% 50% 75%



double arrow
Сейчас читают про: