Наука и общество

В настоящее время наука является приоритетным направлением в деятельности государства. Во многих странах проблемами ее развития занимаются особые правительственные ведомства, специальное внимание уделяют им даже президенты государств. Внимание властей к научным исследованиям стало резко возрастать после того, как 2 августа 1939 г. А.Эйнштейн сообщил Д.Рузвельту о том, что физиками выявлен новый источник энергии, который позволяет создать атомную бомбу. Успех «Манхеттенского проекта», который привел к созданию атомной бомбы, а затем запуск Советским Союзом 4 октября 1957 г. первого спутника Земли помогли всем странам осознать большую важность проведения государственной политики в развитии науки.

Наука сегодня не может обойтись без помощи общества, государства, так как на развитие ее нужны огромные деньги. Она требует не только подготовки научных кадров, оплаты труда ученых, но и обеспечения научных исследований приборами, установками, материалами, информацией. Так наука стала непосредственной производительной силой, важнейшим фактором культурного развития людей, инструментом политики. Вместе с тем резко возросла и ее зависимость от общества. Коммерческая выгода, интересы политиков существенно воздействуют на приоритеты в области научно-технических исследований. Ярчайшим свидетельством этого является то, что около 40% ученых так или иначе связаны с решением задач, имеющих отношение к военным ведомствам. Но общество влияет не только на выбор наиболее актуальных для исследования проблем. В определенных ситуациях оно посягает и на выбор методов исследования, и даже на оценку полученных результатов. Таких примеров привести можно много. Так, в СССР благодаря вмешательству в науку политиков, с одной стороны, стимулировались исследования, связанные с освоением космоса, с использованием атомной энергии, а с другой – активно поддерживалась антинаучная позиция Т.Д.Лысенко в генетике, выступления против кибернетики. Идеологические догмы деформировали науки о культуре, человеке, обществе, фактически ликвидировав возможности их творческого развития. В итоге целый ряд крупных направлений обществознания оказался вне осмысления нашей наукой. Это относится, в частности, к изучению рыночной экономики, культурологии, философии человека и истории.

Могут ли ученые обрести свободу исследований? Пока нет. Дело обстоит так, что чем большее значение для общества приобретают достижения науки, тем в большей зависимости от него оказываются ученые. Постоянное давление общества требует от ученого результативности его исследований, а это создает излишнюю напряженность в его жизни и мешает творчеству.

Одной из важных проблем современной науки является вопрос об ответственности ученых перед обществом. Насколько ответственны ученые за последствия применения их идей, технических разработок? В какой мере они причастны к многочисленным негативным последствиям использования достижений науки и техники в XX столетии? Ведь и массовые уничтожения людей на войнах, и разрушение природы не были бы возможны без использования современной науки и техники. По мнению бывшего президента США Г.Трумэна, дело ученого – решать те задачи, которые перед ним ставит общество, власть, а остальное не должно его волновать. Вероятно, многие государственные деятели поддержали бы такую позицию. Но она неприемлема для ученых. Они не хотят быть марионетками, безропотно исполняющими чужую волю, и активно включаются в политическую жизнь. Прекрасные образцы такого поведения продемонстрировали выдающиеся ученые: А.Эйнштейн, Б.Рассел, Ф.Жолио-Кюри, А.Сахаров и др. Их активная борьба за мир и демократию была основана на ясном понимании того, что достижения науки и техники должны использоваться на благо всего человечества.

В наше время ученый не может жить вне политики. Активное участие ученых в жизни общества, их влияние на выработку и принятие политических решений необходимо, но ученый должен оставаться ученым. И это его высочайшее предназначение. Нам же необходимо построить такое общество, в котором была бы потребность и возможность при решении всех вопросов опираться на науку, учитывать мнение ученых. (По В. Купцову)

& § 13. Аннотация как жанр научного стиля

N 13.1. Прочитайте текст, расскажите, что представляет собой аннотация.

Аннотация – это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи.

Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Эти данные можно включить и в первую часть аннотации.

Аннотация обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения.

Субъект действия в аннотации обычно не называется, потому что он ясен, известен из контекста; активнее употребляются пассивные конструкции (глагольные и причастные).

¿ 13.2. Запишите в тетрадь из текста «Что такое аннотация?» на web-странице http://www.gramota.ru/spravka/letters/?rub=rubric_85 определение аннотации.

¿ 13.3а. Прочитайте образец аннотации на web-странице http://doc-style.ru/NTT/?id=1.2. Подберите текст по своей специальности для составления аннотации.

¿ 13.3б. Просмотрите перечень клише на web-странице http://doc-style.ru/NTT/?id=1.2. Пользуясь клише, составьте аннотацию к тексту по вашей специальности.

& § 14. Рецензия как жанр научного стиля

¿ 14.1. Ознакомьтесь с текстом «Как писать рецензию» на web-странице http://www.svetozar.ru/index/id/48692/index.html, запишите основные положения текста в тетрадь.

¿ 14.2. Посетите web-страницу http://doc-style.ru/NTT/?id=1.5 и прочитайте текст «Рецензия и отзыв», подготовьте устное сообщение о составлении рецензии.

& § 15. Реферат

¿ 15.1. Прочитайте текст «Реферат» на web-странице http://doc-style.ru/NTT/?id=1.3, подготовьте устное сообщение с характеристикой реферата как жанра научного стиля.

¿ 15.2. Прочитайте текст «Как составить реферат» на web-странице http://www.gramota.ru/spravka/letters/?rub=rubric_80. Расскажите о видах реферата, его структуре.

¿ 15.3. В научной печати выберите статью по специальности. Пользуясь моделью реферата научной статьи на web-странице http://doc-style.ru/NTT/?id=1.4, самостоятельно составьте реферат выбранной статьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: