Советы учителю и родителю на адаптационный период

1. Не сравнивайте достижения нового ученика с эталоном принятом в классе, а только с требованиями программы

2. Отмечайте самые маленькие достижения в период адаптации к новой школе

3. Поддерживайте инициативы ребенка, его попытки преодолеть трудности

4. Внимательно выслушайте ребенка, давайте возможность высказаться

5. Большое внимание в период адаптации следует уделять режиму дня. Особенно, ослабленным детям и детям с хроническими заболеваниями

6. Если в классе новичок, узнайте о его здоровье

7. Беседуя с новым учеников в период адаптации не зацикливайтесь только на успеваемости, интересуйтесь его отношениями с одноклассниками, с учителями предметниками и его отношением к новой школе, к переезду.

8. Самую большую помощь в адаптационный период учителю может оказать родитель.

Актуальность исследования. Развитие психологической науки в современной обстановке предполагает не просто углубление исследований. «Возникла острая необходимость выработки новых направлений деятельности ученых психологов с учетом степени и глубины кардинальных подвижек, принципиально изменивших человеческое сообщество. Они проявляются во всех областях жизнедеятельности людей и ставят огромное число проблем, вызывая интеллектуальное, эмоциональное, физическое напряжение человека. Следует признать, что до сих пор не определен объем и характер происшедших изменений, не выявлены все тонкости и особенности именно современного человека, потенциал его способностей и возможностей как деятельного субъекта» [Фельдштейн Д.И., 2005]. Среди приоритетных направлений развития психологических исследований в настоящее время актуализировалась проблема психологического обеспечения адаптации человека к различным условиям жизни и деятельности.

В качестве одного из видов социальной адаптации рассматривается адаптация к образовательному процессу, от которой во многом зависят отношения учащихся с окружающими, успешность обучения.

Психофизиологические и психологические особенности адаптации к образовательному процессу, к учебной деятельности представлены в психологической литературе преимущественно в отношении первоклассников, т.е. адаптация к школьному обучению [Балина Т.А., 1998; Богуславская В.Ф., 2000; Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М., 2000; Ермаков П.Н., Богуславская В.Ф., 1999; Ермаков П.Н., Шумакова Е.Р., 1999; Олешко Т.С. и др., 1997] и первокурсников, т.е. адаптация к обучению в вузе [Андреева Д.А., 1973; Гапонова С.А., 1994; Данияров С.Б., Соложенкин В.В., Краснов И.Г., 1989; Jla-герев В.В., 1991; Некипелов Н.И., Кухлова Г.Г., 1994; Рыженков П.Е, 1990; Смирнов А.Г.; Стукалов П.Л., 2003; Яницкий М.С., 1997, 1998].

Адаптация студентов к обучению в среднем специальном учебном заведении (ссузе) по сравнению с обучением в вузе приходится на более ранние годы, т.к. поступление в ссуз происходит чаще всего не в 17-летнем, а в 15-летнем возрасте. Поступление в ссуз, с одной стороны, приходится на один из критических периодов развития личности - поздний подростковый и ранний юношеский, когда учащихся беспокоит полоса неопределенности, которая начинается за школьным порогом. Будущий успех зависит от способности строить конструктивные отношения, преодолевать возникающие препятствия, управлять своим эмоциональным состоянием. С другой стороны, процесс обучения в ссузе является новым этапом в жизни школьника и требует от него большей самостоятельности и активности в получении и усвоении знаний на фоне возросшей информационной нагрузки, а также умения, способности быть психологически и социально адекватным изменившимся условиям учебы и социального бытия.

Новыми элементами для первокурсников колледжей являются изменившиеся формы и методы преподавания, повышение педагогических требований, увеличение объема учебной работы, необходимость самостоятельно планировать учебное время.

Согласно официальной статистике, в настоящее время в системе среднего профессионального образования РФ насчитывается более 2700 ссузов, в которых обучается свыше 2,3 млн. студентов. Это объясняет актуальность решения проблемы адаптации студентов к новым условиям средних специальных учебных заведений.

В психофизиологической литературе представлены данные о межполу-шарной асимметрии мозга как физиологическом механизме физической адаптации - адаптации к новым климатическим условиям, к новому временному и деятельностному режиму [Аршавский В.В. и др., 1989; Леутин В.П., Николаева Е.И.,1988, 2005]. Результаты исследований современных психологов [Марюти-на Т.М., Ермолаев О.Ю., 2001; Ротенберг B.C. Бондаренко С.М., 1989] показали, что специфика функционального вклада каждого из полушарий головного мозга в познавательную деятельность определяет стратегию приема и обработки информации и, как следствие, особенности адаптации как в сфере деятельности, так и в сфере межличностных отношений. Между тем, роль функциональной межполушарной асимметрии мозга (ФМАс) в социально-психологической адаптации, в адаптации к учебной деятельности еще недостаточно изучена.

Особый интерес представляет исследование роли ФМАс и других психофизиологических особенностей в адаптации к образовательному процессу, включающему в себя процессы обучения и воспитания, у студентов колледжей с различными индивидуальными особенностями, в частности с разными общими способностями как психологическими предпосылками адаптации, а также с индивидуальной направленностью учебной и профессиональной деятельности.

Отличительной тенденцией современного образования является его направленность на информационные технологии. С каждым годом растёт количество средних специальных учебных заведений, готовящих специалистов в области информационных технологий. Характер воздействия учебной и профессиональной деятельности, объектом которой выступают информационные технологии, на развитие психики молодых людей, на особенности их адаптации, в том числе социально-психологической, практически не изучен. Проблема заключается в том, что, располагая высоким психологическим ресурсом (высоким интеллектом), студенты, специализирующиеся в области информационных технологий, не всегда могут его реализовать во время обучения из-за возникающих у них трудностей в социально-психологической адаптации.

В этой связи исследование психофизиологических особенностей адаптации к образовательному процессу студентов средних специальных учебных заведений, прежде всего специализирующихся в области информационных технологий, представляется достаточно актуальным.

Цель работы - исследование влияния психофизиологических и психологических особенностей студентов колледжа на характер адаптации к образовательному процессу.

Предмет исследования - психофизиологические и психологические характеристики студентов колледжа в процессе адаптации к образовательному процессу.

Объект исследования. В исследовании приняли участие студенты первого курса Ростовского -на- Дону государственного колледжа связи и информатики (РКСИ). Экспериментальную группу составили студенты факультета «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем», учебная и будущая профессиональная деятельность которых, направлена на информационные технологии, в количестве 163 человек. Контрольную группу составили студенты факультета «Менеджмент», учебная и будущая профессиональная деятельность которых, направлена на общение с другими людьми, в количестве 145 человек. Все обследуемые студенты при поступлении в колледж прошли конкурсный отбор и продемонстрировали высокую мотивацию к учебной деятельности. Всего обследовано 308 студентов, в том числе 152 девушки и 156 юношей в возрасте от 16 до 18 лет. Основные гипотезы исследования:

1. Различия в характере адаптации к образовательному процессу у студентов колледжа с разной направленностью учебно-профессиональной деятельности могут быть обусловлены особенностями межполушарного взаимодействия.

2. Психофизиологические механизмы адаптации к образовательному процессу у студентов колледжа с разным уровнем развития общих способностей будут специфичны.

3. Степень и характер влияния психофизиологических и психологических факторов на уровень адаптации студентов колледжа к образовательному процессу на её разных этапах не одинаковы.

Постановка цели исследования потребовала решения следующих задач: Теоретические задачи:

1. Провести анализ общих теоретических подходов к изучению психической адаптации человека.

2. Провести аналитический обзор исследований, посвященных изучению психологических и психофизиологических закономерностей и механизмов адаптации.

3. На основе анализа психофизиологической и психологической литературы выявить факторы, влияющие на характер адаптации к учебной деятельности.

Эмпирические задачи:

4. Исследовать характер адаптации к образовательному процессу у студентов колледжа с разной направленностью учебно-профессиональной деятельности.

5. Установить различия в характере социально-психологической и деятель-ностной адаптации у студентов колледжа с различными сочетаниями особенностей ФМАс и уровня развития общих способностей.

6. Сравнить особенности межполушарного взаимодействия и степени по-лушарной активности у студентов колледжа с разной направленностью учебно-профессиональной деятельности и характером адаптации к образовательному процессу.

7. Провести сравнительный анализ выраженности свойств нервной системы у студентов с разным уровнем адаптации.

8. Сравнить выраженность свойств темперамента у студентов колледжа с разным уровнем адаптации.

9. Исследовать характер влияния психофизиологических и психологических особенностей студентов на уровень их адаптации к образовательному процессу на её различных этапах.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили положения о системном подходе к анализу мозговых механизмов высших психических функций, принципы психологии и психофизиологии индивидуальных различий [Ананьев Б.Г., Анохин П.К., Белоус В.В., Бернштейн Н.А., Голубева Э.А., Измайлов Ч.А., Ломов Б.Ф.,. Лурия А.Р.,.Мерлин B.C., Не-былицын В.Д., Русалов В.М., Теплов Б.М. и др.], психофизиологические подходы к проблеме адаптации человека [Александровский Ю.А., Березин Ф.Б., Волошин А.И. и. Субботин Ю.К., Ермаков П.Н., Леутин В.П., Николаева Е.И., Казначеев В.П., Колесов Д.В., Медведев В.И.,. Меерсон Ф.З.], психологические подходы к изучению адаптации, в том числе адаптации к учебной деятельности [Реан А.А.,. Асеев В.Г., Кибрик Н.Д., Кушнарев В.М., Лагерев В.В.,. Леонтьев В.Г., Рабинович П.Д., Яницкий М.С.].

Методы исследования: анализ литературы, психологическое и психофизиологическое тестирование, метод сравнения групп, статистическая обработка результатов.

Методический инструментарий исследования.

Адаптация к образовательному процессу в данном исследовании рассматривалась как комплексный показатель деятельностной и социально-психологической адаптации. В качестве показателя деятельностной адаптации рассматривалась успеваемость студентов. Социально-психологическая адаптация диагностировались с помощью методики К. Роджерса и Р. Даймонда [Райгородский Д.Я., 1998]. Поскольку в работе адаптация к образовательному процессу изучалась одновременно как процесс и как результат, поэтому в интегрирующее понятие «характер адаптации» включены показатели уровня, структуры и динамики (скорости и направленности) деятельностной и социально-психологической адаптации.

В качестве психофизиологических предпосылок адаптации студентов колледжа к образовательному процессу в работе изучались:

• свойства нервной системы с помощью теппинг-теста [Ильин Е.П. 2001; Аминов Н.А., 1997] и с помощью опросника Я. Стреляу [Столяренко Л. Д., 1995];

• свойства темперамента с помощью опросника «ОСТ» Русалова В.М. [Рай-город ский Д.Я.,1979];

• профиль латеральной организации - ПЛО - как показатель сенсо-моторной функциональной асимметрии [Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988];

• стиль мышления как показатель когнитивной функциональной асимметрии с помощью теста Е. Торренса «Выбор стороны» [Торренс Е., 1990];

• степень полушарной активности и межполушарного взаимодействия диагностировались с помощью аппаратурной методики «Активациометр» [Цагарелли Ю.А.,1987] и гаплоскопической методики [Таланов В.Л., 1990].

Психологические предпосылки адаптации - интеллект, креативность диагностировались с помощью теста интеллекта Векслера [Агафонова И.Н., Ко-леченко А.К., Погорелов Г.А., Шеховцева Л.Ф., 1991], методики исследования уровня развития вербальных (тест Медника) [Воронин А.Н., Галкина Т. В., 1994] и невербальных (краткий вариант теста Торренса) [Воронин А.Н., 1994] творческих способностей.

Характер адаптации студентов колледжа к образовательному процессу исследовался с помощью процедуры лонгитюдных дискретных срезов, в соответствии с которой в экспериментальной и контрольной группах тестирование проводилось дважды - в первые недели обучения и через пол года после начала обучения. Согласно существующим в психологии представлениям о динамике группового развития этого времени достаточно для завершения адаптационного периода.

Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью стандартных методов математической статистики [Боровиков В., 2003] с использованием пакета компьютерных программ «STATISTICA 6.0». Были использованы параметрические методы статистического анализа: оценка различий средних величин по t-критерию Стьюдента, исследование взаимосвязи между исследуемыми переменными при помощи нелинейного множественного регрессионного анализа.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Характер адаптации к образовательному процессу у студентов колледжа с разной направленностью учебной и будущей профессиональной деятельности отличается уровнем и динамикой.

Динамика адаптации у студентов, учебная и будущая профессиональная деятельность которых направлена на информационные технологии, обусловлена степенью полушарной активности, а у студентов, будущая учебная и будущая профессиональная деятельность которых направлена на общение с другими людьми - степенью межполушарного взаимодействия.

2. Характер адаптации к образовательному процессу у студентов колледжа обусловлен специфичным сочетанием уровня развития общих способностей, стиля мышления, особенностей профиля латеральной организации, степени полушарной активности и межполушарного взаимодействия, выраженности свойств нервной системы и свойств темперамента. Влияние особенностей межполушарной функциональной асимметрии студентов на характер адаптации к образовательному процессу опосредовано уровнем и структурой общих (интеллектуальных и творческих) способностей и носит нелинейный характер.

3. Влияние особенностей межполушарной асимметрии у студентов колледжа на характер адаптации к образовательному процессу на её начальных этапах опосредовано в большей степени психологическими факторами (уровнем развития общих способностей, сформированным стилем мышления и т.д.), а на завершающих её этапах - психофизиологическими (свойствами нервной системы, свойствами темперамента).

Научная новизна.

Впервые применён комплексный подход к исследованию адаптации к образовательному процессу у студентов колледжа, специализирующихся в области информационных технологий, в рамках которого выявлена степень влияния психофизиологических и психологических факторов в их взаимодействии на характер адаптации.

Впервые исследованы характер взаимосвязи и степень влияния психофизиологических и психологических факторов на характер адаптации к образовательному процессу у студентов колледжа с различными сочетаниями особенностей межполушарной асимметрии и уровня развития общих способностей.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты работы расширяют существующие представления о влиянии психологических и психофизиологических особенностей студентов на характер их адаптации к образовательному процессу.

Проведённое исследование показало, что влияние особенностей межполушарной функциональной асимметрии мозга у студентов колледжа на характер адаптации к образовательному процессу на её начальных этапах опосредовано в большей степени психологическими факторами (уровнем развития общих способностей, сформированным стилем мышления и т.д.), а на завершающих её этапах - психофизиологическими (свойствами нервной системы, свойствами темперамента).

Полученные результаты могут быть использованы преподавателями и психологами колледжей, администрацией образовательных учебных заведений в учебно-воспитательной работе со студентами и учащимися на разных этапах обучения.

Выводы данной работы необходимо учитывать при организации процесса обучения, а также в психокоррекционной, психодиагностической и профориен-тационной работе со студентами ссузов.

Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечивалась посредством методологической обоснованности общего замысла исследования, продуманности эмпирической части работы, использованием репрезентативного объёма выборки (308 человек), использованием профессионального статистического инструментария, взаимопересечением результатов, полученных при помощи различных методик, и их соотнесением с данными других исследователей.

Апробация работы. Материалы исследования были представлены на заседаниях кафедры психофизиологии и клинической психологии факультета психологии Ростовского госуниверситета (2002-2006); на «Неделе науки» РГУ (2003, 2004); на IV областной научно-практической конференции «Развитие системы работы с одарёнными детьми: проблемы, поиски, решения» (Ростов-на-Дону, 2002); на международной конференции «Психология общения: социокультурный анализ» (Ростов-на-Дону, 2003); на III Всероссийском съезде психологов (Санкт-Петербург, 2003); на научно-практической конференции «Система управления качеством образования в ростовском государственном университете (Ростов-на-Дону, 2003); на II Международной научно-практической конференции "Рабочая концепция одаренности - в практику образования" (Москва, 2004); на научно-практической конференции «Диагностика уровня учебных достижений студентов в современной высшей школе» (Ростов-на-Дону, 2004).); на научно-практической конференции «Роль науки в образовательном учреждении среднего профессионального образования на современном этапе» (Ростов-на-Дону, 2006).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 7 работ общим объемом 1,2 усл.п.л.

Структура и объём диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы из 205 наименований, из них 18 на иностранных языках и 2 приложений. Объём основного текста диссертации составляет 148 страниц, текст иллюстрирован 2 таблицами и 37 рисунками.

Заключение:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённого исследования можно отметить, что полученные данные подтверждают выдвинутые гипотезы и приводят к основным выводам:

1. Установлено, что студенты колледжа с разной направленностью учебной и будущей профессиональной деятельности различаются по характеру адаптации к образовательному процессу. Скорость успешной адаптации студентов к образовательному процессу не связана с направленностью учебной и будущей профессиональной деятельности. Студенты, учебная и профессиональная деятельность которых направлена на информационные технологии, дезадаптируются медленнее, но имеют при этом более низкий уровень адаптации по сравнению со студентами, учебная и профессиональная деятельность которых направлена на общение.

2. Показано, что особенности стиля мышления как показателя когнитивной межполушарной асимметрии могут служить психофизиологической предпосылкой уровня адаптации студентов колледжа к образовательному процессу. ПЛО как показатель сенсомоторной межполушарной асимметрии у студентов с высоким уровнем общих способностей служит психофизиологической предпосылкой скорости адаптации к образовательному процессу.

3. Влияние особенностей межполушарной функциональной асимметрии студентов на характер адаптации к образовательному процессу опосредовано уровнем и структурой общих (интеллектуальных и творческих) способностей и носит нелинейный характер. У студентов с высоким интеллектом характер адаптации к образовательному процессу обусловлен высокой степенью межполушарного взаимодействия, а у студентов со средним интеллектом - выраженным доминированием активности одного из полушарий мозга, детерминирующей способ обработки информации.

4. Установлено, что характер успешной адаптации студентов колледжа обусловлен высокой степенью общей мозговой активности при устойчивом доминировании активности левого полушария и сильным межполушар-ным взаимодействием. Снижение уровня адаптации у студентов, учебная и будущая профессиональная деятельность которых направлена на информационные технологии, обусловлено низкой степенью общей мозговой активности при устойчивом доминировании активности правого полушария; а у студентов, учебная и будущая профессиональная деятельность которых направлена на общение с другими людьми - низкой степенью общей мозговой активности при высокой степени межполушарного взаимодействия.

5. Характер адаптации к образовательному процессу обусловлен сочетанием степени полушарной активности и межполушарного взаимодействия с выраженностью свойств нервной системы. Сочетание доминирующей активности левого полушария и высокой скорости нервных процессов является психофизиологической предпосылкой высокого уровня адаптации. Сочетание доминирующей активности правого полушария и низкой скорости нервных процессов является психофизиологической предпосылкой низкого уровня адаптации.

У студентов с высоким уровнем адаптации к образовательному процессу сила и подвижность нервной системы, степень экстракортикальности (концентрированности) и пластичности нервных процессов, функциональная устойчивость нервной системы и активированность лобных отделов коры левого полушария выражены больше, чем у студентов с низким уровнем адаптации. Высокая межполушарная интеграция и высокая пластичность нервных процессов у студентов с высоким уровнем адаптации спосоюствует динамичному переходу функции ведущего полушария к субдоминантному и обратно в процессе адаптации. На поведенческом уровне это отражается в произвольном и преднамеренно самодерминиро-ванном стиле регулирования поведенческих реакций, который характеризуется развитой способностью к продуцированию и удержанию намерений, динамичностью, высокой переключаемостью способов поведения при взаимодействии с другими.

У студентов с низким уровнем адаптации к образовательному процессу динамичность торможения нервных процессов выше, чем у студентов с высоким уровнем адаптации. Снижение активности левого полушария у этих студентов в процессе адаптации приводит к затруднению моторно-перцептивной деятельности, ухудшению контроля поведения, замедлению процесса адаптации. Им присущ непроизвольный, непреднамеренный внешнедетерминированый стиль регулирования поведенческих реакций, который характеризуется реактивностью и импульсивностью поведения, возникающих на фоне эмоционального напряжения.

6. Студенты с высоким уровнем адаптации к образовательному процессу отличаются от своих однокурсников с низким уровнем адаптации высокой предметной и социальной пластичностью, низкой социальной эмоциональностью, доминированием предметной активности над социальной, а также низкой эмоциональной чувствительностььо в коммуникативной сфере. У студентов с высоким уровнем адаптации к образовательному процессу эмоциональная чувствительность в предметной деятельности доминирует над эмоциональной чувствительностью в сфере общения.

7. В процессе адаптации студентов колледжа выделены быстрые и медленные реакции. Быстрые (неспецифические) реакции отражают наиболее общую адаптивную реакцию на начальных этапах адаптации и опосредованы в большей степени психологическими факторами (уровнем развития общих способностей, сформированным стилем мышления и т.д.). Медленные (специфические) реакции отражают необходимость психофизиологической мобилизации организма на завершающих этапах адаптации и обусловлены преимущественно психофизиологическими факторами (свойствами нервной системы, свойствами темперамента, особенностями функциональной межполушарной асимметрии).

На начальном этапе адаптации её уровень определяется сочетанием у студентов высокого уровня общих способностей со стилем мышления, соответствующим доминантному по степени активности полушарию, либо сочетанием среднего уровня общих способностей со стилем мышления, соответствующим субдоминантному по степени активности полушарию. На завершающем этапе адаптации её уровень определяется сочетанием высокой силы и подвижности нервной системы с доминирующей активностью правого полушария.

Полученные данные и разработанная процедура исследования психофизиологических особенностей адаптации студентов к образовательному процессу могут быть рекомендованы для использования в области профессионального образования, в практике психологического консультирования по вопросам адаптации к новым условиям обучения, профориентации и профессиональной подготовке, а также в практике консультирования по вопросам оптимизации адаптационных процессов.

Перспективы дальнейшего изучения проблемы. Комплексный подход к исследованию психофизиологических особенностей адаптации к образовательному процессу может быть применен для изучения адаптации учащихся лицеев при профессиональных образовательных учреждениях, а также для студентов высших учебных заведений. Представляет интерес сравнительный анализ адаптационных процессов студентов по половому признаку и адаптация к образовательному процессу в специализированных учебных заведениях.

Список литературы:

1. Агафонова И.Н., Колеченко А.К., Погорелов Г.А., Шеховцова Л.Ф. Методики изучения интеллекта (Часть 1) - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского городского института усовершенствования учителей -1991.

2. Айрапетянц В.А. Сравнительное изучение функциональной межполушарной асимметрии у детей на разных этапах онтогенеза // Взаимоотношения полушарий мозга / Мат. Всес. Конф., посвящ. 60-летию образования СССР. Тбилиси: Мецниереба, 1982. С. 92-93.

3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Рекомендации по использованию результатов диагностики природных особенностей человека в педагогической практике/Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека. Вып. 2. М., 1992. С. 99-110

4. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства) М., 1976. -272 с.

5. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. -Свердловск, 1986.

6. Аминев Г.А., Кудашов А.Р. Структура динамических показателей ин-тел-лектуальной деятельности студентов // Вопр. психол. 1990.- N 6.- С. 140-145.

7. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей // Под ред. Гинзбурга М.Р. Москва-Воронеж, 1997

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. — 288с.

9. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество, Вып. XI-II.- М., 1973.- С. 25-27.

10. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем М., 1975.- 448 с.

11. Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации молодого рабочего на промышленном предприятии // Молодежь и труд М., 1970. С. 135-136.

12. Аршавский В.В., Гельгафт E.JL, Ротенберг B.C., Соловейчук JI.JI. Межполушарная асимметрия как фактор адаптации человека в условиях севера//Физиология человека. 1989. - Т.15, N5.-С. 142-145.

13. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности Иркутск, 1986. -С.3-17.

14. Баевский P.M. К проблеме оценки степени напряжения регуляторных систем организма // Адаптация и проблемы общей патологии. Новосибирск, 1974.-С. 88-111.

15. Баевский P.M., Кириллов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе М., 1984.- 221 с.

16. Балина Т.А. Психологические и психофизиологические механизмы изучения иностранного языка детьми 6-7 лет в школах с усложнённой программой: Дисс. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону. 1998, 144 с.

17. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психол., 1989. N 1,- С. 92-100.

18. Барлас Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях // Психол. журн.-1994,-N6,- С. 116-120.

19. Белов А.Ф., Лапкин М.М., Яковлева Н.В. Успешность обучения студентов медицинского вуза: дифференциально-психологический аспект // Пси-хол.журн.- 1994,- N 1.- С. 81-86.

20. Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы // Психологический журнал. 1996. - Том 17, N1. С.44-51.

21. Белоус В.В. Об универсальности теории интегральной индивидуальности // Психология сегодня.- М., 1996. Т.2.- Выпуск 1. - С.9.

22. Бенедиктов Б.А., Бенедиктов С.Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе Минск, 1983. - 224 с.

23. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л., 1988.- 270 с.

24. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая интеграция // Бессознательное Новочеркасск, 1994. - Т.1. - С. 187-200.

25. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. М., 1976. - 186 с.

26. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966.- 349 с.

27. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов - на - Дону, 1983.

28. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества. -М., 1983.

29. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одарённость и проблема её идентификации // Психологическая наука и образование, 2000, №43.

30. Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей//Вопросы психологии. 1984. №1.

31. Боровиков В. Statistica.nccKyccTBO анализа данных на компъютере:Для професионалов.20- изд.(+СБ).- СПб. Литер, 2003. -688 с.

32. Брагина Н.Н.,Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М.Медицина, 1988. - 240 с.

33. Будякина М.П., Русалинова А.А. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации новичков на производстве // Социальная психология и социальное планирование JL, 1973.- С. 92-97.

34. Быкова Л.Г., Кравцов К.Г., Гулинская О.А., Куликов М.А. Дихотическое тестирование учеников младших классов интерната для слепых детей и общеобразовательной школы // Вопросы психологии. 1996 г., №1, С.115-123.

35. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984.- 200 с.

36. Верещагин В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. -Владивосток, 1988. 164 с.

37. Вершинина Т.Н. Производственная адаптация рабочих кадров // Социально-экономические проблемы труда на промышленном предприятии -Новосибирск, 1979.- С. 238-263.

38. Воложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация универсальный биологический механизм приспособления. - М., 1987. - 176 с.

39. Вольф Н.В. Динамика конкурентного взаимодействия вербальной и мануальной деятельности при адаптации и реадаптации после трансмеридионального перелёта//Физиология человека. 1991. Т. 17. №6. С. 142-146.

40. Воронин А.Н. Диагностика невербальной креативности (Краткий вариант теста Торренса) // Методы психологической диагностики. Выпуск 2 / Под ред. Воронина А.Н. -М.: 1994.

41. Воронин А.Н., Галкина.Т.В. Диагностика вербальной креативности (Адаптация теста Медника) // Методы психологической диагностики. Выпуск 2 / Под ред. Воронина А.Н. М.: 1994.

42. Ганжа С.Ю. Социально-психологическая адаптированность и ее относительность // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25 28 июня 2003 года: в 8 т. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2003.

43. Ганзен В.А. Системные описания в психологии JL, 1984.- 176 с.

44. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения //Психол.журн. 1994.-T.15.-N3.- С. 131-135.

45. Гефеле О.Ф. Социальная адаптация личности в ситуациях неопределенности // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25 28 июня 2003 года: в 8 т. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2003.

46. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. // Психология мышления. М.:Прогресс, 1969, с. 531.

47. ГодфруаЖ. Что такое психология.: Пер. с франц.- М.,1992.- Т. 1,2 376 с.

48. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: «Феникс+», 2005. - 512 с.

49. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социол. исслед.- 1994.-N 8-9.- С. 3-16.

50. Данияров С.Б., Соложенкин В.В., Краснов И.Г. Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации у студентов // Пси-хол. журн.- 1989.- N 1.- С. 99-105.

51. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Принцип симметрии асимметрии в изучении сознания человека//Вопросы философии.- 1986, N7. - С.13-17.

52. Дружинин В.Н. Психология общих способностей СПб.: Питер Ком, 1999,- 360 с.

53. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. -М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 144с.

54. Дьяченко М.И., Кондыбович Л.А. Психология высшей школы Минск, 1978.-313 с.

55. Ермаков П.Н. Функциональная межполушарная асимметрия мозга в динамике психомоторной активности человека. Автореферат докт. дисс. -Ленинград, 1988. 38с.

56. Ермаков П.Н., Богуславская В.Ф. Межполушарная функциональная асимметрия детей предшкольного возраста с различной готовностью к обучению в школе // Психологический вестник РГУ, Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1999, с.70-73.

57. Ермаков П.Н., Шумакова Е.Р. Межполушарная функциональная асимметрия и бимануальная активность (на примере оригами) // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону: РГУ, 1999. - Вып.4. - С. 14-32.

58. Ермоленко Н.А. Социальная адаптация молодых советских рабочих в социалистическом производственном коллективе: Автореф. дис.. канд. филос. наук.- Ростов н/Д, 1975.- С.10.

59. Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей//Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991.

60. Заика Е.В. Упражнения для развития взаимосвязей образно- пространственного и вербального мышления // Вопросы психологии. 1996, N 2. - С.24-30.

61. Зайцев В.П. Вариант психологического теста Mini-Mult // Психол. журн. -1981. -T.2.-N3.- С. 118-123.

62. Зараковский Г.М. Функциональное состояние как проявление внутренних условий выполнения деятельности // Тр. 14-го Всесоюз. физиол. о-ва им И.П. Павлова. Л., 1983. - Т. 1. - С. 420-422.

63. Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы профессиональной самоидентификации у студентов педвуза // Вопр. психол.- 1991.-N2.-С. 60-67.

64. Зацепин В.И. Личностные взаимоотношения в коллективе старшеклассников и студентов как условие формирования личности // Личность и группа.-Л., 1973.

65. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Введение в эргономику М., 1979. - 344 с.

66. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения М., 1979,- С. 220.

67. Измайлов Ч.А., Черноризов A.M. Психофизиологические основы эмоций. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 72 с.

68. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001.1. С. 368-373.

69. Иоганзен Б.Г. Логачев Е.Д. Адаптационные уровни экологии человека // Физиолого-генетические аспекты адаптации человека и животных Кемерово, 1978.- С. 3-7.

70. Казначеев В.П. Два типа реагирования на стрессорные воздействия // Адаптация и адаптогены. Владивосток, 1977.- С. 15-18.

71. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации.- Новосибирск, 1980.192 с.

72. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека.-Новосибирск, 1986.- 120 с.

73. Калитеевская Е.Р., Ильичева В.И. Адаптация или развитие: выбор психотерапевтической стратегии // Психол. журн.- 1995.- N 1.- С. 115-121.

74. Каплан Г., Сэдок Б. Клиническая психиатрия. В 2 т. Т.1.: Пер. с англ.-М., 1994,- 672 с.

75. Карвасарский Б.Д. Неврозы. М., 1990.- 572 с.

76. Карцева Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен // Психол. журн 1988.- N 5,- С. 120-127.

77. Кибрик Н.Д., Кушнарев В.В. Профилактика дезадаптации и суицидального поведения у обучающейся молодежи. Методические рекомендации / Под рук. А.Г. Амбрумовой. М., 1988. - 21 с.

78. Кличева З.Б., Кондратова Н.В., Смирнова Е.Э. Некоторые итоги изучения адаптации студентов ЛГУ // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студенчества: Тез.докл. Ереван, 1973.- С. 130-133.

79. Колесов Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке М., 1987.- 176 с.

80. Колызаева Н.Г. Динамика характеристик личности студентов // Психологические проблемы трудовой подготовки учащихся. Психология и высшая школа.- Тез.докл. к VII съезду общества психологов СССР.- М., 1989.-С. 124-125.

81. Комплексная оценка функциональных резервов организма / Айдаралиев А.А., Баевский P.M., Берсенева А.П. и др. Фрунзе, 1988. - 195 с.

82. Кон И.С. Социология личности.- М., 1967,- 383 с.

83. Кончанин Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи // Коммунистическое воспитание студенчества (материалы конф.). Ч.2.- Тарту, 1971,-С. 89-91.

84. Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях -Л., 1978.-271 с.

85. Костандов А.Э. Организация высших корковых процессов у человека при разных формах подкрепления // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 1988. Т. 38. №2. С. 195-206.

86. Кривощеков С.Г., Леутин В.П., Чухрова М.Г. Психофизиологические механизмы незавершенных адаптаций. Новосибирск, 1998.

87. Кряжева И.К. Включенность личности в трудовой процесс и эмоциональное самочувствие как критерии адаптированности рабочего на производстве // Социально-психологические проблемы производственного коллектива.- М., 1983,- С. 239.

88. Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса спервокурсниками. М., 1991.- 48 с. - (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор.информ./НИИВО; Вып.З).

89. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс.: Пер. с англ.- М., 1970.- С. 178-209.

90. Ларионова С.А. Концептуальная модель социально-психологической адаптации личности // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25 — 28 июня 2003 года: в 8 т. СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2003.

91. Левин К. (Lewin К.) Типы конфликтов // Психология личности. Тек-сты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея.: Пер. с англ.- М., 1982.- С. 93-97.

92. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации Новосибирск, 1992. - 216 с.

93. Леутин В.П. Гипоксическая активация резервных возможностей мозга // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25 28 июня 2003 года: в 8 т. — СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2003.

94. Леутин В.П., Николаева Е.И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга Новосибирск: Наука, 1988.192 с.

95. Леутин В.П., Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность Санкт-Петербург: Речь, 2005.- 366 с.

96. Личко А.Е. Усовершенствованный метод патохарактерологического исследования подростков. Методические рекомендации Л., 1983. - 40 с.

97. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.1. М.: Наука, 1984.

98. Лукаш Е.Ю. Отношение к социальной адаптации у творчески одарённых детей в России и в США // Вопросы психологии, 2004. №4. С. 22-30.

99. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973. - 373с.

100. Лурия А.Р. Мозг и психика // Хрестоматия по психологии/ Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1987 - 447 с. - С. 83-100.

101. Макаренко Н.В. Психофизиологические функции человека и операторский труд. Киев, 1991. - 216 с.

102. Макаренко Н.В., Вороновская В.И., Панченко В.М. Связь индивидуальных психофизиологических свойств с успешностью обучения в вузе // Психол.журн.- 1991.- N 6.- С. 98-104.

103. Маклаков А.Г., Положенцев Д.А., Руднев Д.А. Психологические механизмы поведения типа А у молодых людей в период адаптации к длительным психоэмоциональным нагрузкам // Психол.журн. 1993.- N 6.- С. 86-94.

104. Мараев В.А., Холопова Г.П. Профессионализация памяти студентов // Вопр.психол.- 1990,- N 3.- С. 94-99.

105. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. — М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 2001.- 400с.

106. Маслоу А. Самоактуализирующаяся личность // Психология личности. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1985.

107. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб: Издат. группа «Евразия», 1997.

108. Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов.- Л., 1982.- 103 с.

109. Медведев В.И. Учение об адаптации и его значение для военной медицины // Актовая речь Л., 1983.- 24 с.

110. Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса Л., 1984.- С. 3-16.

111. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика М., 1981.- 278 с.

112. Меерсон Ф.З. Общий механизм адаптации и роль в нем стресс-реакции, основные стадии процесса // Физиология адаптационных процессов -М., 1986.- 635 с.

113. Меерсон Я.А. О роли левого и правого полушарий головного мозга в процессах вероятностного прогнозирования // Физиология человека. 1986. Т. 12 №5. С. 723 -731.

114. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. пособие для слушателей ИПК преподавателей пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-тов.-М.,1985.-319 с.

115. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

116. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социол. исслед., 1999. №3. С. 104-114.

117. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. (Mescon М.Н., Albert М., Khe-douri F.) Основы менеджмента.: Пер.с англ. -М., 1992.- 702 с.

118. Милославова И.А. Роль социальной адаптации в условиях современной НТР // Философия и социальная психология: Науч. докл.Л., 1979.- С. 132-136.

119. Михайлова М.Н. Проблемы диспансеризации студентов с экзогенно-органическими психическими расстройствами // Современные вопросыэкзогенно-органических расстройств и оптимизации психиатрической помощи. Кемерово, 1989. - С. 91-93.

120. Молодцова Т. Д. Подростковые трудности: условия преодоления Ростов - на - Дону, 1999.

121. Молодцова Т. Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоление дезадаптации подростков Ростов - на -Дону, 1997.

122. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. (Формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1988. 263 с.

123. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. -М.: Наука, 1976.

124. Некипелов Н.И., Кухлова Г.Г. Модель срочных адаптационных реакций и ее применение для оценки работоспособности студентов // Вопросы профориентации, адаптации и профессиональной подготовки / Под ред. В.Г. Асеева. Иркутск, 1994.- С. 43-51.

125. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн.1. Общие основы психологии.- М.,- 1994.- 576 с.

126. Никитина И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации // Вопр. теории и методов социологических исследований (по материалам науч.-теорет. конф.).- Вып. 3.- М., 1980.- С. 57.

127. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Учебник. М.: ПЕР СЭ; Логос, 2003.-544 с.

128. Ноздрачев А.Д. Нервная регуляция висцеральных функций. Автономная (вегетативная) нервная система // Физиология висцеральных систем.-М., 1991.-С. 5-71.

129. Общая психология / Под ред. В.В. Богословского.- М., 1981.- 383 с.

130. Павленко Т.П. Педагогические основы социальной адаптации подростков с отклонениями в развитии: Дис. канд. псих. наук. -М, 1997.

131. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории М., 1971.351 с.

132. Педагогика высшей школы / Под ред. Ю.К. Бабанского Ростов н/Д., 1972.- 121 с.

133. Пейсахов Н.М. Психологические и психофизиологические особенности студентов Казань, 1977.- 243 с.

134. Петровский В. А. «Психология неадаптивной активности», 1992;

135. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения М., 1982.- 309 с.

136. Плотников В.В., Андриянин Д.Ю. Значение уровня беспокойства-тревоги в адаптации студентов к обучению в вузе // Проблемы умственного труда.- М., 1983.- Вып. 6.- С. 28-38.

137. Подольский А.И. Исследование учебной деятельности студентов // Вопр.психол. 1990.- N 5.- С. 176-177.

138. Прохоров А.О. Особенности психических состояний личности в обучении // Психол.журн.-1991.- N 1,- С. 47-54.

139. Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуре-вича и др.- Бийск, 1993.- 324 с.

140. Рабинович П.Д., Нуждина М.П. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей // Вопр.психол., 1987. N 6.- С. 112-115.

141. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара, 1998.

142. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности.// Вестник СПб.ГУ, сер.6, 1995, вып.З, №20, с. 74-79.

143. Росин Я.А. Регуляция функций. М., 1984.- 172 с.

144. Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности Минск, 1984. - 176 с.

145. Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация -М., 1984,- 192 с.

146. Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1989, -239 с.

147. Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований//Психол. журн. -1991.-Т. 12,N5.-С. 118-123.

148. Рыженков П.Е. Из жизни первокурсника // Самоорганизация студентов первого курса: Учеб.пособие. Новосибирск, 1990. С. 5-19.

149. Селиванов В.И., Гаврилина С.А. Взаимосвязь воли и самоконтроля в учебной деятельности студентов // Психол.журн.- 1991.N 5.- С. 44-50.

150. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме.: Пер. с англ.- М., 1960.254 с.

151. Семке В.Я. Истерические состояния. М., 1988,- 224 с.

152. Сиротюк A.JL Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.:ТЦ «Сфера», 2000. -128 с.

153. Собчик JT.H. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Методическое руководство.- М.,1990.- 75 с.

154. Слоним А.Д. Среда и поведение: Формирование адаптивного поведения. -Л, 1976,-212 с.

155. Смирнов А.Г. Вопросы динамики протекания социально-психологической адаптации студентов к вузу // Психологические условия профессионального становления личности в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы. М., 1988.- С. 100-101.

156. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Логос, 1995.671 с.

157. Султанов Ф.Ф. Принципы, пути и особенности адаптации человека к аридным условиям // Тр. 13 съезда Всесоюз. физиол. о-ва. Л., 1979. Т.1.- С. 422-424.

158. Таланов В.Л. Определение полушарного доминирования по количественному показателю асимметрии ведущего глаза, диагносцируемому методом бинокулярной конкуренции с применением матриц цифровыхили буквенных стимулов (гаплоскопия). Л.: Наука, 1990.- 132 с.

159. Тарабрина В.Н. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Методические рекомендации.- JL, 1984. 46 с.

160. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.:Просвещение,1961. 479 с.

161. Терещенко А.Г. Изменения особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности / Под ред. В.Г. Асеева.-Иркутск, 1986. С. 89-103.

162. Фельдштейн Д.И.Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований //Бюллетень высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации №6, ноябрь 2005.-41 с.

163. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. А.В. Петровского. -М., 1970.- 243 с.

164. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г.И. Царегородце-ва.-М., 1975,- 277 с.

165. Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже.: Пер. с англ.- М., 1967.- 623 с.

166. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология / Под ред. П.Фресса и Ж.Пиаже.: Пер. с франц.- М., 1975.Вып. 5.- С. 111-195.

167. Фролова О.П., Юркова М.Г. Психологический тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе // Вопросы профориентации, адаптации и профессиональной подготовки / Под ред. В.Г. Асеева. Иркутск, 1994. С. 55-64.

168. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.

169. Ханин Ю.Л. Исследование тревоги в спорте // Вопр. психол., 1978. N 6.-С. 94-106.

170. Хасан Б.И. Война с конфликтом (Критика методологических оснований психологических исследований и разработок) // Прикладная психология. Опыт и перспективы / Под ред. Б.И. Хасана. Красноярск, 1990. - С. 52-73.

171. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. М., Томск, 1997.

172. Хомская Е.Д. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполу-шарного взаимодействия. М.: изд-во МГУ. 1995. С.210-212

173. Хомская Е.Д., И.В.Ефимова, Е.В.Будыка, Е.В.Ениколопова Нейропсихология индивидуальных различий. Учебное пособие. М.:, Российское педагогическое агентство. - 1997.

174. Хорни К. Невроз и личностный рост С -Пб., 1997.

175. Цагарелли Ю.А. Методика диагностики активации, функциональной асимметрии полушарий головного мозга и психоэмоциональных состояний. М.: изд-во «Наука». 1987. 52 с.

176. Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психол. журн. 1996. Т. 17. №1, с. 19-35.

177. Шарп Д. (Sharp D.) Типы личности: Юнговская типологическая модель.: Пер. с англ. Воронеж, 1994. - 128 с.

178. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе. Фило-софско-социологические проблемы. Красноярск, 1991. 232 с.

179. Эриксон Э. Детство и общество. М., 1992.

180. Юревиц А.Ж., Аверьянов B.C., Виноградова О.В. и др. Адаптация к профессиональной деятельности // Физиология трудовой деятельности (Основы современной физиологии) / Под ред. В.И. Медведева СПб., 1993.-С. 209-284.

181. Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов на первом и втором курсах обучения в вузе // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерово, 1997. С. 60-68.

182. Яницкий М.С. Состояния психической дезадаптации у студентов и пути оптимизации адаптационного процесса в вузе // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерово, 1998. С. 58-67.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: