Процесс освоения совокупности всех условий, необходимых в процессе обучения.
Объективный показатель: степень утомляемости.
Субъективный показатель: оценка самочувствия, условий обучения.
При рассмотрении данного вида адаптации нужно четко отграничивать самочувствие его ухудшение от врожденных или приобретенных хронических заболеваний. В литературе встречается цифры повышения количества болезней от первого класса к выпускным.
Мы провели анализ заболеваемости по классам в которых наиболее актуальны процессы адаптации. Первый и пятый классы а так же восьмые профильные классы.
Таблица 2
Заболеваемость учащихся (хронические заболевания)
| 1 классы | 5 классы | 8 классы | |
| Нарушения осанки, сколиоз, плоскостопие. | 26% | 19% | 35% |
| Миопия и др. нарушения зрения | 11% | 19% | 27% |
| Болезни органов дыхания | 15% | 32% | 17% |
| Аллергии, дерматиты | 11% | 11% | 12% |
| Болезни ЖКТ | 2% | 16% | 33% |
| Заболевания нервной системы (энцелопатии, гиперкинезы) | 13% | 24% | 27% |
| Нарушения сердечно-сосудистой системы | 11% | 24% | 35% |
| Нарушение эндокринной системы | - | 5% | 12% |
| Нарушения моче-выводящей сферы | 8% | 19% | 12% |
| здоровые | 24% | 5% | 8% |
В литературных источниках, в том числе и в материалах по итогам федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания среднего образования выделяются увеличения количества заболевания костно-мышечной системы, нарушение зрения (нужно отметить, что выделяют в основном миопические нарушения, тогда как в нашем анализе есть дети с астигматизмом, различными хроническим конъюнктивитами и заболеваниями хрусталика), и болезни ЖКТ. Можно отметить большое количество заболеваний нервной и сердечно-сосудистой систем, а так же что является особенностью края с недостатками содержания йода заболевания эндокринной системы.
Каждая из перечисленных заболеваний в той или иной степени может влиять на школьную успешность и на вхождение в коллектив нового класса.
2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ –
Включение ученика в систему взаимоотношений коллектива школы и класса с их традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации ученик постоянно получает разностороннюю информацию о своем коллективе, его нормах, ценностях, о системе деловых и личностных взаимоотношений в группе, о социально-психологической позиции отельных членов группы в структуре взаимоотношений, о групповых лидерах.
Объективный показатель: участие в жизни коллектива, социально-психологическая позиция в нем.
Субъективный показатель: оценка отношений с классным коллективом, учителями.

Учащийся не адаптировался если:
Нет интереса к внеучебной жизни класса, ребенок не имеет поручений, не участвует в праздниках, его с трудом можно дозваться на внеклассные и внешкольные мероприятия.
Нет друзей в классе, в школе. После уроков идет домой один даже если по дороге с одноклассниками.
Родители не знают имен одноклассников, учителей-предметников. Часто имен учителей предметников не знает и сам ребенок. О жизни школы родители узнают из разговоров с классным руководителем.
Ребенок часто переспрашивает на уроке и во время классного часа. Самостоятельно не выполняет домашнее задание, какие-то внеурочные поручения. Не проявляет инициативу.
Похудел, жалуется на головную боль.
Таблица 3
| 1 класс | 5 класс | 8 класс | |
| Не имеет поручений классе | - | 10% | 15% |
| Редко или неохотно участвует во внеклассных мероприятиях | 15-20% | 20% | 40% |
| Идет домой один | - | 5% | 10% |
| Похудел, жалуется на головную боль | 20% | 10% | 30-40% |
Мы задали вопрос пятиклассникам: Если бы ты мог выбирать, то что бы выбрал?

3. Учебная адаптация –
выражается в определен ном уровне овладения обще учебными умениями и навыками, в формировании некоторых необходимых качеств личности в развитии устойчивого положительного отношения к учению.
Объективный показатель: соответствие личности требованиям к учащемуся.
Субъективный показатель: отношение к учебе, к будущей профессии, оценка перспектив обучения.
Зачем нужно ходить в школу

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НА АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ ДЕТЕЙ:
· принятия правил поведения и режима новой школы;
· принятие новичков в коллектив;
· поиск личностного смысла и мотивации учения;
· узнавание специфики мира юноши и девушки;
· организация процесса самопознания и доброжелательной конструктивной обратной связи.
Условно адаптационный период можно разделить на три этапа:
· подготовительный, когда происходит и своевременное назначение классных руководителей, и проведение семинаров, продумывание открытых мероприятий, итоговых выступлений кружков, проведение экскурсий по школе. Январь-март предыдущего учебного года.
· собственно адаптационный период.
В зависимости от возраста адаптация может продолжаться: 1 класс от 6 до 8 месяцев, 5 класс 2-4 месяца, более старшие классы от 2 недель до 2 месяцев.
· постадаптационный период, когда происходит анализ результатов адаптационного периода, это и обсуждение, и оформление выставок, работ, стендов, а также аналитико-проектирование, где администрация определяет пути решения проблем и вопросов, возникших в процессе работы.
·
Нарушения адаптации выражаются в виде:
Реакции активного протеста. Ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева.
Реакции пассивного протеста. Ребенок редко отвечает на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным делам. У него преобладает подавленное настроение, страхи.
Таблица 4
Виды отклонений в поведении у учащихся о время периода адаптации (по опросам учителей предметников и классных руководителей)
| 1 класс | 5 класс | 8 класс | |
| Отклонение в поведение | 30-40% | 25% | 45% |
| Опаздывает | 5% | 15% | 35% |
| Сквернословие | 5% | 40% | 40% |
| Не выполняет домашнее задание | 7% | 20% | 35% |
| Уход с урока | 0,5% | 5% | 10% |
| Много пропусков | 1% | 25% | 40% |
| Эмоциональные расстройства | 15% | 15% | 15% |
| Изменчивость настроения | 30% | 45% | 55% |
| адаптированность | 10-15% | 75-80% | 100% |
| гиперактивность | 60-70% | 30-40% | 10% |
| тревожность | 50% | 50% | 75% |






